Сколько существует человечество, столько существует и проблема дискриминации по различным признакам. При этом она может быть закреплена законодательно или основываться лишь на сложившихся моральных нормах отдельно взятого общества. Дискриминация может проводиться по таким признакам как раса, пол, возраст, религиозные убеждения и др. [1]
Разумеется, защита естественных прав тех или иных меньшинств является одной из основных задач правового общества. Проблема национальных меньшинств издревле была одной из основных в многонациональных государствах. Но лишь в последние 350 лет осуществляются попытки гарантировать естественные права малым этническим группам.
Правовое регулирование меньшинств существует практически в каждой стране мира. В каждой из них существует определенная общность людей со своим этносом, культурой, языком и т.д. Всё это только обогащает коренное население территории. Во множестве стран мира существуют законодательные акты, которые контролируют развитие меньшинств в национальном, культурном и социально-экономическом плане. [2]
После того, как Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам[3], данный вопрос стал международного уровня. Декларация закрепляет права меньшинств на национальную самобытность, возможность пользоваться своей культурой, говорить на родном языке и иметь свободное вероисповедание. Меньшинства могут создавать объединения, налаживать контакты со своей этнической группой, проживающей в другой стране, участвовать в принятии решений, непосредственно их затрагивающих.
Декларация закрепляет обязанности государства по охране и защите национальных меньшинств, учёте их интересов во внешней и внутренней политике, предоставление условий для развития культуры меньшинств и т.д.
Российская Федерация как многонациональное государство непосредственно сталкивается с этой проблемой. Ни для кого не секрет, что принадлежность к той или иной национальности может оказаться причиной, по которой человеку может быть отказано в приеме на высокооплачиваемую работу, поступлении в престижный вуз или доступе к элитным местам общественного пользования (гостиницам, клубам, ресторанам).
Конституция Российской Федерации является основным законом, который гарантирует права и свободы национальных меньшинств. В частности в ч.2 ст. 19 провозглашено, что "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии". [4]
Пунктом "в" ст.71 "регулирование и защита прав национальных меньшинств" Конституция отнесит к ведению Российской Федерации, а пунктом "б" ч.1 ст.72 к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В ст.69 установлены гарантии права "коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации".
К таким договорам можно отнести принятую Генеральной Ассамблеей ООН Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.). В этом документе подтверждаются права указанных групп граждан на национальную самобытность, пользование своей культурой, языком, верой. В Декларации зафиксированы обязанности государств по охране национальной самобытности меньшинств, созданию условий для пользования своей культурой.
Другим принципиально важным международным документом в этой области является Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.). Государства, подписавшие Конвенцию, гарантировали любым лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом, равенство во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни, а также на общение с представителями своей национальности, проживающими в других государствах.
Но необходимо отметить, что ни в одном из вышеперечисленных документов не дается точного определения термина "национальное меньшинство", что дает возможность каждому государству самостоятельно определять, по каким признакам будут выделяться малочисленные этносы в составе населения.
Это имеет ряд плюсов и минусов. К положительным моментам можно отнести то, что возможно осуществлять более гибкий подход к проблемам отдельно взятой национальной группы населения. Но с другой стороны, правовой статус некоторых национальностей может быть вовсе не определен. [5]
В то же время термин "коренные малочисленные народы" в законодательстве применяется довольно часто и имеет четкое определение. Согласно юридическому словарю, "таковыми признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие свой образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями".
Вполне очевидна необходимость принятия закона о защите национальных меньшинств в РФ. Это вызвано не только необходимостью укрепления общества, но и стремлением к повышению международного авторитета страны. [6]
Несмотря на вышесказанное у планируемого правового акта имеется ряд противников, в связи с чем разработка законопроекта ведется уже не один год. Есть сторонники того, что закон "О национально-культурной автономии" и Конституция РФ в достаточной степени решают вопрос национальных меньшинств, но как уже говорилось ранее, в них отсутствует четкое определение "национальное меньшинство".
Есть опасения, что принятие закона не ослабит, а усилит межнациональную напряженность в обществе, так как некоторые этнические группы не захотят признавать себя национальным меньшинством, другие же постараются использовать свой особый правовой статус в корыстных целях. В частности это может привести к учащению фактов положительной дискриминации. [7]
То есть случаев, когда представители определенной национальности будут пользоваться рядом преимуществ по сравнению с этническим большинством. Так, например, в мире распространены прецеденты преимущественного приема на работу лиц, относящихся к национальным меньшинствам.
Тем самым работодатели пытаются избежать обвинений в свой адрес в расовой дискриминации. Несомненно, это вызывает недовольство этнического большинства и инициирование соответствующих судебных разбирательств.
Таким образом, вопрос принятия закона о национальных меньшинствах является неоднозначным. Если рассмотреть примеры подобных законодательных актов в других странах, то можно прийти к выводу, что в каждом государстве имеется индивидуальный подход к проблеме национальностей.
Например, в Великобритании приняты специальные законы о расовых отношениях, которые направлены на защиту граждан от дискриминации в ряде отраслей (обслуживание, учеба, работа).
А представители власти во Франции заявляют, что "в стране нет меньшинств" и дискриминация по любому признаку является прямым нарушением Конституции, поэтому дополнительных законов не требуется.
Попытки подобного сглаживания национального вопроса в обществе предпринимались и в Российской Федерации. Так, например, из паспортов нового образца была исключена графа "национальность", что делалось с надеждой предотвратить конфликты на этнической почве. Ощутимых результатов, к сожалению, это не принесло.
