Определение понятия правосубъектности в действующем гражданском законодательстве России отсутствует, хотя в научной и практической деятельности оно широко используется. В юридической литературе под ней принято понимать способность лица иметь и осуществлять субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношения.[1]
Правосубъектность также определяет, какими качествами должен обладать субъект права для того, чтобы пользоваться правами и нести обязанности в соответствующей правовой отрасли. Представления о гражданской правосубъктности охватываются такими понятиями, как правоспособность и дееспособность. В теории гражданского права иногда выделяют деликтоспособность, то есть способность нести ответственность за совершенные правонарушения, в отдельный элемент правосубъектности, но все, же чаще ее рассматривают в качестве составляющей дееспособности.[2]
Для правового регулирования гражданско-правовых отношений нужно придать этим отношениям достаточно устойчивый характер, чтобы они состояли из осознанных волевых действий сторон. Вместе с тем, из отношений, которые регулируются гражданским правом, не могут полностью быть исключены граждане, которые не обладают определенным уровнем психического развития. Для решения подобных задач в гражданском праве и появились такие понятия, как правоспособность и дееспособность.
[1] Борисов В.В. Гражданско-правовая категория правоспособности гражданина и особенности ее содержания в современном гражданском праве // Общество и право. 2010. N 2.
[2] Правосубъектность физических лиц в гражданском и международном частном праве / Белькова Е.Г. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – С. 127-129.
|