Как и освобождение от уголовной ответственности, освобождение от уголовного наказания является реализацией принципов гуманизма и справедливости, и влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия. Основанием освобождения от наказания выступает утрата или существенное уменьшение общественной опасности деяния или лица, совершившего преступление, которое означает нецелесообразность или невозможность исполнения или назначения наказания.[1] Нецелесообразность предполагает, что в отношении осужденного цели наказания достигнуты, и он не нуждается в полном отбывании срока наказания. Невозможность означает, что состояние здоровья осужденного препятствует дальнейшему отбыванию наказания. Потеря трудоспособности также может свидетельствовать о невозможности отбывания наказания.[2]
В уголовном праве более широко применяется условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. В научной литературе понятие условно-досрочного освобождения от отбывания наказания трактуют по-разному. Его связывают со средством поощрения осужденных, доказавших свое исправление, а также – со стимулом для примерного поведения осужденных во время отбывания наказания.[3] Тем самым институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания представляет собой одну из форм прекращения отбывания наказания и является своеобразным актом правосудия и государственного поощрения.[4] Некоторые ученые полагают, что условно-досрочное освобождение является способом отбывания наказания, то есть одной из стадий исполнения наказания, ввиду того что после освобождения от отбывания наказания, хоть и в более мягкой форме, к осужденному все же применяются карательные меры.[5] Ю.М. Ткачевский считает, что условно-досрочное освобождение состоит в освобождении осужденного от последующего отбывания наказания при условии обязательного соблюдения им предписаний и требований, установленных законодательством и судом.[6]
Законодатель дает более четкое определение условно-досрочному освобождению. Так, согласно ст.79 УК РФ, условно-досрочным освобождением от отбывания наказания является освобождение лица, отбывающего содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также полностью или частично возместило вред, причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда.[7]
В соответствии с ч.2 ст.79 УК РФ суд имеет право возложить на осужденного исполнение обязанностей при удовлетворении представления или заявления об условно-досрочном освобождении, предусмотренных ч.4 ст.73 УК РФ, на период неотбытой части наказания. Уголовно-правовая норма об условно-досрочном освобождении также предусматривает осуществление контроля за данной категорией лиц специализированным уполномоченным органом, который защищает их права и свободы, контролирует поведение осужденных и выполнение ими своих обязанностей, предусмотренных законодательством и возложенных судом на протяжении указанного периода, а при их нарушении – обеспечивает привлечение осужденных к ответственности.
В соответствии с федеральным законом «О полиции», к обязанностям полиции относится осуществление контроля за процессом соблюдения лицами, освобожденными судом от дальнейшего отбывания, назначенного уголовного наказания в виде лишения свободы, предусмотренных для них обязанностей в виде требований, запретов и ограничений.[8]
В отличие от условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, административный надзор устанавливается для лиц, полностью отбывших уголовное наказание. Если при условно-досрочном освобождении лицо, доказав свое исправление, освобождается от дальнейшего отбывания наказания, то административный надзор устанавливается в отношении наиболее криминогенной и рецидивоопасной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы.[9]
Закон определил административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением возложенных на него обязанностей. Административное ограничение есть временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Законом об административном надзоре. Отсюда поднадзорным лицом является лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор.
Основной целью административного надзора является предупреждение специального рецидива преступления, то есть преступлений, за совершение которых они уже понесли уголовное наказание. В качестве задач административного надзора закон определил предупреждение совершения поднадзорными преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.[10]
В связи с этим, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ подчеркнуто, что административный надзор может быть установлен по решению суда именно в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также для защиты государственных и общественных интересов.[11]
[1] Багмет А.М. Уголовное право. Общая часть: учеб. метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности юриспруденция \ М.: Юнити-Дана, 2015. – С. 89
[2] Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Лебедева С.Я., Иншакова С.М., Багмета А.М. – 8-е изд. , перераб. и доп. – М. Юнити-Дана: Закон и право 2014. С. 210
[3] Наумов А.В. Российское уголовное право: курс лекций: в 3т. Т.1: Общая часть /5-е изд. перераб и доп. – М. Волтерс Клувер, 2011. – С. 676-677
[4] Пилипенко О.А. Условно-досрочное освобождение от наказания: проблемы теории и практики. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов на Дону, 2009. – С. 3
[5] Плюснин А.М. Организационно-правовые вопросы условно-досрочного освобождения осужденных к лишению свободы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М. 2005. - С. 7
[6] Ткачевский Ю.М. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания // Законодательство. – 2004. – №8. – С. 76
[7] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (по сост. на 30.12.2015) // Российская газета от 18.06.1996 №113
[8] Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (по сост. на 14.12.2015) // Российская газета от 08.02.2011 №5401
[9] Ускова А.С. Органы внутренних дел, как субъекты административного надзора / Журнал «Труды академии управления МВД» - М.:2011. №4 – С. 39-40
[10] Холманский В.И., Стульнова Т.В. Административно-правовые аспекты установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / Журнал «Научный портал МВД России», М.: 2013. №4, - С. 73-74
[11] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» // Российская газета от 05.07.2013 №6121
|