Важным фактором, способствующим повышению результативности института условно-досрочного освобождения, является качественная организация контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно.
Как было отмечено выше, в соответствии с п.26 ч.1 ст.21 Федерального закона «О полиции» осуществление контроля (надзора) за рассматриваемой категорией освобожденных, относится к обязанностям полиции. Однако, в научной литературе бытует ошибочное мнение о том, что субъектом исполнения постановления суда об условно-досрочном освобождении лица и, соответственно контроля за данной категорией лиц, является уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России.[1]
Вместе с тем, автор работы не считает данную точку зрения ошибочной и поддерживает мнение большинства ученых, которые предлагают возложить функции по контролю за лицами, условно-досрочно освобожденными на специализированный по данному вопросу орган, которым может являться уголовная исполнительная инспекция или созданный на ее платформе другой государственный орган. Свое мнение ученые обосновывают тем, что основным направлением деятельности уголовно исполнительных инспекций является исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы.
В соответствии с п. 63.1 приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» и пп. «ж» п. 2.1.1. приказа МВД России от 15 октября 2013 г. №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» обязанности по осуществлению контроля и профилактической работы с рассматриваемой категорией лиц возложены на участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних.[2]
Данные документы регламентируют деятельность указанных подразделений в целом, но не решают задач по разъяснению действий и мероприятий при осуществлении контроля за условно-досрочно освобожденными. Так, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность подразделений полиции, предусматривают следующие основные мероприятия по контролю за условно-досрочно освобожденными:
регистрация и учет осужденных;
проведение профилактических мероприятий с ними;
разъяснение освобожденным порядка и условий отбывания данного вида освобождения;
привлечение к ответственности за допущенные нарушения.
Однако это не решает обозначенных выше вопросов, в связи с чем, как считает автора работы, необходимо на федеральном уровне разработать и принять нормативный правовой акт о деятельности полиции, в котором будут установлены перечень прав и обязанностей субъектов контроля, организационные аспекты по направлениям деятельности.
К сказанному следует добавить, что на сегодняшний день отсутствует единый нормативный акт, регламентирующий порядок взаимодействия подразделений участковых уполномоченных полиции и исправительных учреждений ФСИН России по организации контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, вследствие чего, взаимодействие ОВД и ФСИН России осуществляется не на должном уровне, что влияет на снижение эффективности условно-досрочного освобождения.[3]
Анализ деятельности подразделений ОВД в сфере контроля за досрочно освобожденными позволяет выявить основные направления их работы при исполнении постановлений судов о применении данного вида освобождения:
Ведение учета лиц, освобожденных условно-досрочно.
Основанием постановки осужденных на учет является копия вступившего в законную силу постановления суда об условно-досрочном освобождении, которая, как показывает практика работы подразделений ОВД, может быть получена из учреждения, исполняющего наказание, или суда. В процессе исполнения судебного решения при осуществлении контроля за данной категорией лиц ОВД проводят комплекс мероприятий: ведут их всесторонний учет с использованием двух его основных форм – персональной и количественной; собирают информацию о лице путем получения представляющих интерес сведений от различных организаций и граждан; обобщая имеющиеся данные об осужденных, анализируя их, определяют степень эффективности работы с условно-досрочно освобожденными, которая отражается в отчетах.
Контроль за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных по месту работы, обучения, постоянного проживания и соблюдением данной категорией лиц установленных законом требований.
Участковые уполномоченные полиции и сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних при осуществлении индивидуальной профилактики правонарушений обязаны контролировать лиц, досрочно освобожденных из мест лишения свободы и вести с ними профилактическую работу.
Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных лиц осуществляется по месту их фактического проживания участковым уполномоченным полиции, обслуживающим административный участок, с участием работников других служб ОВД. Осужденные ежемесячно проверяются на предмет выявления нарушений общественного порядка и совершения преступлений, повлекших применение мер административного воздействия или привлечение к уголовной ответственности, с ними ежемесячно проводятся профилактические беседы. Ежемесячно составляются списки лиц, освобожденных условно-досрочно, и направляются в службу уголовного розыска, патрульно-постовую службу, государственную инспекцию безопасности дорожного движения, отдел вневедомственной охраны, дежурные части ОВД и другие подразделения.
При выявлении фактов нарушения и неисполнения осужденным обязанностей и соблюдения запретов, предусмотренных законодательством и возложенных судом, от него отбирается объяснение, выносится предупреждение о возможности отмены условно-досрочного освобождения с исполнением неотбытой части наказания и составляется справка о повторно проведенной профилактической беседе. Данный порядок действий сотрудников полиции не регламентирован нормативными документами, автор работы приводит их примеры, исходя из собственной практики.
