Для того чтобы выяснить что такое межбюджетные отношения, сначала необходимо определить само понятие бюджета. Бюджет – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
Межбюджетные отношения являются неотъемлемой частью экономики и существуют в любом государстве. Они зависят от исторических условий, организационной структуры государственного устройства и места, которое занимают в системе мирового разделения труда.
В России межбюджетные отношения - это финансовые отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса, формирование и распределение доходов бюджетов бюджетной системы РФ.[1]
Межбюджетные отношения – это подвид финансовых отношения. Под ними понимают урегулированные взаимоотношения между органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, а также организации и осуществления бюджетного процесса, которые подкреплены нормами бюджетного законодательства.
Сам термин «межбюджетные отношения» был впервые употреблен на практике в период становления рыночных отношений. Позже его стали упоминать и в законодательных актах, вместо ранее употребляемого термина «бюджетные отношения».
Данный термин был введен и в Бюджетный кодекс РФ. В статье 129 Кодекса межбюджетные отношения определяются как «отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления».[2] В следующих статьях устанавливаются и раскрываются принципы межбюджетных отношений и лишь затем идет речь о конкретных формах финансовой помощи одного бюджета другому и условиях ее предоставления. Всем этим вопросам в Бюджетной Кодексе посвещено две главы, Межбюджетные трансферы (глава 16) и Бюджеты государственных внебюджетных фонтов (глава 17).
В новой же редакции Бюджетного кодекса РФ, статья «межбюджетные отношения», которая определена как «взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений и осуществления бюджетного процесса» отсутствует во все. При этом законодательство отказалось от подробного изложения и описания принципов межбюджетных отношений. Глава 16 Кодекса стала называться «межбюджетные трансферты», которые включают в себя лишь нормы о форме и условиях их предоставления, а также о порядке образования и использования различных бюджетных фондов финансовой поддержки. Так же Глава 17 БК «бюджеты государственных внебюджетных фондов», в которой говориться о составе, порядке составления, утверждения, доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, а так же кассовом обслуживании, отчетах об исполнении и контроля за исполнением бюджетов.
В основе межбюджетных правоотношений лежит жесткое разделение между субъектами бюджетного права денежных средств, выделяемых на финансовое выравнивание и на исполнение преданных государственных полномочий. При выделении межбюджетных трансфертов органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать методики распределения соответствующих фондов денежных средств, которые закреплены законодательно. В межбюджетных правоотношениях механизмы финансового выравнивания заключаются в сбалансированности бюджетной обеспеченности (с учетом индекса бюджетных расходов), а также в межбюджетных трансфертах. В БК РФ четко прописаны сферы использования каждого из этих механизмов.
Чтобы правильно раскрыть понятие межбюджетных отношений нужно раскрыть сущность бюджетного федерализма как определенного типа.
Бюджетный федерализм - один из основных принципов межбюджетных правоотношений. Под ним понимают принцип бюджетной деятельности государства, который выражается в сочетании с общегосударственными финансовыми интересами, интересов субъектов РФ и заключающиеся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.
Значимость бюджетного федерализма обусловлена особенностями государственного устройства России, ее развитием в условиях рыночного механизма, наличием различных типов субъектов РФ и сложными взаимосвязями федерального центра с регионами. [3]Принцип федерализма проявляется в различных сферах финансовой деятельности государства, но именно в бюджетной сфере он выражается в качестве совокупности всех составляющих данный принцип элементов. Федерализм, являясь основой конституционного строя России, выражается в бюджетной деятельности государства и в силу особо важного значения государственного бюджета, существенно влияет на все финансовые отношения.
Основополагающим принципом (принцип федерализма) формирования бюджетов является их гарантированная самостоятельность бюджетной деятельности и бюджетов субъектов РФ, выражающаяся в наличии собственных источников доходов и права самостоятельно определять расходование средств.[4] Однако часто бюджетам более низких уровней не хватает средств для реализации стоящих перед ними задач, и тогда вышестоящие бюджеты могут направлять дополнительные финансовые средства (источники доходов) нуждающимся бюджетам, что позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства. Основу механизма бюджетного регулирования, с помощью которого федеральные, региональные и местные органы власти выполняют свои полномочия, составляет правовое закрепление определенного порядка финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу.
В сфере бюджетной деятельности в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое и кредитное регулирование; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71).
[1] Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / И.М. Александров. - М.: Дашков и Ко, 2010
[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 2015 г. - М.: Юридическая литература, 2015.
[3] Романовский М.В. Финансы : учебник для бакалавров / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013.
[4] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 29.06.2015 г. № 167-ФЗ.
|