Понедельник, 25.11.2024, 17:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Совершенствование методов борьбы с контрабандой

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административным правонарушениями.

Контрабанда появилась с момента появления государственных и таможенных границ. В настоящее время принято считать, что контрабанда существует практически во всех государствах.

Контрабанда − ввоз либо вывоз товаров и иных материальных средств с нарушением установленных государством правил. Нарушения приводят к разрушению основных институтов, систем общества и государства. Органы таможенного контроля свидетельствуют о том, что на современном этапе развития основными предметами вывоза являются: древесина, антиквариат, морепродукты, медикаменты, оружие и боеприпасы российского производства, а также цветные металлы и энергоресурсы [13, c.32].

Что касается ввоза предметов, то к ним относятся: наркотики, алкогольные напитки и табачные изделия, автомобили, оружие, взрывчатые вещества, боеприпасы и другие товары широкого пользования. [12] На активность контрабандной деятельности влияют внутренние и внешние факторы.

К внешним факторам, которые представляют угрозу национальной безопасности Российской Федерации и способствуют контрабанде, относятся [15, c.99]:

- потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции, а также преобладание сырьевых товаров в российском экспорте;

- зависимость России от импорта различных видов продовольственных товаров;

- не замкнутость таможенной границы, а также недостаточный экспортный и валютный контроль;

- неразвитость организационной, финансовой и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.

К внутренним факторам, представляющим угрозу национальной безопасности и способствующим контрабанде, относятся [12, c.44]:

- низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей;

- вытеснение отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

- несовершенство правового законодательства, низкая правовая, договорная и финансовая дисциплина многих экономических субъектов на рынках России;

- коррупция в области управления экономикой, сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.

В настоящее время было выявлено более 70 % таможенных преступлений в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности. Обычно она направлена на раскрытие контрабанды и уклонение от уплаты таможенных платежей.

Для того чтобы пресекать контрабанду через таможенную границу России правоохранительные подразделения проводят специальные операции и оперативно-розыскные мероприятия. Правоохранительная деятельность органов наркоконтроля, в соответствии с поставленными целями, сконцентрирована, прежде всего, на борьбе с организованными формами нарко-преступности. Операция под названием «контролируемая поставка» является самым эффективным среди оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению каналов контрабанды наркотиков.

Таможенные органы организовали и провели 56 «контролируемых поставок» международного и межрегионального уровня, в результате которых изъяли 350 килограммов наркотиков, а также задержали членов преступных группировок. Высокий уровень наркотизации общества продолжает представлять прямую угрозу национальной безопасности страны [17, c.32].

В 2015 году всеми правоохранительными органами страны было пресечено в общей сложности 63 081 преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, что на 6,2 % больше, чем за прошлый год, в том числе органами наркотитеческого контроля — 35,2 %, или 22 201 преступление. За последние 20 лет в России появился и активно расширяется новый вид контрабанды — контрабанда диких животных и растений, особенно редких и исчезающих видов, включенных в Красную книгу России [24, c.28].

За 9 месяцев 2016 года на основании оперативных материалов таможенных органов возбуждено 1732 уголовных дела.

Наибольшее количество уголовных дел возбуждено по статье 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) за уклонение от уплаты таможенных платежей - 530 уголовных дел.

По статьям 173.1, 193, 193.1 УК РФ возбуждено 505 уголовных дел.

За контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, вооружения и военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей, особо ценных диких животных и водных биоресурсов возбуждено 442 уголовных дела (ст. 226.1 УК РФ).

По фактам контрабанды наркотических средств, психотропных веществ или аналогов возбуждено 201 уголовное дело (ст. 229.1 УК РФ) [15, c.23].

В период с июня по сентябрь 2016 года таможенные органы принимали участие в проведении под руководством МВД России 2 этапов межведомственной оперативно-профилактической операции «Мак-2016»: 1-й этап – 27.06.-31.07.2016, 2-й этап с 30.08.-30.09.2016.

Также в 2016 году подразделения ФТС России приняли участие в 3 специальных оперативно-профилактических и международных операциях, направленных на выявление и пресечение каналов контрабанды наркотиков: «Дальневосточный заслон», «Двойной удар-2» и «Вестерлайз-4».

