Борьба с контрабандой является одной из самых острых проблем мирового сообщества. Россия не является в этом отношении исключением. Более того, в современных условиях развития нашей страны, где теневая экономика стимулирует ежегодный прирост преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, наиболее актуальными проблемами остаются незаконные импортно-экспортные операции с сырьевыми ресурсами, вывоз из России за границу стратегического сырья, валютных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей. Эти правонарушения наносят серьезный урон экономической безопасности страны[11, c.78]. Одним из наиболее общественно опасных преступлений такого рода является контрабанда.
В современный период, характеризующийся резким обострением социально - экономических противоречий в стране, отмечается постоянное увеличение контрабандного перемещения товаров и предметов, изъятых из свободного оборота. «Ассортимент» предметов контрабандной торговли чрезвычайно разнообразен и время от времени меняется в зависимости от конъюнктуры рынка.
По таможенному законодательству, товар - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства [12, c.65]. Особого разговора требуют так называемые специальные предметы контрабанды: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегические товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. Специфика контрабанды проявляется в ее тесной связи с другими преступлениями. Она ущемляет экономические, торговые, культурные и иные интересы общества, в определенной степени создает угрозу государству.
С каждым годом потоки контрабанды образцов дикой природы увеличиваются. На российских таможнях не прекращаются факты задержания растений и диких животных. Расхищение данной категории биоресурсов стало достигать значительных масштабов, что создает возрастающую угрозу для экономической безопасности Российской Федерации.
Ежегодно из России без надлежащего таможенного оформления уходит большое количество морских биоресурсов. Эта проблема характерна для Дальневосточного региона. Так, согласно статистическим данным, только одного кальмара в первом полугодии 2015 года с территории России вывезли больше на 34 600 %, чем за аналогичный период 2014 года. В действительности же под видом кальмара, который экспортируется беспошлинно, вывозится другой товар: возможно, краб либо гребешок. По закону, прежде чем отправляться за границу после вылова биоресурсов, судно обязано вернуться в российский порт и пройти таможенное оформление. Существует незаконный способ перегрузки выловленных биоресурсов с судна на судно прямо в открытом море[23, c.87].
Именно Россия является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров леса и лесоматериалов. Большая часть лесной продукции вывозится за рубеж с нарушениями законодательства, что наносит огромный ущерб бюджету страны и экологической безопасности России. Все это происходит из-за того, что таможенная служба не может учитывать объемы вывозимого леса, потому что на данный момент для этого не разработано специальных методик.
В пункте пропуска таможенным органам представляются сопроводительные документы на лес, и они вынуждены соглашаться с тем, что в них указано. По данным ФТС России, только за 2013−2014 годы были выявлены факты незаконного перемещения леса и лесоматериалов на сумму более 172 миллионов долларов. Каждое государство стремится обеспечивать сохранность ценностей национальной культуры. В настоящее время исследование проблемы контрабанды культурных ценностей приобретает особо значимый характер. Задача таможенных органов состоит в том, чтобы пресекать контрабанду культурных ценностей, ведь в результате этих преступных действий Россия теряет уникальные произведения искусства, которые являются национальной гордостью нашей страны. К основным объектам контрабанды культурных ценностей относятся иконы, рукописные и редкие книги, произведения изобразительного искусства, а также предметы религиозного культа и декоративно-прикладного искусства [21, c.23].
За последнее десятилетие таможенными органами было пресечено незаконное перемещение через границу более 90 тысяч предметов культурных ценностей, а также было возбуждено 174 дела об административных правонарушениях и 96 дел по статье «контрабанда». [5] Увеличение потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию Российской Федерации в последнее время представляет серьезную угрозу национальной безопасности России. Эту проблему обычно называют проблемой «контрабандных людей». По различным данным, в настоящее время в России находится от 500 до 1,5 миллионов лиц без гражданства и иностранных граждан, проживающих незаконно.
В настоящее время существует устойчивая тенденция к возрастанию количества иностранцев, въезжающих на территорию России. Все более заметное влияние на экономическую, демографическую и социально-политическую обстановку в стране оказывает незаконная миграция и связанные с ней процессы.
