Конституция Российской Федерации в ст. 2 закрепила высшую ценность прав и свобод человека, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства[1]. Права потребителей, будучи составной частью прав человека, также находятся под защитой государства. Несмотря на то, что регулятором потребительских отношений выступает сфера гражданского права, защита прав потребителей осуществляется самыми разными способами, среди которых выделяют гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые.
Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей являются самыми распространенными и доступными среди всех, поскольку они предполагают минимальное вмешательство государства. Важнейшим нормативным правовым актом здесь выступает Федеральный закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»[2] (далее, Закон о правах потребителей), который подробно раскрывает указанные выше способы, а также содержит основные положения, на которых основываются потребительские отношения.
Именно в нем содержится легальное определение потребителя, под которым понимается «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»[3].
Помимо этого, в указанном выше законе содержатся гражданско-правовые способы защиты прав потребителей, одним из которых является право граждан на просвещение в области защиты прав потребителей. Это достигается посредством включения определенных требований в государственные программы, а также донесением до населения необходимой информации об этих правах. Реализация данного права направлена на предупреждение возможных правонарушений путем качественного ознакомления граждан с их правами как потребителей. В этом велика роль государства, которое должно доступно предоставлять и доводить до населения необходимую информацию. Нельзя не отметить важность данного права, так как чем лучше оно обеспечивается со стороны государства, тем меньше вероятность возникновения проблем.
Помимо указанного выше права Закон о правах потребителей содержит следующие положения:
- право потребителя на безопасность товара, работы или услуги. Под этим подразумевается, что обеспечивающие безопасность товара требования должны строго соблюдаться и не причинять вред его имуществу, а также здоровью и жизни других граждан, окружающей среде. При наличии в законодательстве обязательных требований к указанным выше товарам, работам или услугам эти требования должны быть соблюдены и передача товаров, работ или услуг должны им соответствовать, то есть для государства приоритетной задачей является обеспечение их безопасности.
- право потребителя на информацию. Оно заключается в том, что продавец должен предоставить потребителю информацию, отвечающую двум аспектам: во-первых, достоверность, а, во-вторых, необходимость. Что касается достоверности, то ее в свою очередь можно определить с точки зрения соответствия сведений, которые содержатся в данной информации действительным. Например, Приказ МАП РФ от 20.05.1998 г. № 160 в качестве наглядного примера приводит ситуацию, в которой указывается недостоверность перевода информации на русский язык. В этом случае граждане будут иметь дело с предоставлением им недостоверной, или просто недостаточно полной информации. Таким образом, для продавца наступают правовые последствия, предусмотренные статьей 12 Закона о правах потребителей[4].
Что касается необходимости, то здесь очень уместно будет мнение Г.Р. Гафаровой, которая считает, что «информация, которая передается потребителю, должна содержать соответствующий объем сведений и знаний о свойствах и характеристиках товара, работы, услуги для достижения цели правильного представления и выбора потребителем определенных товаров, работ, услуг. Только тогда информация будет считаться необходимой»[5].
- право на возмещение убытков, имущественного вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги) и морального вреда. Здесь содержится гражданско-правая ответственность, которая является важным положением исполнения обязательств по потребительским сделкам. Кроме того, гражданско-правовая ответственность со стороны изготовителя наступает также за неверную информацию о товарах или услугах, за нарушение прав самих потребителей, а также за вред, который причиняется вследствие каких-либо недостатков товара. Вред, который был причинен жизни, здоровью, а также имуществу гражданина при недостатках товара, работы или услуги возмещается продавцом в полном объеме. При этом стоит иметь в виду, что степень вины не учитывается, а также не учитываются были ли между ними договорные отношения. Все это учитывается при рассмотрении дел о возмещении вреда. Среди гражданско-правовых способов защиты прав потребителей нельзя не назвать принцип свободы договора, согласно которому в нем может быть указано все, что не запрещено законом. В случае ущемления прав потребителей договор считается недействительным.
Более того, среди гражданско-правовых способов защиты прав потребителей необходимо выделить наличие у потребителя возможности заменить товар ненадлежащего качества, а также потребовать у изготовителя устранить обнаруженные недостатки.
Указанные выше права потребителей являются общими, и их нормативное закрепление имеет большое значение не только для самих потребителей, но и для государства, поскольку гарантируя данные права, оно обязуется защищать их. Само наличие этих прав является определенными гражданско-правовыми способами защиты, так как при их качественном соблюдении гражданам не придется прибегать к иным способом, о которых пойдет речь в дальнейшем.
Что касается административно-правовых способов защиты прав потребителей, то существует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая в соответствующем объеме наделена контрольно-надзорными полномочиями. Данная служба осуществляет функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей[6].
