Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. Как глава государства Президент Российской Федерации обладает особым статусом и соответствующими полномочиями, а также является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации предусматривает порядок, согласно которому глава государства принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами на него возложены функции, связанные с определением основных направлений внутренней и внешней политики государства, так же он выполняет задачи, связанные с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами, ст.80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.
В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России. Для того чтобы раскрыть сущность конституционного статуса Президента как главы государства нужно дать понятие институту президентства. Он представляет собой часть конституционного права, объединяющего правовые нормы, закрепляющие статус Президента как главы государства, порядок его избрания, компетенцию, правовые акты, основания и порядок прекращения полномочий.
По мнению ряда авторов институт президента можно определить как совокупность государственно – правовых (конституционных) норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти. Институт президента является частью конституционного права как отрасли права, имеет сложную внутреннюю структуру и включает нормы, определяющие порядок выборов президента, включая инаугурацию; его положение в структуре высших органов государственной власти; функции и полномочия президента; прекращение президентских полномочий.
Конституция РФ определяет конституционно-правовой статус Президента РФ как главы государства. Этому посвящена самостоятельная глава 4 Основного закона страны. Отдельные нормы, конкретизирующие полномочия Президента РФ, содержатся и в других главах Конституции РФ, которые регулируют основы деятельности иных властных институтов. Вместе с этим действующая Конституция РФ не предусматривает принятия специального закона о Президенте РФ, который бы сочетал в себе весь комплекс норм, направленных на регулирование его статус. В тоже время отдельные вопросы деятельности аппарата главы государства, его полномочных представителей регулируются специальными нормативными правовыми актами, главным образом указами.
Правовой статус Президента РФ основан на мировом опыте организации президентской власти. Вместе с тем нельзя говорить о механическом копировании опыта какой-либо страны, так как устройство президентской власти в России весьма специфично и отражает российские условия политической жизни. Особенность Конституции РФ 1993 года в том, что особый статус главы государства отражен так же в расположении норм, отражающих статус Президента РФ. Они предшествуют нормам, в которых рассматривается статус Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и судебной власти.
В.Н. Колобаева и Н.А. Михалева объясняют такое построение Конституции РФ тем, что «Президент РФ занимает особое место в системе государственной власти в РФ, он глава государства». Авторы комментария к Конституции РФ мотивирует этот аспект тем, что на Президента возложена основная задача обеспечения согласованного взаимодействия властей. Собственно, с главы 4 Конституции начинается изложение системы государственных органов РФ, что объясняется особым значением Президента РФ в системе органов государственной власти.
Наряду с Конституцией РФ, которая составляет основу правового статуса Президента РФ, существуют и другие нормативно-правовые акты, которые конкретизируют некоторые полномочия главы государства.
К таким нормативно-правовым актам, относятся: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004г. «О референдуме Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. «О Правительстве РФ», Федеральный конституционный закон от17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 30 января 2002г. «О военном положении» и другие.
На главу государства возложены полномочия по обеспечению координации и согласованию деятельности всех органов власти. Для эффективного функционирования государства Президент действует совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них, не довлея над ними.
Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Наряду с этим Администрация контролирует реализацию широкого круга вопросов: подготовка законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу, подготовка проектов и выпуск указов, распоряжений и обращений Президента, обеспечение деятельности Совета безопасности, осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов и указов Президента, обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями и общественными объединениями, а также с государственными органами и должностными лицами зарубежных государств и международными организациями, подготовка обращений в Конституционный Суд РФ и другое.
Президент РФ имеет ряд особых полномочий, а именно возможность определять основные направления внутренней и внешней политики государства. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил и в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Так же глава государства решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.
В действующей Конституции нормы, регулирующие институт президентства, стоят на первом месте среди норм, определяющих статус иных федеральных государственных органов. Глава государства наделен большими реальными полномочиями, которые он реализует юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.
Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Для этого он наделен полномочиями (ст. 83,84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Это важно, прежде всего, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве. Для этого глава государства взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации и с Председателем Правительства. Безусловно соответствующие полномочия Президента – это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции.
Координации деятельности проявляется и при решении законотворческих задач. При их решении не обойтись без взаимодействия всех властей. Для этого необходимо соединять наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов, а на конечном этапе разработки законопроектов высказывать решающее слово. Кроме того, через право вернуть Государственной Думе законопроект со своими замечаниями (право отлагательного вето) Президент РФ имеет возможность известным образом отстаивать свою точку зрения по поводу содержания того или иного законопроекта.
