Еще античные ученые высказывали идеи о разграничении государственных органов и необходимости определения этих функций. Аристотель определял государство как сложную систему. По его мнению, государство, прежде всего, наделяется правом управления.
Любая форма правления предполагает существование поста главы государства, в монархических государствах главой государства является наследственный монарх, в республиках этот пост занимает выборный президент.
Президент наделяется полномочиями, которые касаются трех ветвей власти. Данное высшее должностное лицо выступает одновременно как конституционный орган и представитель государства вовне и внутри страны, как символ государственности народа. Глава государства в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. должен обеспечивать решение проблем, которые возникают между государственными органами власти.
Конкретное положение главы государства жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций.
В разных странах в соответствии с их конституциями глава государства рассматривается либо как неотделимая часть парламента, потому что без подписи Президента закон не имеет юридической силы (например, монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (например, Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства.
Родиной института президентства являются США, где в 1787г. В Европе первыми странами, где была введена должность президента в 1848г. Европейским государством, в котором была введена должность Президента, стала Франция. В целом, следуя сложившейся мировой практике, более эффективными государствами являются те, в которых соединены в руках одного лица те функций и задачи, которые в других странах рассредоточены.
Президент выступает и представляет интересы своего государства на международном уровне, объединяет общество. Также, направляет деятельность трех ветвей власти, осуществляет назначение на высшие должности в аппарате исполнительной власти и т.д.
Применение перечисленных положений может иметь место в различном их сочетании. Все это учитывалось при введении поста президента в нашей стране.
Ни одна советская конституция при ее принятии не предусматривала закрепления института главы государства. Несмотря на это некоторые советские авторы пришли к выводу, что в СССР и в союзных республиках все-таки были органы, имеющие функции и полномочия схожие с теми, которые имеет глава государства. На первом этапе это были президиумы – коллегиальные органы государственной власти, образуемые высшими представительными органами государственной власти (Президиум Центрального Исполнительного комитета СССР), а после принятия Конституции СССР 1936г. - Президиум Верховного Совета СССР, а в союзных республиках – президиумы центральных исполнительных комитетов, и с 1937г. – президиумы Верховных Советов союзных республик).
Возникновение современного института президентства в России охватывает довольно короткий, но, тем не менее, насыщенный событиями и потрясениями период, который во многом стал поворотным для судеб СССР, России и других бывших союзных республик, ныне суверенных государств.
Рассмотрение конституционно - правового статуса Президента РФ требует в первую очередь объяснения причин учреждения этого поста в нашей стране. Институт президентства в России начал складываться в марте 1990 года. Поскольку основные причины появления президентства являются общими, то прежде чем говорить о России, надо рассмотреть общие моменты.
В марте 1990 года в СССР принимается нормативно-правовой акт, посвященный образованию поста главы государства. Предусматривались прямые выборы путем голосования граждан. Необходимость появления должности Президента в России определена социальными, политическими, экономическими факторами. Существовало пояснение причин возникновения поста главы страны.
Первая причина - это размежевание функций партии и государства. Также, так как функционирование государства базировалось на трех ветвях власти, то сразу же возникла необходимость в координировании деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти.
Развитие государства предполагает стабильную экономическую и политическую обстановку, а при возникновении чрезвычайных ситуаций быстрое их решение. Государственные структуры, действующие на тот момент, были к этому просто не готовы. Из вышеперечисленных обстоятельств последнее имеет особое значение, поскольку нужно быстро и четко реагировать на ситуацию, принимая быстрые политические решения. Одно лицо сделает лучше.
В СССР был пост Председателя Верховного Совета СССР. Этот пост, в принципе, восполнял в себе все признаки должности Президента.
Представляется, что учреждение принципа разделения властей вызвало потребность в координирующем их органе. В то же время данный принцип не предполагает полной изоляции одной ветви власти от другой, а также повышения возможностей одного органа по отношению к другим, их взаимное влияние всегда будет существовать. Думается в решении вопроса о том, вводить или не вводить пост президента, конкретный подход, то есть фактор целесообразности, явился превалирующим.
Отметим и другие аспекты введения поста Президента. Изменение процесса руководства государством показало обратную сторону: парламент и правительство, ведущие постоянные дискуссии, создали ситуацию, при которой принятие оперативных решений и быстрое их исполнение стало невозможным. Поэтому возникла необходимость в существовании должностного лица, которое отвечает за происходящие процессы в Союзе ССР, а далее уже в РСФСР демократизация в государственных делах выразилась, прежде всего, в создании активного парламента.