Противодействие контрабанде наркотиков остается одним из приоритетных направлений деятельности ФТС России. И таможенная служба уже на протяжении 25 лет совместно с другими правоохранительными структурами ведет поиск новых инструментов борьбы, противодействия и профилактики наркобизнеса, организует работу по созданию заслонов на границе и недопущению проникновения наркотических средств на территорию РФ.

В РФ выстроен комплекс мер по предотвращению контрабанды наркотиков на территорию государства.

Оснащение таможенных постов техническими средствами обнаружения, в том числе наркотических средств, положительно сказалось на возможностях выявления преступлений, связанных с контрабандой крупных партий наркотиков на территорию нашей страны. Инспекционные - досмотровые комплексы - это мощный инструмент для обнаружения наркотиков, контрабандных грузов, оружия и взрывчатых веществ.

Активно используются в выявлении и пресечении контрабандных поставок наркотиков возможности кинологической службы. Инспектора-кинологи ведут непрерывную борьбу на всех таможенных постах и пунктах пропуска региона деятельности.

В целях эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в том числе с контрабандным перемещением наркотических средств через таможенную границу РФ, регулярно проводятся рабочие встречи с руководителями оперативных подразделений МВД, УФСБ РФ по РФ, ПУ ФСБ России по РД УФСКН РФ [11, c.34].

Как показывает анализ, снижение в последнее время количества выявленных преступлений, связанных с контрабандой крупных партий наркотиков, является, результатом перекрытия каналов контрабанды вследствие усиления таможенного контроля на границе. Реализация мер противодействия контрабанде вынуждает преступников изменять маршруты, изыскивать новые каналы и способы перемещения наркотиков в поисках уязвимых участков государственной границы.

Современной тенденцией развития уголовного законодательства об ответственности за контрабанду является то, что оно находится в стадии становления. Это обусловлено декриминализацией так называемой «экономической» контрабанды, после которой наблюдается ее постепенное фрагментарное восстановление в виде установления уголовной ответственности за контрабанду денежных средств, а также алкогольной и табачной продукции. Данная тенденция находит свое проявление и в недостатках регламентации ответственности за другие виды контрабанды, в том числе посягающей на общественную безопасность [21, c.54].

Социальная обусловленность установления уголовной ответственности за контрабанду обще-опасных предметов и выделение ее в самостоятельный состав преступления в рамках главы 24 УК РФ вызвана присущими ей характером и степенью общественной опасности, относительной распространенностью таких посягательств, а также обязательствами Российской Федерации как члена Таможенного союза ЕАЭС.

Преобразование ЕврАзЭС в ЕАЭС и формирование единого таможенного пространства государств-участников данной международной организации вызывают необходимость уточнения места совершения контрабанды, под которым следует понимать таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС и Государственную границу Российской Федерации.

Момент окончания контрабанды является альтернативным, поскольку его определение зависит от места, направления, формы и способа перемещения предметов данного преступления. Принятие во внимание дифференциации данного момента позволяет выделять стадии осуществления контрабанды и разграничивать оконченное преступление и предварительную преступную деятельность.

Под должностным лицом в п. «а» ч. 2 ст. 2261 УК РФ следует понимать не только должностных лиц таможенных органов, которые осуществляют таможенный контроль при пропуске товаров через границу, но и других должностных лиц, служебное положение которых каким-либо образом способствует облегчению совершения данного преступления [12, c.88].

Из перечня предметов контрабанды, предусмотренной ст. 2261 УК РФ, необходимо исключить сильнодействующие и ядовитые вещества, поскольку незаконное перемещение данных предметов посягает, в первую очередь, на здоровье населения. Целесообразно указать данные предметы в ст. 2291 главы 25 УК РФ, поскольку в этой же главе УК РФ установлена ответственность за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в целях сбыта, а контрабанда является одной из форм незаконного оборота этих веществ.

Предлагается дополнить статью 2291 словами «а также сильнодействующих и ядовитых веществ», а ч. 1 ст. 2291 УК РФ изложить в следующей редакции:

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС либо Государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а также сильнодействующих и ядовитых веществ - наказывается…» [24, c.87].

Из перечня предметов контрабанды в ст. 2261 УК РФ необходимо исключить стратегически важные товары и ресурсы, а также культурные ценности с установлением ответственности за контрабанду данных предметов в новой статье 1871 «Контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей» главы 22 УК РФ в следующей редакции: «Статья 1871 . Контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей».

