«Метод»- слово греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Главная цель методологических исследований состоит в выработке наиболее эффективных путей, подходов и методов для получения знаний о явлениях, системах и процессах управления.
Под методом обычно понимают способ или средство достижения поставленной цели[1].
Свое проявление методы находят в виде форм управления. Это реализуется когда происходит взаимодействие субъекта и объекта процесса правления. Также проявление методов осуществляется через те связи, которые между ними сложились. В методах управления отражается государственная воля, реализуются полномочия такого характера, который можно назвать юридически властным. Данные полномочия представляют собой прерогативу исполнительных органов власти. Исходя из этого, управленческие методы являются юридически оформленными, и закрепленными в административно-правовых нормах.
Правильное понимание методов проистекает исходя из управленческих функций. Каждая из функций, которая требует реализации, является конкретной целью управления. Также она может рассматриваться как действие, которое обуславливается задачами ее реализации. Следовательно, она представляет собой часть, которая относится к деятельности, связанной с управлением. Данный факт предоставляет возможность для того, чтобы были отделены управленческие методы от понятий, которые принято употреблять в схожем понимании. Для примера можно привести такие понятия как учет, контроль, планирование и т.д. Все перечисленные мероприятия можно охарактеризовать как управленческие функции. Тем не менее, если взять указанные процессы в качестве отдельных приемов той или иной функции управления, то они рассматриваются уже как управленческие методы. Когда в тех или иных условиях данные методы подобраны оптимально, то это является одной из предпосылок для того, что деятельность органа управления была эффективной.
В процессе реализации деятельности должностных лиц или же исполнительных органов на практике для того, чтобы был выработан наиболее эффективный вариант применяются определенные способы и приемы для деятельности в сфере управления. До того, как управленческое решение принято, как правило, делается прогноз возможности достижения тех или иных результатов, осуществляются расчеты, применяется моделирование. Тем не менее, для того, чтобы отнести указанные мероприятия к управленческим методам основания отсутствуют, так как указанные процессы на оказывают воздействия на объект управления и не несут в себе какого-либо управленческого влияния. Исходя из сказанного, можно заключить тот факт, что некоторые действия, которые имеют с внешней стороны значение, являющееся юридически властным, необходимо отличать от методов, которые обеспечивают организацию деятельности аппарата управления, а также от методов, которые имеют процедурный характер.
Таким образом, метод государственного управления можно рассмотреть в качестве способа, средства или приема, на основе которого субъект управления (руководитель или орган) воздействует на коллективы людей или же на отдельных представителей коллективов как на объекты управления для того, чтобы цели управления были достигнуты.
В современной литературе классификация методов, которые относятся к государственному управлению осуществляется разными способами.
Согласно тому мнению, которое выражает И.Д. Фиалковская, наиболее четким критерием, который может быть основной для классификации методов управления, может быть рассмотрен способ воздействия. [2].
Таким образом, взяв за основу способ воздействия можно осуществить выделение следующих государственных управленческих методов:
1. Метод убеждения как метод государственного управления. Данный метод можно также назвать методом административного убеждения. Указанный метод представляет из себя совокупность способов, а также средств, которыми направляется поведение людей и их сознание на то, чтобы люди в добровольном порядке были подчинены требования, которые имеют отношение к государственному управлению, а также которые обладают организационным или правовым характером.
2. Метод поощрения в государственном управлении или же метод административного поощрения является набором способов и средств, за счет которых обеспечивается оценка и признание тех заслуг, которые соответствуют волевым действия, а также тех, которые находятся выше, чем тот уровень требований к правомерному поведению, который является установленным.
3. Метод принуждения в системе государственного управления или метод принуждения по административному праву представляется в виде совокупности действий и способов, которыми обеспечивается служебная дисциплина, а также правопорядок в системе государственного управления.
4. Метод регулирования государственном управлении, который также может быть назван как метод административного регулирования. Данный метод является комплексом, который несет в себе средства и способы, которыми обеспечивается реализация тех функций, относящихся к сфере государственного управления, которые представляют собой оперативную и повседневную группу функций. Они также направлены на обеспечение правоверного поведения со стороны субъектов, относящихся к административному праву. Под регулированием в общем виде, в данном случае, понимается та система способов, которая представляет собой основу осуществления функций, которые обладают положительным характером и представляют собой практику функционирования органов, которые относятся к государственному управлению.
Под управлением принято понимать процесс взаимодействия между людьми. Исходя из этого, значительная роль в нем отводится способам, приемам, операциям стимулирования, а также направлению и активации человеческой деятельности, которая осуществляется органами государственного управления.