В 2015 году по оценкам экспертов, в различных отраслях промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве и коммерческой сфере было занято от 3 до 5 миллионов нелегальных иностранных рабочих из Грузии, Армении, Китая, Вьетнама, Украины и Молдавии. Можно смело утверждать, что отдельные районы России наполняются неквалифицированной рабочей силой из соседних стран именно из-за неконтролируемой иммиграции. В свою очередь, иммигранты, находясь на территории России, пользуются общественным продуктом, но при этом не участвуют в экономической жизни Российской Федерации. Многие иммигранты чувствуют безответственность и безнаказанность за пересечение государственной границы. Это позволяет им заниматься незаконной коммерческой деятельностью, включая торговлю наркотиками, оружием и боеприпасами, что представляет огромную угрозу для экономической безопасности Российской Федерации. Федеральная служба безопасности России и входящие в ее состав органы пограничного контроля стали участниками противодействия незаконной миграции.
Результаты служебно-боевой деятельности ФСБ показали, что за последние 10 лет в несколько раз возросло количество задержанных на границе России незаконных мигрантов. Необходимо развитие инфраструктуры таможенных пропускных пунктов для повышения эффективности борьбы с контрабандой. С 2003 по 2014 годы на различных участках границы были построены 186 автомобильных пунктов пропуска, и сейчас особое значение приобретает оснащение их современным оборудованием [13, c.83].
Во всех регионах России таможенное оформление начали проводить с помощью электронного декларирования. Электронная форма декларирования подходит для автомобильного, трубопроводного и железнодорожного видов транспорта. Достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования в настоящее время имеют 74 таможенных органа, и число их растет с каждым днем. Более 15 тысяч грузовых таможенных деклараций было оформлено с применением электронной формы декларирования.
Внедрение электронного декларирования привело к ускорению таможенного оформления. Перспективной задачей является оборудование международных транспортных узлов современными инспекционно-досмотровыми комплексами, которые позволяют в течение 5 минут без вскрытия и разгрузки транспортных средств обнаружить запрещенные к перевозке документы.
С помощью таких комплексов таможенник в течение нескольких секунд сможет увидеть содержимое контейнера или транспортного средства, что очень важно как с точки зрения борьбы с контрабандой и терроризмом, так и с точки зрения ускорения прохождения границы [5]. Проблема контрабандной деятельности уже давно стала одной из острейших не только для России, но и для многих развитых стран мира.
Нелегальная миграция, незаконный оборот наркотических средств и оружия, вывоз валюты и сырьевых источников, нелегальный ввоз различного рода товаров и другие таможенные преступления в последние годы в России имеют тенденцию к росту и превращаются в большую общенациональную проблему, которую смело можно отнести к категории реальных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Защита национальных интересов в таможенном пространстве страны должна предусматривать осуществление экономических, политических, военных, административных, правовых, социальных, природоохранных, пограничных и иных мер по выявлению и предупреждению угроз национальной безопасности России. В результате исследования можно сделать вывод, что угрозы экономическим интересам и национальной безопасности Российской Федерации, исходящие от контрабандной деятельности, настоятельно требуют повышения эффективности государственной таможенной политики и оптимизации деятельности государственных органов в борьбе с контрабандой [15, c.29].
Таможенные правонарушения и преступления, их последствия, устойчивые негативные тенденции развития представляют для России в настоящее время значительную опасность своим влиянием на многие аспекты жизни общества как экономического и социального характера.
Интернационализация, специализация, высокая латентность преступности в таможенной сфере, стремительное возрастание ее опасных организованных форм, участившиеся случаи нападения, захвата в заложники таможенников и членов их семей привели к необходимости принятия неотложных мер по усилению борьбы с этой преступностью, контроля и надзора в таможенной сфере, координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с этой преступностью.
Резко обостряет решение этой проблемы высокая коррумпированность, взяточничество, соучастие в контрабанде, злоупотребления служебным положением, халатность ее работников, причиняющие огромный ущерб государству[16, c.88].
Нельзя не отметить, что актуальность рассматриваемой проблемы связана и с тем, что от эффективного противодействия таможенным правонарушениям во многом зависит состояние борьбы с экономической преступности в целом. Наращиваемый преступный капитал, получаемый в результате контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей, используется для вложения в новые виды преступной деятельности. Прослеживаются связи и взаимозависимости между таможенными преступлениями и отмыванием "грязных" денег, хищениями, насильственными преступлениями, преступники пользуются вновь открывшимися возможностями, предоставляемыми им международной финансовой системой, глобализацией финансовых рынков, компьютеризацией денежного обращения, финансовыми гаванями, долларизацией экономики России.
В исследованиях, посвященных таможенным преступлениям, последние определяются как общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и ввоза на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету [14, c.29].