Съезды народных депутатов СССР и РСФСР, работавшие на началах постоянства, возложили на себя существенные полномочия, право решать любые вопросы. Причиной появления поста президента послужило то, что начинал складываться реальный политический плюрализм, который подтолкнул ослабление роли единственной и правящей партии - КПСС. До введения поста президента лидер правящей партии являлся и главой страны, тем более что одновременно он занимал и пост Председателя Верховного Совета СССР.
Когда влияние коммунистической партии ослабло, пост генерального секретаря стал мало, что значить в системе власти. С целью сохранения влияния партии возникла необходимость введения поста Президента СССР.
В тоже время Президент как представитель всего народа не мог не дистанцироваться от собственной партии. Он просто вынужден был ей «помогать» стать одной из многих политических партий, чего ему не могло простить терявшее позиции и привилегии руководство КПСС. Президентство предоставляло возможность бывшим партийным лидерам на уровне Союза и республик не только сохранить себя у власти, но и бороться с всесилием партии, а там, где они видели в партии постоянную угрозу своей власти (например, в РСФСР) вообще запретить ее.
Указанные выше причины введения поста президента стали хорошо понятны сегодня, по прошествии нескольких лет. Положительную роль при учреждении института президентства предпочитали подчеркивать тем, что он способствует упорядоченности дел в стране, что власть президента небезгранична и подконтрольна парламенту и правительству.
Фактически Президент СССР был сильной фигурой, что, с одной стороны, все-таки обеспечивалось конституцией, с другой - объяснялось личным авторитетом М.С. Горбачева. В дальнейшем появились конституционные новеллы, свидетельствовавшие о попытках усилить позиции Президента. Это, прежде всего, выразилось в том, что на первом этапе президент юридически мало влиял на формирование Правительства и руководство им. При изменении и дополнении Конституции СССР 26 декабря 1990г. уже было записано, что Президент СССР возглавляет систему органов государственного управления, что Правительство СССР - Кабинет министров СССР подчиняется Президенту, что последний формирует Кабинет министров по согласованию с Верховным Советом. Был создан Совет безопасности СССР, возглавляемый Президентом СССР. Вместе с тем по-прежнему сохранялись контрольные полномочия Верховного Совета СССР в отношении Президента и Правительства СССР.
Усиленно подчеркивалось, что избрание Президента выражает власть народа, что Президент - высшее лицо, которому народ поручает управление государством. И чтобы уверить граждан страны, что они сами непосредственно могут влиять на главу государства, существовало официальное утверждение, что если избранный Президент, не оправдает оказанного доверия, то он может в любой момент быть отозван.
24 апреля 1991г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О Президенте РСФСР». Законом от 24 мая 1991г. Съезд народных депутатов РСФСР внес многочисленные изменения и дополнения в Конституцию РСФСР, в том числе связанные с введением поста Президента РСФСР.
Рассмотрим основные черты статуса Президента РСФСР, отраженные в названных актах. Согласно статье 121 Конституции РСФСР, Президент «является высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти». Президент РСФСР не мог быть народным депутатом РСФСР. На время выполнения своих полномочий Президент РСФСР должен приостанавливать свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Президентом мог быть избран гражданин РСФСР не моложе
35 лет и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Срок полномочий Президента РСФСР был установлен 5 лет. Президент обладал правом законодательной инициативы, подписывал и обнародовал законы в течение 14 дней с момента их принятия. На законы, принятые Верховным Советом РСФСР, он мог наложить вето, которое преодолевалось большинством голосов от общего состава каждой из палат парламента.
За главой РСФСР закреплялись широкие полномочия в отношении Правительства РСФСР. Президент назначал Председателя Совета Министров РСФСР с согласия Верховного Совета РСФСР, а остальных членов правительства - самостоятельно, руководил деятельность Правительства РСФСР, принимал его отставку с согласия Верховного Совета РСФСР.
Президент РСФСР становится ключевой фигурой в вопросах внутренней и внешней политики, обороны и безопасности.
Так же Президент РСФСР имел ряд традиционных полномочий, которые влияли на судьбы граждан управляемого им государства, а именно: решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами РСФСР, присвоение званий, право помилования. Наряду с этим принимались нормативные правовые акты РСФСР, которые регулировали пределы влияние на действия Президента РСФСР Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР мог потребовать от Президента РСФСР внеочередного доклада; на основании заключения Конституционного Суда РСФСР Съезд народных депутатов РСФСР мог отменять указы Президента РСФСР. В соответствии с конституционными нормами Президент РСФСР не имел права распускать либо приостанавливать деятельность Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР. Статья 121 Конституции РСФСР устанавливала, что полномочия Президента РСФСР не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РСФСР, роспуска или приостановления деятельность любых законно избранных органов государственной власти.
