Среди преступлений, совершаемых против прав потребителей, в первую очередь необходимо выделить преступления, которые нашли свое закрепление в главе 22 – «Преступления в сфере экономической деятельности». К ним, в первую очередь, следует отнести составы, предусмотренные статьями 171, 171.1, 172, 178, которые расположились в главе 22 – «Преступления в сфере экономической деятельности».
Первый состав, который необходимо рассмотреть в рамках преступлений против прав потребителей является статья 171 – «Незаконное предпринимательство». В дальнейшем особый интерес будет вызывать объект преступления, поскольку именно он позволяет отнести данное преступление как преступление, направленное против прав и законных интересов потребителей.
Основной непосредственный объект преступления, которому причиняется вред – это общественные отношения, складывающиеся в предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом в данном случае как раз выступают права и интересы потребителей. Стоит отметить, что здесь речь идет о разрешенной предпринимательской деятельности, в процессе совершения которой был причинен крупный ущерб гражданам – в нашем случае потребителям.
Что касается объективной стороны преступления, то ее содержание вызывает на практике большое количество проблем. Во-первых, сама диспозиция статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации изложена не совсем логично, поскольку в легальном определении предпринимательской деятельности в качестве ее признака указывается регистрация в установленном законом порядке. В связи с этим возникает вопрос является ли предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством деятельность без регистрации. Здесь приходит на помощь официальное толкование уголовного закона в лице Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем». В нем отмечается, что деятельность может быть признана предпринимательской даже если отсутствует формальная регистрация предпринимателя[1].
Во-вторых, само по себе незаконное предпринимательство достаточно трудно доказывается, поскольку вопросы лицензирования содержатся в большом количестве нормативных актов. Более того, условия и требования к совершению предпринимательской деятельности вряд ли можно назвать доступными и понятными. Поэтому помимо не совсем удачной диспозиции нормы к сложностям в содержании объективной стороны еще и добавляются проблемы, связанные с лицензированием и законностью осуществления предпринимательской деятельности, поскольку наибольшее количество проблем на практике вызывает такой альтернативный признак незаконного предпринимательства, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.
Это обусловливается рядом причин, к числу которых относятся, во-первых, отсутствие нормативного определения перечня лицензионных требований и условий для всех сфер деятельности, во-вторых, разнообразие лицензионных требований и условий для различных видов деятельности и их бланкетный характер, в-третьих, возможность изменения лицензионных требований и условий на уровне подзаконных актов.
Что касается субъекта указанного преступления, то им является лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. Так как такое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, то в силу этого оно должно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, в случае необходимости получить лицензию на осуществление определенного вида деятельности, ну и, безусловно, соблюдать все требования и условия данного лицензирования.
Что касается субъективной стороны, то она характеризуется умышленной формой вины, поскольку лицо осознает, что осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации либо без лицензии в случаях, когда она обязательна, и желает так действовать, извлекая крупный доход. Это прямой умысел. Косвенный умысел заключается в том, что лицо осознает незаконность осуществления предпринимательской деятельности, предвидит, что в результате этого может быть или будет причинен крупный ущерб в первую очередь потребителям, а также организациям или государству, и желает наступления этих преступных последствий.
Что касается статьи 171.1, то ее применение на практике связано с определенными проблемами, поскольку обязательная маркировка и нанесение информации на товар не является лицензионным требованием, а значит данный состав преступления не является разновидностью незаконного предпринимательства. В данной ситуации Пленум Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» вновь грамотно истолковал позицию по вопросам квалификации указанных преступлений. Незаконное предпринимательство, которое еще и связанно с оборотом немаркированной продукции, подлежит квалификации по совокупности составов преступлений, предусмотренных статьями 171 и 171.1 Уголовного кодекса РФ.
В связи с тем, что статья 171.1 не является разновидностью незаконного предпринимательства, а выступает как самостоятельная, то непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере оборота товаров, требующих маркировки и нанесения специальной информации для защиты от различных подделок. В качестве дополнительного объекта вновь выступают права потребителей, поскольку при ненадлежащей реализации им может быть причинен вред.
Указанное преступление направлено против прав и интересов как потребителей, так и производителей. В этом случае предметом преступления могут выступать товары, которые не маркирована специальными марками. Например, алкогольная или табачная продукция должна быть маркирована акцизными марками.
Объективную сторону преступления, предусмотренного статьей 171.1 Уголовного кодекса РФ, составляют действия, которые сопряжены с оборотом немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке. Всего можно выделить пять действий: производство, приобретение, хранение перевозка или сбыт.
Исходя из положений диспозиции статьи 171.1 Уголовного кодекса РФ субъектом данного преступления является физическое лицо, достигшее шестнадцати лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, а также специальной целью – сбытом. В данном случае лицо осознает, что производит, приобретает, хранит, перевозит или организует сбыт немаркированных товаров, которые подлежат обязательной маркировке, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.
Что касается статьи 172 Уголовного кодекса РФ, то она ее можно охарактеризовать как разновидность статьи 171 Уголовного кодекса РФ, но в специальной сфере – банковской. По своей структуре, конструкции состава и даже по квалифицирующим признаками указанные статьи между собой совпадают. Содержание данной нормы конкретизируется в специальных законах в сфере банковской деятельности.
Что касается статьи 178 Уголовного кодекса РФ, то непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие свободу и добросовестность конкуренции в сфере предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом также выступают права и законные интересы потребителя, поскольку, например, при злоупотреблении доминирующим положением со стороны хозяйствующего субъекта, устанавливается монопольно высокая цена на товар, что наносит вред потребителям и нарушает их права.
Объективная сторона характеризуется несколькими обязательными признаками: деянием, которое совершается в форме следующих действий (недопущение, ограничение или устранение конкуренции); различными способами их выполнения (путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) или неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок); последствием в виде крупного ущерба, находящимся в причинной связи с деянием, либо извлечением дохода в крупном размере в результате совершения деяния.
Субъектом данного преступления выступает лицо, которое достигло возраста шестнадцати лет, однако в силу того, что сама деятельность в конкурентной среде осуществляется между хозяйствующими субъектами, то субъектами преступления по статье 178 Уголовного кодекса РФ выступают либо руководители данных организация, поскольку уголовной ответственности для юридических лиц не существует, либо сами индивидуальные предприниматели. Что касается субъективной стороны преступления, то она характеризуется умышленной формой вины.
Таким образом, в данной главе были рассмотрены преступления в сфере экономики, которые причиняют вред правам и законным интересам потребителей. Несмотря на то, что основным непосредственным объектом данных преступлений выступают экономические отношения, они тесным образом связаны с потребительским рынком, поскольку качество его защищенности напрямую отражают качество экономики страны в целом.
[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 года № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
|