Так как специальный закон о национальных отношениях еще не принят, то при решении конкретных задач в данной сфере Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации. [8]
В данном документе изложены принципиальные позиции российского государства по вопросу национальностей.
Хотелось бы отметить принципиальные моменты, которые должны быть отражены в соответствующем законе, который когда-нибудь должен быть принят. Во-первых, каждый гражданин должен иметь возможность отнести себя к той или иной национальности. Во-вторых, любая дискриминация и преференции в отношении представителей любой этнической группы неприемлемы и должны наказываться. В-третьих, необходимо дать четкое определение "национальное меньшинство" и в соответствии с этим осуществлять индивидуальный подход к решению национального вопроса в каждом регионе.
Думается, не следует превращать общество в обезличенную массу "российских граждан". "Плавильный котел", как в США, у нас вряд ли получится.
В любом случае следует поднимать общий культурный и правовой уровень населения, четко руководствоваться положениями Конституции РФ, федеральными и региональными законами, а также здравым смыслом в повседневной жизни.
Что касается предотвращения вооруженных конфликтов на национальной почве, то хотелось бы выразить сомнение, что их можно избежать лишь путем совершенствования правовой базы общества, так как известно, что большинство националистических группировок финансируются заинтересованными лицами и государствами с целью внесения нестабильности в отдельно взятые регионы.
Поэтому для сохранения целостности российского общества и Российской Федерации наряду с совершенствованием законодательства необходимо особое внимание уделять работе специальных служб и силовых ведомств, которые должны являться гарантами обеспечения конституционного порядка на всей территории государства.
В Российской Федерации существует собственная, весьма обширная, нормативно-правовая база, призванная гарантировать защиту прав национальных меньшинств.
Поскольку формат курсовой работы не предполагает подробного анализа такого количества документов, рассмотрим лишь основные.
Согласно Федеральному закону "О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации"[9], коренными малочисленными народами Российской Федерации считаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
ФЗ о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации дает определения традиционного образа жизни малочисленного народа, исконной среды обитания малочисленных народов, общины и иной формы общественного самоуправления, уполномоченных представителей малочисленных народов и этнологической экспертизы и гарантирует связанные с этим права.
Закон определяет полномочия федеральных органов государственной власти по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов. Кроме того, закон гарантирует лицам, принадлежащим к малочисленным народам, судебную защиту их прав и определяет особенности направления на гражданскую альтернативную службу граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами. [10]
Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации"[11] охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридической нормы использования языков народов Российской Федерации в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.
Закон определяет правое положение языков - государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В местностях компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущих за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Порядок использования языков в таких местностях определяется законодательством РФ и субъектов Федерации.
Закон устанавливает государственные гарантии равноправия и защиты языков народов Российской Федерации, предусматривает программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации, определяет культурные и политические права народов, говорящих на этих языках, среди которых: право на выбор языка общения, воспитания, обучения, изучение и преподавание языков народов Российской Федерации.
Закон определяет язык официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, язык подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации.
Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"[12] устанавливает общие принципы организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления.
Закон оперирует такими понятиями, как коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; представители других этнических общностей; общины малочисленных народов; семейные (родовые) общины малочисленных народов; территориально-соседские общины малочисленных народов; союзы (ассоциации) общин малочисленных народов.
В законе прописаны права и обязанности членов общины малочисленных народов, принципы организации и деятельности, ограничения на организацию и деятельность общин малочисленных народов, а также их взаимоотношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В 2012 году Путин утвердил Стратегию государственной национальной политики на период до 2025 года, в которой говорится, в частности, о "духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации), необходимости "сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России" и "успешной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов".
В марте 2015 года по поручению Путина в России было создано Федеральное агентство по делам национальностей. В его задачи входит реализация государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, "укрепление единства многонационального народа Российской Федерации", защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов страны, профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти и вражды.
[1] См.: Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. Конституционное право России: Учебник. - М.: Инфра-М, 2014. - С. 166.
[2] См.: Авакьян С.А. Национальный вопрос и государственное строительство. - М.: МГУ, 2013. - С. 84.
[3] Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года // http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/minority_rights. shtml.
[4] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2014. - С. 200.
[5] См.: Андриченко Л.В. Регулирование и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации: Автореф. дисс.... д. ю. н. - М.: 2010. - 45 с.
[6] См.: Иванов С.О. Правовая защита национальных меньшинств в субъектах Российской Федерации // Конституция РФ, конституционная реформа и реформа отраслевого законодательства. Брянск. 2008. - С. 101.
[7] См.: Алфимцев Н.В. Дефинитивный хаос в нормативном регулировании национальной политики // Lex Russica. 2015. № 5. - С. 24.
[8] Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 52. Ст. 7477.
[9] Федеральный закон «О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации" от 30. 04.1999 г. № 82-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 13. 07.2015 г. № 256-ФЗ) // Российская газета. 1999. 02 мая; 2015. 16 июля.
[10] См.: Черячукина Е.А. Права национальных меньшинств в России: Конституционно-правовое закрепление и проблемы реализации: Автореф. дисс.... к. ю. н. - М.: 2011. - 28 с.
[11] Закон «О языках народов Российской Федерации" от 25. 10.1991 г. № 1807-1 (в последней ред. ФЗ от 12. 03.2014 г. № 29-ФЗ) // Российская газета. 1991. 28 октября; 2014. 15 марта.
[12] Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20. 07.2000 г. № 104-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 28. 12.2013 г. № 396-ФЗ) // Российская газета. 2000. 23 июля; 2013. 30 декабря.
|