Нормы права по своей природе объективно сохраняют инертное начало и отстают от динамично складывающихся общественных отношений. Это качество имеет несомненную ценность в "традиционных" условиях и формах развития общества, однако, в информационную эпоху "торможение" привносит неопределенность ситуации, связанной с правовым обеспечением информационных интересов личности, общества и государства.
Отмечается роль и место международных правовых актов в вопросах регулирования информационной сферы, их влияние на формирование правового обеспечения защиты интересов субъектов информационных правоотношений в России.
Анализируется особая роль нормативных положений Конституции РФ, являющейся ядром правовой системы России, а также значение и место "вводимых конституционным правом общеправовых категорий", имеющих определяющее содержание для правовых понятий и конструкций информационного права.
В частности, сопоставляется существование и генезис конституционно-правовой ценности "свобода информации" с ее конституционными ограничениями, а также отраслевым режимом ограничения распространения отдельных видов информации и наличием соответствующих составов информационных правонарушений. Комплексное изучение категорий "злоупотребление правом" и "уважение прав и свобод других" (п.3 ст.17 Конституции РФ), межотраслевой анализ норм права и конкретизации в них информационно-правовых ограничений и запретов отдельных видов деятельности участников информационной сферы (например, СМИ, операторов и пользователей сети Интернет) позволили автору обнаружить незавершенность процесса законодательного закрепления отдельных составов информационных правонарушений, предусматривающих ответственность за злоупотребление правом и неуважение прав других при осуществлении собственных прав и свобод.
В порядке сравнения сопоставляют нормы базовых федеральных законов системы информационного законодательства (об информации, о доступе к официальной информации, о персональных данных, о связи, о коммерческой тайне, об электронной цифровой подписи и др.) с правовыми нормами кодексов (УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ, ГК РФ), определяющих ответственность за различные информационные правонарушения. В ходе такого анализа обращают внимание на недостаточно эффективное использование законодателем всего разнообразия правовых средств формирования нормативного материала, особенно таких инструментов, как запреты, ограничения и стимулы, их реализацию при конструировании составов информационных правонарушений (особенно, при формировании системы их предупреждения).
Рассматривают варианты зарубежного законодательства, обеспечивающего правопорядок в информационной сфере, в частности, законы США, Великобритании, Франции, Канады, Австралии и др. Представлены примеры отечественной и зарубежной судебной практики по делам о правонарушениях в информационной сфере.
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" [8] (далее - Закон № 126-ФЗ) устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
Целями Закон № 126-ФЗ являются:
создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации;
содействие внедрению перспективных технологий и стандартов;
защита интересов пользователей услуг связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;
обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи;
создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи;
обеспечение централизованного управления российскими радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации;
создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Глава 11 Закон № 126-ФЗ носит название "Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области связи". Эта глава содержит всего одну ст.68 под названием "Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области связи", которая имеет в своем составе некоторое количество отсылочных и бланкетных норм.
Пункт 1 ст.68 Закон № 126-ФЗ регламентирует, что в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области связи, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
Согласно ст. ст.68, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области связи, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
Убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению операторам связи и пользователям услугами связи в соответствии с гражданским законодательством.
Операторы связи несут имущественную ответственность за утрату, повреждение ценного почтового отправления, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной ценности, искажение текста телеграммы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении двадцати четырех часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму, за исключением телеграмм, адресованных в поселения, в которых отсутствует сеть электросвязи.
Размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение операторами связи обязанностей по пересылке или доставке иных регистрируемых почтовых отправлений определяется федеральными законами.
Работники операторов связи несут материальную ответственность перед своими работодателями за утрату или задержку доставки всех видов почтовых и телеграфных отправлений, повреждение вложений почтовых отправлений, происшедшие по их вине при исполнении ими должностных обязанностей, в размере ответственности, которую несет оператор связи перед пользователем услугами связи, если иная мера ответственности не предусмотрена соответствующими федеральными законами.
Оператор связи не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче или приему сообщений либо пересылке или доставке почтовых отправлений, если будет доказано, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пользователя услугами связи либо вследствие действия непреодолимой силы.
Анализ законодательства об ответственности за информационные правонарушения позволил говорить о том, что устанавливаемая в нормативных правовых актах система дозволений и запретов, определяющих режим в информационной сфере, не полностью соответствует конструкциям составов информационных правонарушений. Система ограничений и стимулов законодателем используется недостаточно активно, что не позволяет эффективно противодействовать правонарушениям в информационной сфере.
|