Президент является гарантом Конституции, в то же время Основной закон отражает его конституционно-правовой статус, согласно которому глава государства не подчинен и не подотчетен никакому органу власти. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой-либо отдельно. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Глава государства следит за должным исполнением конституционных законов всеми органами государства. В случае их нарушения Президент имеет право пресечь такую деятельность путем обращения к органам и лицам, нарушающим требования Конституции, так же к судебной системе страны.
Глава государства не ответственен перед парламентом страны. Таким образом, парламент не может заставить Президента уйти в отставку, однако при этом он обязан следовать предписаниям Конституции и законов. В случае противоправного характера его действий, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо сказать, что президенту Б.Н. Ельцину пытались выдвинуть импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно.
Основным законом страны Президент РФ наделен особым статусом, который проявляется в его деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина. Глава государства выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране. Охрана суверенитета является так же приоритетной для Президента РФ. Поэтому он имеет такие полномочия, которые выделяют его среди других органов государственной власти, например, единоличное принятие решения по введению военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации. Глава государства осуществляет контроль и обеспечение согласованной работы и взаимодействия органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает своего рода «арбитром», помогая разрешить противоречия между государственными органами. Прежде всего, это проявляется во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей, а также федеральных органов государственной власти субъектов Федерации. При возникновении разногласий глава государства может использовать согласительные процедуры. Конституция наделила Президента Российской Федерации правом определения внутренней и внешней политики государства. Эти правомочия Президент реализует различными путями, так ему разрешено обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней политики.
Президент РФ является главой федеративного государства, таким образом, он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Президент Российской Федерации, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Поэтому любые его действия в интересах одних регионов при игнорировании интересов других будут неправомерны. Президент Российской Федерации как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник. Взаимодействие Президента и Парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.
Конституцией и принятыми на ее основе законами статус главы государства должен определяться максимально точно. Такая необходимость обусловлена тем, чтобы существовала определенная граница прав и обязанностей, выходя за которую указанное высшее должностное лицо не имело права, чтобы не порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных случаях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование Конституции.
В соответствии с Конституцией 1993г. Президент Российской Федерации является главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента Российской Федерации или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Употребление термина «президентская власть» означает только особенный статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с законодательной и исполнительной властями, но в основном - с исполнительной властью.
Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. населения избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент Российской Федерации, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет общие интересы всего народа и всей России. Поэтому неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ, как глава Федерального государства, вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо политических объединений, это правозащитник всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.
Конституционно-правовой статус Президент РФ характеризуется также его неприкосновенностью, то есть до отрешения главы государства от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д.
В статус Президента РФ также входит его право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента вовремя пребывания в них. В соответствии со ст.80 Конституции Российской Федерации:
Президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
При обнаружении несоответствия принимаемых актов и действий какого- либо Федерального органа власти, либо органа власти субъекта РФ Президент РФ обращается к ним с предложением устранить нарушения и соблюдать Конституцию РФ. Глава государства тем более не может игнорировать нарушения в области прав и свобод граждан или групп населения. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать, как гарантию всей системы конституционной законности в стране. В случае, когда на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время, Президент обязан принять оперативные меры для устранения данных обстоятельств.
Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий президента.
Немаловажной функцией является и охрана суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. В этом случае так же не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Поэтому только глава государства определяет нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности, и предпринимает соответствующие действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного реагирования.
Грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует своей конституционной функции и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма. Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в установленном Конституцией РФ порядке (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Однако в современной нестабильной мировой обстановке могут возникнуть ситуации, неурегулированные Конституцией. В этом случае Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают).
Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти является следующей важной функцией главы государства. Он должен выступать в роли своеобразного арбитра, в случаях, когда основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Данная функция имеет важное значение для урегулирования разногласий между органами государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.
Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также и Федеральное Собрание. Основные направления политики государства определяются главой государства и Федеральным Собранием, но последнее всегда имеет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.
Президент РФ обладает представительскими функциями, которые осуществляет единолично. Он представляет свою страну как глава государства во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами России, а также выступает от имени Российской Федерации в международных отношениях. При этом являясь главой суверенного государства, Президент совершает действия, которые не требуют какого-либо утверждении. Он обладает полномочиями подписывать международные договоры Российской Федерации, участвовать в переговорах от имени России или поручать это уполномоченным им лицам. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Для успешной реализации своих полномочий и учета мнения граждан страны глава государства вправе направлять своих представителей в субъекты Российской Федерации (это и есть представительство внутри страны). При реализации своих полномочий на международном уровне Президент РФ проводит переговоры с главами других государств, может подписывать международные договоры от имени и в интересах страны, может являться членом международных организаций, назначает послов и представителей в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента Российской Федерации, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными). Международным правом предусмотрено, что глава государства пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства.
|