Одной из характерных особенностей таможенных преступлений является то, что все рассматриваемые нормы являются бланкетными, в силу чего необходимо обращаться к целому ряду нормативных документов. В первую очередь это Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законы Российской Федерации, приказы Федеральной таможенной службы и др.[11, c.65].
Основной непосредственный объект контрабанды представляет собой установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.
Контрабанда делится на ввозную и вывозную, уголовная ответственность за контрабанду дифференцируется в зависимости от особенностей ее предмета.
Ч. 1 ст. 188 УК РФ определяет контрабанду как «перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием».
Следовательно, состав контрабанды относится к числу формальных, а значит, независимо от наступления общественно опасных последствий, преступление считается оконченным в момент его совершения [4].
Кроме того, не имеет значение, было преступление совершено путём активных действий (незаконного перемещения через границу товаров и транспортных средств), или пассивного бездействия (не оформления, не декларирования товаров, не информирования таможенных органов).
Незаконное перемещение через границу товаров меньше указанной стоимости будет являться уже е уголовным, а административным правонарушением.
Применительно к валюте и валютным ценностям судебная практика исходит из того, что в эту сумму не должна входить ввозимая или вывозимая из России иностранная валюта, не подлежащая декларированию таможенному органу [16, c.23].
Несмотря на теоретическое разделение способов совершения контрабанды, практически она чаще совершается несколькими способами одновременно (обманное использование документов и недостоверное декларирование).
Ч. 2 ст. 188 УК РФ к контрабанде относит перемещение через границу РФ предметов, изъятых из гражданского оборота или находящихся в ограниченном обороте (наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, сильнодействующие вещества, огнестрельное оружие). А также предметы, перемещаемые через таможенную границу РФ согласно особым правилам (стратегически важные сырьевые материалы, культурные ценности).
В отличие от ч. 1 ст. 188 УК РФ, размер перемещаемых через границу вышеперечисленных предметов не имеет значения для квалификации. Более того, такое нарушение, как не декларирование не может иметь место, когда речь идёт о перемещение через таможенную границу изъятых из гражданского оборота предметов, само обладание которыми уже влечёт уголовную ответственность, например по ст. 222, 228, 228.1 УК РФ. Ст. 322 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконное пересечение государственной границы РФ, тем самым исключая совокупность квалификаций по ст. 188 УК РФ [2].
Анализ уголовных дел показал, что некоторые суды по-разному квалифицируют действия виновных при предъявлении обвинения в незаконном пересечении Государственной границы РФ на право выезда и въезда в РФ без действительных документов.
Субъективная сторона контрабанды характеризуется только прямым умыслом. То есть, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления (в данном случае, противозаконного перемещения предметов через границу) [12, c.67].
При этом установление прямого умысла виновного на совершение контрабанды является обязательным условием привлечения к уголовной ответственности по ст. 188 УК РФ.
В настоящее время широко распространены крупномасштабные, систематически совершаемые случаи контрабанды, которые совершаются организованными группами, с привлечением должностных лиц и таможенных служащих.
Это налаженные каналы передвижения через границу большого объёма товаров с уклонением от уплаты налогов и таможенных сборов [13, c.87].
Относительно экспорта, ст. 189 УК РФ предусматривает ответственность за незаконный экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Подобные деяния нарушают не только российское законодательство о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, но также и нормы международного права о нераспространении оружия массового поражения. Военно-техническое сотрудничество РФ с другими странами подразумевает контроль за вывозом и ввозом продукции военного назначения, а также за ее разработкой и производством[17, c.76].
Порядок нормальных внешнеэкономических отношений в сфере экспорта сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, выполнение работ и оказание услуг военного характера регулируется Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»[11].
Эта деятельность основывается на приоритете интересов РФ, государственной монополии, соблюдении международных договоров о нераспространении ядерного оружия, запрещении оружия массового поражения (ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»).
Таким образом, преступления, предусмотренные ст. 189 УК РФ, носят скорее не экономический, а противообщественный и противогосударственный характер.
Дополнительным объектом данного преступления могут быть мир и безопасность человечества, поэтому преступление отнесено уголовным законом к категории тяжких.
Закон называет основное свойство предметов преступления, предусмотренных ст.189 УК РФ, они могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, в отношении которых установлен экспортный контроль. Порядок проведения экспортного контроля регулируется Федеральным законом от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» [5].
