Основным документом, которым следует руководствоваться работодателю в вопросах предоставления отпусков сотрудникам, является гл. 19 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Напомним также, что с 2011 г. в России вступила в силу Международная конвенция об отпусках (Конвенция №132 «Об оплачиваемых отпусках», пересмотренная в Женеве в 1970 г.) (далее – Конвенция), которая окончательно закрепила право российских граждан на отпуск.
Стоит отметить, что последние изменения, вносимые в ТК РФ, были учтены в соответствии с Конвенцией, поэтому существенных изменений в законодательстве не произошло. Большинство норм трудового законодательства не противоречат Конвенции, а улучшает положение работников. Но, несмотря на это, некоторые статьи Трудового кодекса и Конвенции имеют разногласия. Связано это с тем, что в Трудовом кодексе существуют положения, которые не отражены в Конвенции.
Впервые регулирование общественных взаимоотношений в сфере наемного труда были предприняты в девятнадцатом веке в эпоху промышленных революций. Тогда возникла необходимость защищать работников наемного труда от чрезмерной эксплуатации, создавать условия для нормального воспроизводства рабочей силы и сохранение здоровья нации. В это время появились первые нормативные акты, регулирующие вопросы продолжительности рабочего времени, охраны труда, времени отдыха, социального обеспечения.
В девятнадцатом веке были заложены основы новой отрасли права. Трудовое право стало самостоятельной отраслью, которая представляет собой систему правовых норм, регулирующих взаимоотношения между работником и работодателем, и связанные с ними отношения; стало социальной защитой для общества.
Первоначально появилась такая категория, как регулирование рабочего времени. Рабочее время, как естественная мера труда, стало применяется во многих областях знаний – экономики, социологии, психологии, так как от длительности рабочего дня зависело общее состояние здоровья, жизнедеятельности человека.
Рабочее время имеет свою специфику в правовых. Как категория трудового права рабочее время представляет собой период времени, в течение которого работник трудится на работодателя в определенном месте и на определенных условиях. С категорией рабочее время связана категория режим рабочего времени, подразумевающий распределение времени работы в течение определенного календарного периода.
На уровне законодательства определяется порядок установления режима труда и некоторые его элементы. Для определенных отраслей экономики он может регулироваться отраслевым соглашением, которое обязательно учитывает специфику работы в каждой конкретной отрасли. Режим рабочего времени предусматривает продолжительность рабочей недели, работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы, время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Рабочее время классифицируется для установления правильных пропорций и абсолютных размеров составных элементов нормируемого времени. Время пребывания рабочего на производстве складывается из времени работы и перерывов.
Категория рабочего времени находится в тесной взаимосвязи с другой категорией – временем отдыха. Социально-экономическая взаимосвязь данных категорий выражается в том, что чем меньше или больше одна часть, тем, соответственно, больше или меньше другая его часть. Таким образом, от продолжительности рабочего времени зависит продолжительность свободного времени работника, которое он может использовать для отдыха, удовлетворения культурных и других потребностей. Таким образом, рациональное ограничение рабочего времени лиц, которые работают на основании трудового договора, является главной правовой гарантией права на отдых.
Работающему на основании трудового договора гарантируются определенные федеральным законом длительность рабочего времени, праздничные и выходные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Интенсивность и продолжительность рабочего дня прямо воздействует на продолжительность времени отдыха, который необходим человеку для восстановления потраченной энергии, сил, выполнения семейных обязанностей по воспитанию. Таким образом, строжайшее соблюдение законодательства о рабочем времени в то же время является гарантом права на отдых – важнейшего конституционного права человека.
Регулирование рабочего времени решает очень важные задачи, в том числе и дает гарантии права на отдых. Существуют разные виды отдыха, регламентированные правом, и каждый из них имеет свое влияние на трудовые способности человека. Каждый вид отдыха направлен на повышение качества труда, ведь только здоровый сотрудник, полный энергии и сил может выполнять свою работу максимально эффективно.
Время отдыха – это время, которое работник имеет право использовать по своему усмотрению и в течение которого он освобожден от выполнения своих трудовых обязанностей. Время отдыха включает в себя перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.
Законодательство РФ об отпусках продолжительный период развивалось путем дифференциации. Такая ситуация предполагала неизбежное существование дополнительных отпусков, помимо основного. Причиной являлась короткая длительность основного отпуска (12 рабочих дней, а с 1968 г. – 15). На тот момент существовало приблизительно 60 видов дополнительных отпусков.
Дополнительные отпуска предоставляются и устанавливаются или в связи с особыми условиями труда и характером работы (компенсационные), или в качестве меры поощрения (стимулирующие). Возможность предоставления дополнительных отпусков стимулирующего характера должна определяться работодателем. Хотя действующим в настоящее время законодательством это не утверждено, и часть дополнительных стимулирующих отпусков осталась в ведении государства.
В том случае, если дополнительный отпуск предоставляется работникам данной организации на основании локального акта, то все вопросы, связанные с его продолжительностью и предоставлением, регулируется организацией, издавшей данный акт, отталкиваясь от своих производственных и финансовых возможностей.
Дополнительные оплачиваемые отпуска различаются по основаниям возникновения и по их продолжительности, по порядку предоставления.
Право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск зависит от:
условий труда (ст. 117 Трудового кодекса РФ);
характера работы (ст. 118 Трудового кодекса РФ);
ненормированного рабочего дня (ст. 119 Трудового кодекса РФ);
природно-климатической зоны (ст. 321 Трудового кодекса РФ);
иных особенностей трудовой деятельности.
