Пятница, 29.11.2024, 06:19
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Взаимодействие Президента РФ с Парламентом РФ

Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. В юридической литературе существуют разные подходы к классификации полномочий Президента РФ. По мнению С.А. Авакьяна глава государства выполняет полномочия по созданию или формированию государственных органов, назначению должностных лиц; полномочия в области руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами; полномочия в области внешней политики; полномочия в области обеспечения безопасности и обороны государства, стабильного общественного порядка в стране; полномочия в области обеспечения конституционного статуса личности; полномочия по организации своей деятельности. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин выделяют полномочия Президента РФ, связанные с формированием и участием в деятельности федеральных органов государственной власти; с обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; с руководством внешней политикой; с руководством в военной сфере; с иными, возложенными Конституцией на Президента функциями. Выделяют также такие полномочия главы государства как полномочия в области законодательной власти, полномочия в области исполнительной власти, полномочия в области судебной власти.

Для раскрытия сущности отдельных полномочий главы государства нужно остановиться на них подробнее. Так он является одним из важнейших участников процесса законодательной деятельности в Российской Федерации тесно взаимодействуя при этом с обеими палатами Федерального Собрания. Это вытекает из положений Конституции России и реальной практики ее применения. Основополагающим во взаимоотношениях между президентами и парламентами является тип формы правления. В президентских республиках глава государства и правительства непосредственно включен в комплекс взаимоотношений с высшим органом законодательной власти. В полупрезидентских республиках – прерогативы президента в законодательном процессе ограничены, но он наделен правом роспуска парламента. В парламентской республике президент может оказать лишь опосредованное воздействие на деятельность парламента.

Президент РФ участвует в правотворческом процессе самостоятельно и непосредственно, либо выступает как участник законодательного процесса, субъект права законодательной инициативы. Это две основные формы правотворческой деятельности Президента РФ, присущие ему в силу его конституционного статуса. Непосредственное правотворчество Президента РФ - это издание им указов и распоряжений в соответствии со статьей 90 Конституции России. Как известно, данные акты Президента РФ обязательны на всей территории России (часть 2 статьи 90 Конституции РФ) и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В то же время данная конституционная норма не раскрывает соотношение указов и распоряжений главы государства по своей юридической силе. Этот недостаток проявляется при противоречии изданных Президентом указанных актов.

Также законотворческая деятельность может усматриваться в ежегодном послании Президента РФ к Федеральному собранию Российской Федерации, где глава государства обозначает основные направления внутренней и внешней политики, указывая Парламенту РФ направления в которых необходимо работать.

В теории права закрепилась точка зрения, согласно которой указы Президента РФ следует рассматривать как нормативные правовые акты, а распоряжения – как акты правоприменительные. Однако правотворческая практика Президента РФ показывает, что данный принцип соблюдается далеко не всегда.

Например, система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера была создана на основании безымянного Распоряжения Президента от 23 марта 2000г. №86-рп, хотя очевидно, что создание новых исполнительных служб должно производиться на основании указов, то есть актов нормативного характера.

Наряду с этим статья ч. 3 90 Конституции РФ должна предусматривать и соотношение актов, издаваемых главой государства и федерального законодательства. Так указанные акты не должны противоречить законам, и издаваться на основании и во исполнение этих законов. Тем самым должен признаваться подзаконный характер актов Президента РФ, так как отказ от их подзаконности - даже на теоретическом уровне – весьма опасен, поскольку способен внести дисбаланс в устоявшуюся систему иерархии правовых актов, что может повлечь возникновение правовых коллизий.

Другой основной формой участия главы государства в правотворческом процессе является осуществление им полномочий в области законотворчества. При законотворчестве Президент РФ участвует в процедурах принятия законов и придания им соответствующей юридической силы, однако его участие опосредовано, так как он не может принимать законы единолично. В то же время в законодательном процессе полномочия Президента РФ значимы, в связи с тем, что без его участия ни один законодательный акт не может вступить в силу.

Следовательно, при общем интересе преодолеть вето Президента РФ вполне реально. Есть и еще одна специфическая форма участия Президента РФ в законодательном процессе. Она не предусмотрена Конституцией РФ, однако получила широкое распространение в практике Президента РФ. Сущность ее заключается в возвращении принятого федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания без рассмотрения.

