С каждым годом в государственном секторе методы проведения оценивания работы государственных органов развиваются и совершенствуются. Так, за последние десятилетия получил большое распространение еще один вид государственных проверок – аудит эффективности. Этот вид аудита берет свое начало с 1977г., когда на Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля была принята Лимская декларация. В этой декларации были определены основные принципы внутреннего и внешнего финансового контроля, где под внутренним аудитом подразумевался аудит эффективности.
Переход большинства стран к аудиту эффективности был обусловлен нескольким обстоятельствами:
во-первых, необходимостью повышения результативности и эффективности государственного финансового контроля.
во-вторых, для улучшения деятельность органов исполнительной власти и иных органов, которые используют в своей деятельности государственные ресурсы.
в-третьих, необходимостью увеличения прозрачности деятельности исполнительных органов власти и иных бюджетополучателей, а так же для искоренения коррупции в данных органах.
в-четвертых, для того чтобы иметь возможность определять персональную ответственность за принимаемые решения и действия в государственных органах.
Кроме того, проведение аудита эффективности является независимой, эффективной и объективной оценкой деятельности исполнительных органов власти и иных органов, использующих государственные средства.
Одним из важнейших факторов, который подтолкнул страны начать использовать аудит эффективности, является введение бюджетной системы, ориентированной на результаты деятельности. Такая система создает базу для проведения оценки, которая основана на введении системы определения целей, задач, условий и набор требований к использованию государственных средств на определенные виды деятельности, учитывая ожидаемые результаты. В результате происходит повышение ответственности и самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных средств.
Что касается определения аудита эффективности, то здесь каждая страна устанавливает сама для себя, что конкретно она подразумевает под аудитом эффективности. Чаще всего можно встретить следующую формулировку: аудит эффективности (performance audit or value-for-money audits) – независимая проверка и оценка эффективности деятельности, программ органов исполнительной власти как главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, а также получателей бюджетных средств по использованию государственных средств, и разработка рекомендаций, направленных на ее совершенствование.
Другими словами, аудит эффективности – это оценка эффективности, продуктивности и результативности деятельности исполнительных органов власти государственных, использующих государственные средства, и бюджетополучателей, а так же разработка предложений по улучшению качества их работы.
Исходя из этого, основными функциями аудита эффективности являются контрольная (проверка деятельности контролируемых объектов), аналитическая (поиск и определение причинно-следственных связей работы органов исполнительной власти и ее результатов) и синтетическая (формирование, определение рекомендаций для улучшения эффективности деятельности объекта контроля). Основной же целью аудита эффективности можно считать качественное улучшение самого процесса управления государственными ресурсами за счет предоставления полной, достоверной и объективной информации об эффективности функционирования организаций, вовлеченных в бюджетный процесс.
Проведение аудита эффективности позволяет оценить, во-первых, правильность и точность сформулированных целей деятельности организации. Во-вторых, соответствие целей деятельности тем услугам, которые организация предоставляет, а так же соответствие качества предоставляемых услуг ожиданиям. В-третьих, экономичность использования государственных ресурсов и оптимальность распределения средств между органами.
В Российской Федерации пришли к тому, что аудит эффективности необходимо вводить и в России, и основными причинами были:
- наличие низкой эффективности деятельности государственных органов;
- отсутствие персональной ответственности получателей бюджетных средств;
- высокий уровень коррупции в государстве;
- ориентированность всех получателей бюджетных средств не на получение результата, а на освоение этих средств.
Большинство зарубежных стран уже перешло на аудит эффективности, поэтому для того, чтобы такой вид аудита хорошо работал и развивался в России необходимо изучать зарубежную практику.
Зарубежный опыт проведения аудита эффективности (см. приложение) позволяет выделить ряд положительных моментов, которые могут быть использованы в России при становлении аудита эффективности:
Во-первых, в России нужно закрепить на законодательном уровне необходимость предоставления всей информации и всех документов аудиторам, проводящим проверку. Это позволит избежать тех существенных минусов, которые возникают в США: высокая вероятность низкого качества аудита и возможность необоснованности или неполноты рекомендаций аудиторов.
Во-вторых, еще одним положительным примером аудита эффективности является то, что проведенный аудит дает возможность дать независимую оценку деятельности государственных органов. Но, не стоит заходить слишком далеко, как, например, в Норвегии, когда аудиторы не только дают оценку, но еще и выдают правительству рекомендации о необходимости внесения изменений в проводимую государством политику, о персональной ответственности членов правительства.
Ведение прямого диалога при проведении аудита эффективности, на наш взгляд, так же можно заимствовать в российскую практику. Это позволит сделать проверку проще и эффективнее. Служащие смогут на месте объяснять аудиторам что, как и зачем они сделали и каковы были обстоятельства предпринятых ими действий. Помимо этого, введение прямого диалога поможет прописывать ответственность конкретного государственного служащего, а не просто общую ответственность государственного органа, как это делается сейчас.
В России можно использовать и стимулирующие меры, которые очень часто используются в зарубежных странах. Например, поощрение в денежной, письменной или устной формах, предоставление преимуществ государственным органам и организациям, эффективно сотрудничающим с государством. И, наоборот, ограничение финансирования тех государственных органов или программ, которые по результатам аудиторской проверки, не достигают поставленных целей, задач и неэффективно используют государственные средства.
Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:
С каждым годом все больше стран начинает применять в государственном контроле еще и аудит эффективности. Каждая страна занимается разработкой и усовершенствованием своих методик проведения аудита эффективности, у каждой есть свои плюсы и минусы. На мой взгляд, нельзя выделить идеальную методику проведения аудита эффективности и начать ее использовать во всех странах, не исключая Россию. Это связано с тем, что в каждой стране свое государственное устройство, свои особенности государственного управления и свои принципы проведения аудита. Но все же какие-то моменты из разных методик проведения аудита эффективности можно заимствовать и вводить в российскую практику, поскольку аудит эффективности в нашей стране не так давно начал использоваться и есть возможности развития и усовершенствования. Они позволят создать более эффективный мониторинг расходования бюджетных средств, определить и объяснить неэффективности использования бюджетных средств, подскажут, как лучшим способом устранить недочеты, а так же пути усовершенствования работы государственных органов.
|