В соответствии со статьей 116 Трудового кодекса РФ порядок и условия предоставления данных отпусков устанавливаются коллективными договорами или локальными нормативными актами.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск должен предоставляться работникам, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то есть:
– на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах;
– в зонах радиоактивного заражения;
– на других работах, связанных с неустойчивым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и других факторов.
Прежде в компетенцию правительства входило утверждение минимальной продолжительности отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия его предоставления. В соответствии с внесенным Законом №90-ФЗ изменениям в статью 117 Трудового кодекса РФ данные вопросы будут решаться в определяемом Правительством РФ порядке.
Правом на дополнительный оплачиваемый отпуск обладают те работники, профессии, должности которых предусмотрены по соответственным производствам и цехам Списка. Другими словами, работники, которые непосредственно выполняют работу, предусмотренную в Списке. Длительность отпуска определена в Списке по каждой работе, должности и составляет от 6 до 36 рабочих дней.
Работники сланцевой, угольной, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей экономики также обладают правом на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Длительность подобного отпуска зависит от времени работы в подземных условиях, в карьерах, разрезах и составляет от 4 до 24 календарных дней.
В функционирующей редакции статьи 119 Трудового кодекса РФ исключена норма, которая позволяла бы компенсировать переработку, возникающую у работников с ненормированным рабочим днем как сверхурочную работу, оставив при этом только один способ компенсации, то есть предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Право на дополнительный отпуск, как и на основной, в первый год возникает у сотрудника через полгода его непрерывной работы в конкретной организации. Прежде дополнительный отпуск можно было взять лишь после 11 месяцев выполнения служебных обязанностей.
Длительность дополнительного отпуска исчисляется в календарных днях. Хотя праздничные дни, приходящиеся на данное время, в расчет не включаются согласно ст. 120 Трудового кодекса РФ.
Как правило, дополнительный отпуск предоставляют работнику совместно с основным. Хотя встречаются ситуации, когда по каким-либо причинам сотрудник не хочет сразу брать все дни отпуска или же администрация предприятия не может отправить его отдыхать на продолжительный срок. В подобном случае составляют письменное соглашение, согласно которому отпуск работника делят на части.
Тем, кто проживает в районах Крайнего Севера, дополнительный отпуск предоставляют в соответствии со статьей 321 Трудового кодекса РФ. При этом его продолжительность составляет:
1) в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня;
2) в местностях, приравненных к Крайнему Северу, – 16 календарных дней.
Дополнительный отпуск пред оставляют также и тем, кто работает вахтовым методом на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях. Их отпуск продолжается столько же, сколько и у жителей данных районов согласно статье 302 Трудового кодекса РФ.
Правом на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер труда обладают работники, занятые в отдельных отраслях хозяйства и на государственной службе, за продолжительный стаж работы. Перечень подобных работников утверждается Правительством РФ.
Учитывая стаж работы в определенных должностях, правом на дополнительный отпуск пользуются работники прокуратуры согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. №2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуроры и следователи прокуратуры могут дополнительно отдыхать 5 календарных дней в году после 10 лет работы.
Максимальная продолжительность дополнительного отпуска для данных работников составляет 15 календарных дней. Данный вид отпуска предоставляют, когда их стаж превысит 20 лет.
Кроме того, правом на дополнительный отпуск за выслугу лет обладают судьи, педагоги, таможенники, работники легкой промышленности и лесного хозяйства:
– после 10 лет – 5 календарных дней;
– после 15 лет – 10 календарных дней;
– после 20 лет – 15 календарных дней.
В стаж службы, которая определяет право на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска, также включается время службы стажером в учреждениях прокуратуры и органах. В этот стаж в календарном исчислении включается военная служба, служба в иных правоохранительных органах, а также работа в должности судьи.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. №1588 определяет врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за непрерывный стаж работы в данных должностях свыше 3 лет.
Также организации, учитывая свои производственные и финансовые возможности, имеют право самостоятельно предоставлять дополнительные отпуска для работников, если другое не определяется федеральными законами (ч. 2 ст. 116 Трудового кодекса РФ).
Для работников с ненормированным рабочим днем устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в качестве компенсации за нагрузку на работе и за исполнение своих трудовых обязанностей в отдельные периоды за пределами нормальной длительности рабочего дня.
Длительность данного отпуска во внебюджетных отраслях регулируется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. В отраслях, финансируемых из бюджетов разнообразных уровней, условия и порядок его предоставления регулируется решениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
К примеру, Приказом Росспорта от 22 апреля 2005 г. №163 работникам Федерального агентства по культуре и спорту определены дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день:
руководителю – 20 календарных дней;
его заместителям – 14 календарных дней;
специалистам 1-й и 2-й категории – 5 календарных дней и т.д.
Подобными приказами этот вид дополнительного отпуска установлен и для работников центральных аппаратов других федеральных органов.
В случае, когда отпуск не используется, то с письменного согласия работника переработка сверх нормальной длительности рабочего дня возмещается как сверхурочная работа.
Дополнительные оплачиваемые отпуска обычно используются одновременно с основными. Для исчисления общей длительности отпуска осуществляется суммирование данных отпусков. Максимальные пределы продолжительности отпуска при этом не устанавливаются. Для лиц, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрен особый порядок суммирования отпусков.
Во-первых, полное или частичное объединение отпусков допускается не более чем за 2 года.
Во-вторых, общая длительность отпуска не должна превышать полгода, включая время, которое необходимо для проезда к месту его использования и обратно. Неиспользованная часть отпуска, которая превышает 6 месяцев, переносится на следующий год.
|