Конституционный Суд РФ своим постановлением от 22 апреля 1996г.

№10-п «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» разъяснил, что возвращение Президентом РФ принятого федерального закона в соответствующую палату без рассмотрения не является его отклонением в смысле части 3 статьи 107 Конституции РФ, а возможно только при нарушении палатами процедур принятия федерального закона. Таким образом, Конституционный Суд РФ, приняв на себя несвойственные ему функции законодателя, фактически легализовал неконституционную процедуру «возвращения закона без рассмотрения». Следует заметить, что в процессе реализации своих полномочий в области законотворчества Президент РФ обеспечивает как формальное вступление федеральных законов в силу (подписание и обнародование), так и влияет на их содержание. Мне бы хотелось обратить внимание на некоторые проблемы в этой сфере.

Во-первых, статья 107 Конституции РФ не определяет обязанности главы государства указывать на основании чего тот или иной федеральный закон был отклонен.

Во-вторых, целесообразно было бы наделить Президента РФ правом так называемого «выборочного вето», при котором отклоняется не закон в целом, а какие-то отдельные его положения. Получается, что Президент РФ вынужден отклонять весь федеральный закон целиком, поскольку иного варианта его действий Конституция РФ не предусмотрела.

Существуют и дополнительные формы участия Президента РФ в правотворческом процессе. Это, прежде всего, охранительная форма. Президент РФ при этом влияет на уже существующие правовые нормы. В данном случае глава государства ограничивает, приостанавливает их действие либо стремится не допустить вступление каких-либо правовых актов в силу или продолжения их действия. Новые нормы в таких условиях не создаются.

Для достижения необходимого взаимодействия между Президентом РФ и парламентом чрезвычайно важно обеспечить согласованность на ранних стадиях подготовки законопроектов, устранить дублирование в законодательной деятельности, активнее использовать возможность создания рабочих экспертных групп, комиссий с представительством в них всех ветвей власти.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. При этом можно выделить полномочия, которые носят прерогативный характер, то есть только глава государства вправе совершать те или иные действия. А также полномочия, которые соотносятся с полномочиями других органов государственной власти и способствуют решению вопросов во взаимодействии и на основе принципа разделения властей. По специфике компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти внутриполитические полномочия Президента РФ могут быть разбиты по группам.

При этом важнейшие отношения складываются между Президентом РФ и парламентом России, так как при их совместной деятельности создается законодательная основа существования и эффективного функционирования государства.

Поскольку в России институт Президента РФ включен в систему, вырабатывающую политический баланс, постольку каждый иной властный институт, участвующий в создании такого баланса, не может игнорировать другие. Федеральное Собрание, будучи включенным в демократический механизм власти, не может быть свободным от провозглашенных Президентом РФ позиций во внутренней и внешней политике, при правовом регулировании общественных отношений. Однако указанная функция Президента РФ должна осуществляться в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В совместной деятельности Президента РФ и Федерального Собрания неизбежны конфликтные ситуации. Это обусловлено так же и двухпалатной структурой самого парламента России. При этом взаимодействие происходит не только с парламентом в целом, но и с Советом Федерации и Государственной Думой как двумя его самостоятельными формированиями. Главе государства просто необходимо выстраивать линию поведения в отношении каждой из палат. Складывается политико-правовая ситуация, в которой не последнюю роль играют различия в способах формирования палат, характер их взаимоотношений друг с другом, механизмы разрешения разногласий между ними. Президент РФ обладает широкими полномочиями как субъект права законодательной инициативы (статья 104 Конституции РФ). Так взаимодействие с нижней палатой парламента происходит в случае внесения главой государства законопроектов на рассмотрение. Государственная Дума в свою очередь обязана рассмотреть предложенные Президентом законопроекты. Президент РФ вправе вносить предложения о поправках к Конституции РФ, он имеет право инициировать пересмотр положений Конституции РФ и назначать референдум по этому вопросу. Значительную роль в отношениях между Президентом и парламентом играет институт полномочных представителей Президента РФ в палатах Федерального Собрания. Сама Конституция РФ предоставила такое право главе государства в соответствии с пунктом «к» статьи 83.