М.И. Пискотиным в процессе рассмотрения своей классификации метод регулирования, предлагается теория о том, что не следует отождествлять регулирование, которое представляется в качестве метода государственного управления, с регулированием, которое представляет собой функцию государственного управления. Данные понятия имеют разное значение, несмотря на одно название[3].
Ю.Н. Старилов, проводя рассмотрение регулирования как управленческой функции, дает ей определение через использование способов и методов управления в процессе, который связан с функционированием системы управления и ее организацией. В функцию государственного регулирования включается принятие правил поведения, которые являются общеобязательные, установление определенных конкретных управленческих процедур, координационную и контрольную деятельность, а также реализую гражданами их прав и свобод. Государственное регулирование понимается в качестве «положительного» государственного управления, которое представляет собой непрерывный процесс, направленный на решение вопрос, которые относятся к государственной и общественной жизни. Регулирование представляет собой такую категорию, которая лишена таких черт, как наказание, принуждение и юрисдикционность»[4].
Таким образом, если реализация функции осуществляется с использованием методов, функция регулирования в системе государственного управления находит свою реализацию через использование методов поощрения, убеждения и регулирования.
Помимо этого, Ю.Н. Стариловым выделяется специфическая функция государственного управления, которая представляет собой осуществление мер по государственному принуждению, и специальная функция, которая представляется в виде специального государственного надзора. Можно сказать о том, что осуществление указанных функцию происходит с использованием метода принуждения в системе государственного управления, который может является дисциплинарным или административным.[5].
Таким образом, можно сказать, что современная литература по разному классифицирует методы государственного управления.
Исходя из мнения, которое принадлежит И.Д, Фиалковской, в качестве наиболее четкого критерия, на основе которого можно классифицировать управленческие методы можно рассматривать способ воздействия. Согласно сказанному выше, исходя из способа воздействия можно выделить следующие государственные управленческие методы:
1. Метод убеждения в государственном управлении или административное убеждение представляет собой совокупность способов и средств, которые направляют поведение и сознание людей на то, чтобы они добровольно подчинялись требованиям государственного управления, которые имеют правовой или организационный характер.
2. Метод поощрения в государственном управлении или же административное поощрение представляет собой набор средств и способов, которые обеспечивают признание и оценку заслуг, которые представляют собой волевые действия, которые превосходят тот уровень требований к правомерному поведению, который установлен.
3. Метод принуждения в государственном управлении или метод принуждения по административному праву представляет собой совокупность способов и действий, которые обеспечивают служебную дисциплину и правопорядок в государственном управлении.
4. Метод регулирования в государственном управлении или административное регулирование представляет собой комплекс способов и средств, которые обеспечивают реализацию таких функций в государственной управленческой сфере, которые являются оперативными и повседневными и связаны связанны с обеспечением правомерного поведения субъектов административного права. В качестве регулирования здесь, в общем виде, принято понимать систему способов на основе которые осуществляются функции, которые имеют положительных характер и входят в повседневную практику органов государственного управления.
В завершение первой главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Государственное управление может быть рассмотрено в качестве процесса, который направлен на осуществление регулирования отношений, которые имеют место быть внутри государства за счет распределения сфер влияния между теми или иными уровнями власти, а также территориальными уровнями.
В качестве основы государственного управления можно выделить государственный интерес, который направлен на то, чтобы защитить целостность государства, а также его ключевые институты, поддержать уровень и качество жизни граждан страны.
Свое проявление методы находят в виде форм управления. Это реализуется когда происходит взаимодействие субъекта и объекта процесса правления. Также проявление методов осуществляется через те связи, которые между ними сложились.
Согласно мнению И.Д, Фиалковской, можно выделить следующие государственные управленческие методы:
- метод убеждения в государственном управлении или административное убеждение
- метод поощрения в государственном управлении или же административное поощрение;
- метод принуждения в государственном управлении или метод принуждения по административному праву;
- метод регулирования в государственном управлении или административное регулирование.
[1] Фиалковская И.Д. Теоретические вопросы взаимодействия форм и методов государственного управления.// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 6. С.82
[2] Фиалковская И.Д. Теоретические вопросы взаимодействия форм и методов государственного управления.// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 6. С.83
[3] Методы и формы государственного управления. / Под ред. Пискотина М.И. - М.: Сфера, 2013. С.52
[4] Старилов Ю.Н. Административное право. – М.: Юрист, 2012. С.123
[5] Методы и формы государственного управления. / Под ред. Пискотина М.И. - М.: Сфера, 2013. С.60
|