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС либо Государственную границу Российской Федерации стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере - наказывается ...

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) должностным лицом с использованием своего служебного положения; в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, а равно с угрозой его применения - наказывается ...

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются…».

Ответственность за контрабанду таких предметов как особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, необходимо предусмотреть в новой статье 2582 « Контрабанда особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации» главы 26 «Экологические преступления» УК РФ в следующей редакции: «Статья 2582 . Контрабанда особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС либо Государственную границу Российской Федерации особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных - наказывается ...

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, а равно с угрозой его применения - наказывается…».

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются ...».

Перечень предметов контрабанды, запрещенной ст. 2261 УК РФ, нуждается в дополнении посредством включения в него печатных и аудиовизуальных материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской или террористической деятельности.

Следует дополнить квалифицирующий признак контрабанды, указанный в п. «б» ч. 2 ст. 2261 УК РФ «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль» словами: «а также с угрозой его применения». Также необходимо дополнить ч. 2 ст. 2261 УК РФ п. «в», изложив его в следующей редакции «в) группой лиц по предварительному сговору».

Основной задачей оперативно-розыскных подразделений (ОРП) ТО РФ является получение упреждающей информации о признаках преступлений в сфере таможенного дела, а также лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, в том числе на различных стадиях осуществления внешнеторговых сделок в процессе приобретения и перемещения товара через таможенную границу России.

Одной из проблем, связанных с осуществлением ОРД таможенными органами РФ на единой территории Таможенного союза, является отсутствие регламентации организации процесса ОРД на территории стран – членов Таможенного союза (за исключением территории России), так как ныне действующий ФЗ об ОРД определяет содержание ОРД и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) исключительно на территории Российской Федерации. Аналогичное положение дел в законодательном регулировании ОРД имеет место и у других государств – членов Таможенного союза.[3].

Учитывая изложенное, несмотря на единство территории Таможенного союза, таможенные органы государств – членов Таможенного союза вынуждены ограничиться проведением ОРМ каждый на своей территории, а остальные проблемы борьбы с преступностью решать в процессе взаимодействия.

Подобное положение дел в осуществлении ОРД имело место и ранее, т. е. до образования Таможенного союза, когда взаимодействие в ходе ОРД осуществлялось на основании соответствующих международных соглашений, а каждое государство противодействовало преступности в сфере таможенного дела, в том числе с использованием механизмов ОРД, на своей таможенной территории.

Анализ технологических, документальных и иных аспектов заключения и оформления внешнеторговых сделок позволяет сделать вывод о том, что основные усилия ОРП ТО должны сосредотачиваться на поиске признаков преступлений в среде лиц, осуществляющих ВЭД: участники ВЭД, перевозчики, работники складов временного хранения (СВХ) и т. п.

Решая задачи по обеспечению экономической безопасности России, ОРП ТО РФ выявляют, прежде всего, лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные деяния, связанные с контрабандным перемещением товаров через таможенную границу РФ, использованием иных элементов сокрытия при прохождении таможенного контроля; каналы доставки в Россию и транзита этих товаров через таможенную территорию РФ; способы их сокрытия при транспортировке, а также места складирования для дальнейшей реализации.

Особенностью деятельности ОРП ТО РФ является то, что процесс выявления ими наличия контрабанды не ограничивается рамками таможенного оформления и таможенного контроля, а может осуществляться на всей территории России. Таким образом, обеспечиваются полнота и непрерывность по месту и времени процесса выявления, предупреждения и пресечения контрабанды товаров на российский рынок.

Рассматривая организацию взаимодействия ОРП ТО РФ с аналогичными подразделениями таможенных органов государств – членов Таможенного союза по вопросам противодействия преступной деятельности в сфере таможенного дела, полагается, что основными направлениями этого процесса должны являться [15, c.66]:

- создание и организация деятельности совместных рабочих групп из числа руководящего и оперативного состава взаимодействующих таможенных органов, в том числе для проведения совместных операций профилактического и оперативно-розыскного характера;

- обмен оперативно значимой информацией и совместная работа по реализации оперативных разработок;

- сосредоточение основных усилий взаимодействующих таможенных органов на выявлении и пресечении контрабандных каналов, противоправной деятельности крупных поставщиков и оптовых реализации контрабандной продукции, организованных, в том числе международных, преступных группировок, а также на вскрытии мест сборки, комплектации изделий и баз складирования контрабандных товаров.