Задачи, возложенные на полномочных представителей Президента РФ в Федеральном Собрании, заключаются в максимализации законодательного процесса, обеспечении комплексности в совместной деятельности Президента РФ и парламента. Итогом их взаимодействия являются законы, принимаемые государственной Думой и подписанные Президентом РФ. Указанные законы обязаны соответствовать прежде всего Конституции РФ как с точки зрения юридической формы, так и с точки зрения социальной направленности.

По мнению А.А. Котенкова, в связи с этим в науке выделяют следующую проблему - наряду с предусмотренным статьей 107 Конституции РФ правом Президента РФ отклонять принятые федеральные законы, Президент РФ нередко возвращает принятые законы без рассмотрения, мотивируя это тем, что была нарушена конституционная процедура принятия или одобрения закона и, следовательно, такой закон не может считаться принятым в соответствии с Конституцией России. Действительно Основным законом государства прямо не предусмотрено право Президента РФ на возвращение принятых палатами Федерального Собрания законов без рассмотрения. Глава государства обладает лишь полномочием отклонения законов.

Такое право было «узаконено» Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996г. №10-п «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации». Глава государства может возвратить закон в соответствующую палату парламента, но при определенных условиях - «в случае нарушения установленного Конституцией РФ порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона». Для разрешения возможных конфликтов, возникающих в совместной деятельности Парламента РФ и Президента РФ, необходимо постоянное усовершенствование правовой базы. Например, в виде специального федерального закона о взаимодействии высших органов государственной власти в законодательном процессе. Реализуя свои полномочия в определении внутренней и внешней политики государства, Президент РФ доводит до сведения Федерального Собрания основные сведения о положении дел в стране. Это полномочие осуществляется путем предоставления ежегодного послания.

Такими посланиями глава государства как бы подводит итоги деятельности в государстве за прошедший год. С учетом этого и определяются пути развития государства и общества в дальнейшей перспективе. Также в послании отражается позиция Президента РФ относительно дальнейшей деятельности государственных органов, а также в значительной степени органов местного самоуправления и общественных объединений.

Например, послание Президента Российской Федерации 12 декабря 2013 года включало в себя вопросы развития здравоохранения, демографии, развитие социальной политики в области помощи молодым семьям и многое другое.

Уже 18 марта 2014 года на экстренном обращении Президента РФ к Федеральному собранию Российской Федерации, глава государства обратился к парламенту с вопросами внешней политики, в частности о присоединении республики Крым в состав России.

Можно сделать вывод о том, что такие послания всё же могут носить законотворческий характер, потому что Президент РФ тем самым «намекает» Парламенту. В каком направлении ему необходимо работать.

Указанное выше послание заслушивается на совместном заседании обеих палат Федерального Собрания (часть 3 статьи 100 Конституции РФ). Текст послания или основные его положения оглашаются в выступлении Президента РФ. Президенту РФ не задаются вопросы, не проводятся дискуссии. Затем на заседаниях Государственной думы и Совета федерации происходит обсуждение послания главы государства. При этом определяется отношение каждой палаты к посланию, а также разрабатываются способы по достижению задач, поставленных в послании. Президент вправе участвовать в заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, в том числе и закрытых, а также выступать на заседаниях палаты. Глава государства назначает выборы Государственной Думы, в то же время выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Данные положения предусмотрены Конституцией РФ. Однако на практике реальные полномочия по назначению и проведению выборов имеет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Таким образом, соответствующий орган обладает лишь формальными полномочиями в данной сфере. Даже если выборы не назначены им в необходимые сроки, они все равно будут проведены. Более существенным является право президента РФ распустить Государственную Думу в случае недоверия Правительству РФ, если Государственная Дума выразила недоверие Правительству РФ, Президент РФ может согласиться с ней и отправить Правительство в отставку либо не согласиться с решением Думы. При этом возможно повторно выразить недоверие, но в течение трех месяцев. В данном случае Президент РФ должен объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу; если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой РФ вопрос о доверии, и она в доверии отказывает. Тогда возникает вопрос о том, существуют ли реальные полномочия Государственной Думы к примеру, в вопросе о кандидатуре Председателя Правительства. Если нижняя палата Парламента отказывает в кандидатуре определенного лица, то, думаю, Президент должен определять кандидатуру другого лица.

Однако существуют предусмотренные законом моменты, когда Государственная Дума не может быть распущена, а именно: в течение года после ее избрания; с момента выдвижения обвинения против Президента РФ и до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ; в период действия на территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (23.07.2017)
Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%