Объективная сторона преступления – незаконный экспорт перечисленных предметов, под экспортом следует понимать вывоз указанных предметов с таможенной территории РФ, а под экспортом услуг - выполнение определенных работ за пределами территории РФ. Коммерческая операция, в ходе которой указанные предметы не вывозятся с таможенной территории РФ, но в ходе, которой происходит продажа перечисленных предметов иностранному лицу, с целью дальнейшей переработки и вывоза за границу, также приравнивается к экспорту.
Итак, экспорт должен проходить согласно установленному специальному экспортному контролю, который, в свою очередь, является целой системой правовых норм, определяющих порядок контроля за вывозом имущества военно-технического назначения, техники, вооружения, документации, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, а также оказание услуг военно-технического характера.
Для этих же целей, а также для обеспечения выполнения международных обязательств РФ, 14 июня 2001 г. правительство РФ утвердило Положение № 462 об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях. Данное положение устанавливает порядок вывоза из России и (или) передачу контролируемых предметов (оборудования, материалов, технологий) иностранным лицам, международным организациям или их представителям любым из существующих на сегодняшний момент способов [12, c.76].
Ст. 194 УК РФ предусматривает наказание за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере. То есть, данным противоправным деянием, лицо, его совершающее, нарушает установленный порядок таможенного контроля, и уклоняется от выполнения обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции РФ, платить налоги и сборы.
Объектом данного преступления является, с одной стороны, финансовые интересы государства (отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля), с другой, - отношения в сфере таможенного регулирования (отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля).
Представляется, что более правильную позицию занимают те ученые, которые усматривают два непосредственных объекта: отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и финансовые интересы государства.
Дополнительным непосредственным объектом — финансовые отношения в сфере формирования государственного бюджета.
Законодательство РФ предусматривает уплату таможенных платежей за пересечение таможенной границы любым способом и видом, в том числе при пересылке в международных почтовых отправлениях, использовании трубопровода и линий электропередач, невыполнение этой обязанности нарушает установленный порядок внешнеэкономической деятельности государства [18, c.22].
Поступления в государственную казну РФ таможенных налогов и сборов с организаций и граждан является существенным источником формирования государственного бюджета.
Проверка документов ФТС России, касающихся ведомственного контроля за расследованием уголовных дел, анализ уголовной статистики и выборочное изучение уголовных дел показали, что в подавляющем большинстве случаев экономической контрабанды, связанной с уклонением от уплаты таможенных платежей, таможенные органы при возбуждении уголовного дела квалифицируют содеянное лишь по ст. 188 УК РФ, оставляя без внимания признаки преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ.
Последнее обусловлено тем, что в ходе до следственной проверки (на стадии таможенного контроля и (или) административного расследования) таможенные органы в силу нечеткого понимания уголовно-правовых признаков преступлений, предусмотренных ст. 188 и ст. 194 УК РФ, при обнаружении признаков товарной контрабанды игнорируют материалы, свидетельствующие об уклонении от уплаты таможенных платежей, не производят в ходе таможенного контроля расчеты неуплаченных таможенных платежей относительно контрабандно перемещенных через таможенную границу товаров, а дознаватели таможенных органов, а затем и органы предварительного следствия при дальнейшем расследовании уголовных дел о товарной контрабанде не восполняют этот пробел, не исследуют вопросы, связанные с определением размера неуплаченных таможенных платежей. Юридическая оценка таким деяниям, как правило, в итоговых процессуальных документах по делу отсутствует [15, c.32] .
Поэтому в целях четкой дифференциации уголовной ответственности за совершение общественной опасных деяний, посягающих на правопорядок в таможенной сфере, изменения должны касаться не только ст. 194, но и ст. 188 УК РФ.
Таким образом, устранить сложившееся положение можно одним из двух способов. Наиболее предпочтительным, конечно, является суброгация закона. Законодательное описание предмета преступления следовало бы привести в соответствие, внеся в текст нормы уточнение, ограничивающее перечень платежей, например: «уклонение от уплаты таможенных платежей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу...». Подобная реконструкция ст. 194 УК РФ наиболее точно фиксировала бы социальную направленность преступления, его общественную опасность, причины, обусловившие криминализацию деяния.
Второй способ менее радикален, однако и он позволяет правоприменительной практике получить ориентиры в определении предмета посягательства. Его суть заключается в принятии Верховным Судом России соответствующего постановления по этой категории дел с разъяснением понятия таможенных платежей применительно к ст. 194 УК РФ.
|