При осуществлении контроля за рассматриваемой категорией лиц подразделения ОВД уполномочены:
вызывать условно-досрочно освобожденных для доведения и уточнения порядка отбывания примененного вида освобождения от отбывания наказания, осуществления с ними профилактической работы, решения иных вопросов, которые возникают при отбывании досрочного освобождения, и причин выявленных нарушений порядка отбывания досрочного освобождения;
посещать досрочно освобожденных в месте их пребывания, а также месту проживания, работы или обучения;
обращаться к иным субъектам контроля за условно-досрочно освобожденными по вопросам, касающимся порядка и условий отбывания досрочного освобождения.
осуществлять регулярную проверку условно-досрочно освобожденных по специальным учетам подразделений ОВД по вопросу совершения административных правонарушений и преступлений;
систематически направлять в соответствующие подразделения ОВД списки условно-досрочно освобожденных.
Внесение в суды, в установленном порядке, представлений по вопросам отбывания осужденными досрочного освобождения.
Специализированный государственный орган может обратиться с представлением в суд по следующим вопросам относительно условно-досрочно освобожденных:
п.4.1 ст.397 УПК РФ – об отмене условно-досрочного освобождения в соответствии со ст. 79 УК РФ;
п.10 ст.397 УПК РФ – исполнении приговора при наличии других неисполненных приговоров, если это не решено в последнем по времени приговоре в соответствии со ст.70 УК РФ;
п.13 ст.397 УПК РФ – освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со ст.10 УК РФ;
п.15 ст.397 УПК РФ – о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора.
Вносимые представления должны быть обоснованы и мотивированы.
Продолжая анализировать полномочия полиции по осуществлению контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно, автор пришел к выводу, что существует противоречие между Законом «О полиции» и УПК РФ.
В соответствии с Законом «О полиции» органом, контролирующим условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, является полиция, а согласно п.5 ч.1 ст.399 УПК РФ представление по вопросам, связанным с исполнением приговора, имеют право направлять только учреждения и органы, исполняющие наказания.
Для законодательного установления права органов полиции на внесение в суды, в установленном порядке, представлений по вопросам отбывания осужденными досрочного освобождения, автор работы предлагает внести изменение в п.5 ч.1 ст.399 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судом по представлению органа внутренних дел или учреждения, исполняющего наказание, - в случаях, указанных в пунктах 2, 4.1, 4.2, 7 - 8.1, 10, 12, 13, 15, 17 - 17.2 и 19 статьи 397 настоящего Кодекса».
Выявление обстоятельств, способствующих совершению условно-досрочно освобожденными нарушений установленных обязанностей и требований, разработка мероприятий по их устранению, а также привлечение к ответственности данной категории лиц.
В заключение, следует сделать несколько выводов:
Во-первых, основным субъектом контроля и ресоциализации условно-досрочно освобожденных являются подразделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, которые в своей деятельности привлекают множество иных заинтересованных субъектов.
Во-вторых, следует регламентировать деятельность органов полиции по контролю за условно-досрочно освобожденными. По мнению автора работы, МВД России необходимо подготовить приказ, который закрепит права и обязанности субъектов контроля за условно-досрочно освобожденными, порядок их постановки на учет, осуществления контроля и профилактической работы с данной категорией лиц, взаимодействия с иными субъектами контроля за данной категорией лиц, оформления и направления в суд материалов на отмену условно-досрочного освобождения и исполнения оставшейся не отбытой части наказания.
В-третьих, следует создать единую базу данных об условно-досрочно освобожденных, которая будет содержать сведения о порядке и условиях отбывания осужденными досрочного освобождения. Это будет способствовать координации деятельности заинтересованных субъектов контроля, ресоциализации осужденных, своевременному реагированию на складывающиеся негативные ситуации и принятию необходимых мер.
В-четвертых, устранить имеющиеся противоречия в законодательстве, в отношении определения субъекта обращения в суд по вопросу отмены условно-досрочного освобождения и дальнейшего направления осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение.
О необходимости совершенствования деятельности по контролю за условно-досрочно освобожденными свидетельствует принятие в 2008 году Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, предусматривающей формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе в отношении условно-досрочно освобожденных.[4] а также принятие в 2010 году Концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года, которая предопределяет обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных и предотвращение рецидива преступлений.[5]
Также следует отметить находящийся на рассмотрении в Федеральном собрании РФ проект Закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих», в соответствии с которым основным исполнителем судебного решения об условно-досрочном освобождении должна стать Федеральная служба пробации.
[1] Чириков А. Г., Кундозерова И. Н., Остряков Л. А. Ретроспективный анализ становления и развития альтернативных мер наказания условно-досрочно освобожденным лицам // Междунар. журн. эксперим. образования. 2011. № 10. - С. 78
[2] Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета от 27.03.2013 №65; Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №11 от 17.03.2014.
[3] Лукин Е.Е. Пути ресоциализации осужденных в России: условно-досрочное освобождение // Вестник Саратовского государственного техн. ун-та. 2011. №55. - С. 217
[4] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р (по сост. на 08.08.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №47, ст. 5489.
[5] О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р (по сост. на 31.05.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. №43, ст.5544.
|