Становление института Президента РСФСР было осложнено некоторыми обстоятельствами.
Во-первых, формирование поста Президента РСФСР и начало его функционирования происходило в условиях существования союзного государства – СССР. РСФСР была хотя и большой, но по статусу лишь одной из 15 республик. Самостоятельное же существование РСФСР связано, прежде всего, с распадом СССР и появлением проблем, которые теперь необходимо было решать самим, не надеясь на помощь. В первую очередь Президенту РСФСР нужно было определяться с положением государства в современном мире в целом и в СНГ в особенности.
Во-вторых, так как первые годы президентства происходила смена общественной формации, то и ответственность и решения относительно коренных социальных, экономических и политических изменений в стране возлагались именно на него.
В-третьих, Президенту России надо было способствовать улучшению экономической обстановке в стране, так как положение в эти годы было сложным, резко ухудшилось материальное положение миллионов людей. В противном случае был риск потерять авторитет и популярность у населения.
В-четвертых, у Президента России существовали разногласия с федеральным парламентом, Конституционным судом России. На этом фоне часто возникали конфликты, которые были основаны на различной оценке конкретных ситуаций и путей выхода из кризиса.
В-пятых, в процессе становления находились нормы о конституционном статусе Президента России. Отличительной чертой указанного периода так же стало и личное отношение главы государства к своему особому положению в стране. Это выразилось, прежде всего, в том, что Президент России стремился укрепить свои позиции, расширить собственное реальное влияние на дела в государстве и юридические гарантии своей свободы.
Обострение политического кризиса в 1993 году ускорило поиск новой формы правления и привело к институированию Президента России как главы государства, стоящего как бы над парламентом и правительством. Глава государства стремился расширить как свое реальное влияние на дела в государстве и обществе, так и юридические гарантии своей власти, тем самым укрепляя свои позиции. Конституция РФ ознаменовала 1993 года новым этапом развития конституционно-правового статуса Президента РФ.
По аналогии с США была учреждена должность вице президента, который избирался одновременно с Президентом РСФСР. Кандидатуру вице - президента предлагал кандидат в Президенты, т.е. на выборы они шли в паре. По Конституции РСФСР вице – президент осуществлял по поручению Президента России отдельные его полномочия, замещал главу государства в случае его отсутствия. Распоряжением Президента РСФСР от 19 ноября 1991г. «Об обязанностях вице президента РСФСР» на него возлагались непосредственная координация и организация работы ряда госкомитетов и комитетов по стандартизации, метрологии и сертификации, по делам гражданской обороны. Указом Президента России от 26 февраля 1992г. «О поручениях и полномочиях вице – президента Российской Федерации» на вице - президента были возложены проблемы агропромышленного комплекса (земельная реформа, развитие новых форм хозяйствования на селе, разработка и реализация проблем газификации, химизация сельского хозяйства и другие).
Конституция России не предусматривала временного отстранения Президентом от исполнения обязанностей вице - президента. Однако это не помешало главе государства осенью 1993г. издать указ о временном отстранении от исполнения обязанностей вице - президента. Этому способствовал ряд политических причин.
Учитывая опыт противостояния Президента и вице - президента Конституция РФ 1993г. не предусмотрела должности вице - президента. В последующие годы предложения о введении такого поста иногда обсуждаются на страницах научных изданий, но без какой - либо интенсивности.
Таким образом, основными причинами учреждения поста Президента России явились:
демократизация процессов руководства страной довольно быстро продемонстрировала, что парламент и правительство не в состоянии принимать оперативных решений и быстро их осуществлять, и надо иметь одного руководителя государства, который бы отвечал за текущие дела, принимал неотложные решения. 2) учреждение и развитие принципа разделения властей;3) в условиях, когда отсутствует парламентское большинство одной партии, либо альянс партий в парламенте, Президент объективно вынужден взять на себя формирование Правительства и руководство его работой, поскольку конфликтующие партии могут попросту парализовать функционирование главного органа исполнительной власти, если его формирование и направление деятельности оставить в компетенции парламента; 4) пост Президента был введен тогда, когда стала резко ослабляться роль единственной и правящей партии – КПСС, начинал складываться политический плюрализм.
|