Круг полномочий Роспотребнадзора достаточно широкий, можно выделить несколько наиболее важных с точки зрения их распространенности в обществе. К таковым можно отнести надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере потребительского рынка, лицензирование отдельных видов деятельности, которые отнесены к ее компетенции, а также регистрация отдельных видов продукции.
Помимо деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, существует также и судебная защита прав потребителей. Согласно статье 17 Закона о правах потребителей защита прав потребителей осуществляется судом. Соответственно, если права потребителя нарушаются, то он вправе обратиться с иском по поводу нарушения любого его права, установленного настоящим федеральным законом. Данная норма основана на положениях статьи 46 Конституции РФ, закрепляющей гарантию судебной защиты нарушенных прав и свобод, а также сформулированном в статье 11 Гражданском кодексе РФ правиле о судебном порядке защиты гражданских прав. Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Более подробно об этом указано в соответствующих процессуальных законах, но, как уже отмечалось, большинство претензий удовлетворяются до суда. Кроме того, статья 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за обман потребителей[7].
Еще одним важным видом является жалоба гражданина на нарушение прав потребителей. Она подается в прокуратуру или в Роспотребнадзор и может быть вызвана ненадлежащим исполнением продавцом своих обязанностей, предоставление некачественного товара. Более того, органы местного самоуправления также вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей и обращаться в суды в защиту прав потребителей. Однако в случае обнаружения каких-либо правонарушений они немедленно должны обратиться в федеральный орган исполнительной власти. Таким образом, можно сделать вывод о том, что полномочия органов местного самоуправления невелики и, в основном, они служат в качестве посредника между потребителем, чьи права были нарушены, и федеральными органами государственной власти, которые обязаны защитить их должным образом. Тем не менее, стоит признать, что возможность граждан обратиться с жалобой является определенным видом административно-правового способа защиты прав потребителей.
Кроме того, муниципальные образования создают условия, которые обеспечивают население услугами связи, транспортными услугами, а также услугами в области торгового, бытового обслуживания и общественного питания в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Что касается самих органов, то они, в свою очередь, в пределах предоставленных полномочий планируют развитие торгового и бытового обслуживания населения, обеспечивают рациональное размещение сети розничных торговых предприятий на территории муниципального образования. Кроме того, они обеспечивают эксплуатацию объектов торгового обслуживания, находящихся в муниципальной собственности, обеспечивают закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов. Определенные меры со стороны органов местного самоуправления принимаются к развитию системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения, организации рынков и ярмарок, кроме того, оказывается содействие развитию рыночных инфраструктур на территории муниципального образования, созданию конкуренции на товарных рынках и преодолению монополистической деятельности в сфере торговли[8].
Рассматривая уголовно-правовые способы защиты прав потребителей, то здесь единственным средством выступает уголовная ответственность за преступления, затрагивающие права потребителей. Несмотря на то, что из Уголовного кодекса РФ была изъята статья «Обман потребителей», целый ряд статей предусматривает противоправные деяния, совершение которых нарушают права и законные интересы потребителей. Так, к таким преступлениям могут быть отнесены статья 171 Уголовного кодекса РФ – «незаконное предпринимательство», статья 238 Уголовного кодекса РФ, согласно которой должны быть соблюдены необходимые требования безопасности[9] и т.д.
Особое внимание законодатель уделил такой важной сферы деятельности как фармацевтическая, что отражается в статье 234 Уголовного кодекса РФ, 234.1 Уголовного кодекса РФ и 235.1 Уголовного кодекса РФ. Данные статьи по своей сути подразумевают под собой тот же самый обман потребителей, только в более узкой сфере.
В указанных выше статьях интересы потребителей выступают в качестве дополнительного объекта, поскольку ему всегда причиняется ущерб при посягательстве на основной объект – здоровье населения.
Таким образом, декриминализация статей 182 и 200 Уголовного кодекса РФ не исключило уголовную ответственность за преступления, совершенные против прав потребителей, а лишь только сузило сферу ее применения.
Обобщив все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что существует множество способов защиты прав потребителей, среди которых особенно выделяются гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые. Несмотря на то, что все они осуществляются разными средствами, у них есть общая цель – признать, соблюсти и защитить права потребителей. Гражданско-правовая защита осуществляется преимущественно без вмешательства государства, а путем соблюдения законодательства о правах потребителей и принципа свободы договора. Административно-правовая защита реализуется посредством федеральных органов исполнительной власти, а также административной ответственности за обман потребителей. Уголовную же защиту представляет уголовная ответственность за преступления, нарушающие права и законные интересы потребителей.
[1] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
[2] Федеральный закон от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
[3] Там же.
[4] Приказ МАП РФ от 20.05.1998 № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей». Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.1998 № 1669. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[5] Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие / Г.Р. Гафарова; под ред. З.М. Фаткудинова. М. 2008. С 18.
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
[7] Кодекс Российской Федерации об административных от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
[8] Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
[9] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
|