Учитывая, что государства – члены Таможенного союза имеют единую таможенную территорию, полагается, что эффективность ОРД таможенных органов РФ по противодействию преступлениям в сфере таможенного дела вполне возможно повысить.

Однако с этой целью недостаточно заключить двух – или многосторонние соответствующие соглашения, так как в этом случае возникают проблемы не только оперативно-розыскного (связанные с формированием оперативных позиций на территории государств – членов Таможенного союза, за пределами РФ), но и уголовно-правового и уголовно-процессуального порядка.

Для рационального использования сил и средств ТО, в том числе инструмента ОРД, целесообразно помимо заключения двух- или многосторонних соответствующих соглашений в целях противодействия преступлениям в сфере таможенного дела на уровне высших органов власти государств – членов Таможенного союза законодательно принять Таможенный кодекс Таможенного союза, в котором помимо признанных международным правом процедур таможенного регулирования предусмотреть:

- порядок организации и осуществления таможенными органами ОРД на единой территории Таможенного союза;

- особенности планирования, проведения и завершения ОРМ таможенными органами на единой территории Таможенного союза за пределами таможенной территории инициатора ОРМ;

- правовой механизм пресечения и последующего процессуального документирования преступной деятельности при задержании в процессе ОРД таможенными органами государств – членов Таможенного союза лиц, подготавливающих, совершающих и совершивших преступление в сфере таможенного дела, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с нарушением установленных правил.

Кроме того, решению этой задачи должен способствовать комплексный подход, включающий:

- совершенствование информационно-аналитической деятельности ОРП ТО и их целенаправленное использование;

- разработку и практическое использование оптимальной расстановки сил и средств, которыми располагают ТО;

- разработку системы признаков, способствующих выявлению противоправных деяний со стороны лиц, пересекающих таможенную границу Таможенного союза;

- повышение эффективности практики взаимодействия ОРП ТО РФ с подразделениями правоохранительных органов государств – членов Таможенного союза.

Одно можно констатировать точно: мы являемся свидетелями рождения специальной области права. Новацией является введение уголовной и административной ответственности не только по национальному законодательству, но и за нарушение законодательных актов Таможенного союза.

Лицо, совершившее административное правонарушение в любом месте Таможенного союза может быть привлечено к ответственности по законодательству страны, на которой выявлено административное правонарушение. Таким образом, под юрисдикцию правоохранительного блока российских таможенных органов могут попадать административные правонарушения, совершенные гражданами Беларуси на территории Казахстана.

Также вызывает возможность каждого из государств- союзников возбуждать и расследовать уголовные дела, связанные с преступлениями, направленными против ее интересов, но совершенными на территории других стран.

В качестве гипотетического примера можно рассмотреть процедуру возбуждения уголовного дела, например, по факту ввоза из Казахстана на территорию РФ продукции китайской легкой промышленности с использованием поддельных документов, свидетельствующих о ее законном происхождении с территории Казахстана.

Также чисто теоретически при наличии соответствующей информации российские правоохранители могут возбудить уголовное дело по факту незаконного вывоза в европейские страны с территории Белоруссии российской древесины.

Если чуть-чуть подумать, то становиться понятным, что интересы РФ могут затрагивать любые таможенные операции, связанные с импортом товаров, совершаемые на территории стран-союзников. Логика абсолютно простая: поскольку таможенные платежи за импортные операции складываются первоначально в единый котел, а уж потом распределяются по национальным бюджетам, то любая неуплата таможенных платежей при импорте на территорию Казахстана или Беларуси автоматически уменьшает сумму денег, подлежащую перечислению в российскую казну.

Для определения приоритетных направлений взаимодействия в борьбе контрабандой культурных ценностей компетентным органам стран СНГ необходимо осуществлять взаимный обмен результатами мониторинга по указанному виду преступления, ее структуры и динамики, прогнозирование, что позволит организовать проведение двусторонних согласованных оперативно-профилактических мероприятий по декриминализации.

И, безусловно, хотелось бы надеяться, что эффективная работа правоохранительных подразделений стран-союзников поможет стать более конкурентоспособными добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (22.07.2017)
Просмотров: 285 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%