Не менее актуальна в наше время проблема хулиганства в сфере спорта. Хулиганство спортивных фанатов или лиц, прикрывающихся принадлежностью и единением с какой-либо спортивной командой в игровых видах спорта, приобретает массовый антиобщественный и радикальный характер.
Общественная опасность преступления – «спортивного» хулиганства – становится настолько высокой, что уголовно-правовой запрет, предусмотренный ст. 213 УК РФ, перестает быть порогом защиты добропорядочных граждан от хулиганских проявлений при проведении спортивных соревнований. Причем потерпевшими сегодня становятся не только зрители, но и судьи (арбитры), спортсмены-соперники, представители команд. Кроме того, действия «спортивных» хулиганов могут повлиять на результат спортивного соревнования. Речь идет о возможных провокациях со стороны болельщиков во время проведения спортивного соревнования, которые могут выражаться в бросании каких-либо предметов в направлении поля (льда), публичной демонстрации действий, унижающих и оскорбляющих людей, либо носящих экстремистский характер, либо направленных на разжигание расовой, социальной, национальной розни, использовании пиротехнических средств и т.д. Подобные действия могут повлечь для принимающей стороны ответственность в виде проведения матча (матчей) без зрителей, что заведомо ставит команду в неравное положение с соперником.
Проблема «спортивного» хулиганства в основном существует около игровых видов спорта, где в силу истории, традиций, содержания вида спорта и клубной индивидуализации очень сильна тенденция командных обособлений болельщиков (фанатов). Правильное определение мотива «спортивного» хулиганства расширяет границы «спортивного» общественного порядка, так как нельзя не замечать то, что хулиганство до начала или после окончания спортивного соревнования часто продолжает иметь «околоспортивный» характер. Особенно фанатское движение активно в футболе и хоккее и приобретает организованные формы, равняясь на Европу (где например, создано международное воинствующее движение «Всемирный клуб футбольных хулиганов.» Хулиганство спортивных фанатов всегда является зависимым от спортивного состязания, а мотив хулиганства в данном составе рассматривается как основополагающий при квалификации преступления в целом и субъективной стороны состава в частности. «Хулиганский мотив является специальным мотивом, выражающимся в открытом, демонстративном вызове окружающим, стремлении противопоставить свои собственные интересы интересам общества, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним, показать свою вседозволенность, безнаказанность, жестокость.» Возбуждение уголовных дел по ст. 213 УК РФ «Хулиганство» не гарантирует неизбежность вынесения судами обвинительных приговоров в силу устаревших подходов к определению объекта хулиганства – общественному порядку, специализации способа совершения хулиганства и цели его применения в сфере спорта.
Ряд мер, направленных на обеспечение безопасности проведения спортивных соревнований, защиты от хулиганства в настоящее время уже предпринят. Так, Федеральным законом от 23.07.2013 №192-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой вводится административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения лицам, которые нарушили правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, сроком от шести месяцев до семи лет. Полномочия по составлению протоколов по указанным административным правонарушениям предоставлены должностным лицам органов внутренних дел, а рассмотрение дел по данным правонарушениям отнесено к компетенции мировых судей.
В п. 6 Постановления Правительства РФ от 16.12.2013 №1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» установлено, что в случае идентификации физического лица (в том числе посредством систем видеонаблюдения), в отношении которого вступило в законную силу постановление суда об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, организатор официального спортивного соревнования и (или) контролеры-распорядители имеют право отказать указанному лицу во входе или удалить его из места проведения официального спортивного соревнования, аннулировав входной билет или документ, его заменяющий, без возмещения его стоимости. Организатор официального спортивного соревнования и (или) контролеры-распорядители обязаны объяснить указанному лицу причину отказа во входе или удалении из места проведения официального спортивного соревнования и передать указанное лицо представителям территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, ответственным за обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования.
Однако, несмотря на предпринятые меры, «спортивное хулиганство» не утихает, в связи с чем, полагаем необходимо принять меры по легализации неформальных объединений болельщиков, вывести их из тени, установить формы и виды общественного контроля за их поведением в рамках специальных социальных программ, наладить информирование фанатов об изменениях законодательства в сфере безопасности спорта и т.п. Кроме того, сдерживающим фактором для «спортивных» хулиганов послужило бы и установлении административной и уголовной ответственности за выбрасывание посторонних предметов на трибуны, футбольные поля; незаконный пронос опасных предметов на спортивные мероприятия; скандирование «речевок» экстремистского и непристойного характера и т.п.
|