Преступления, совершаемые в СИЗО, отличаются от тех, которые совершаются в исправительных учреждениях. Так, статистический анализ преступности свидетельствует о том, что около 1/3 преступлений в СИЗО приходится на долю несовершеннолетних и женщин.[1] Остальные совершаются взрослыми мужчинами, причем в основном неоднократно судимыми, совершившими преступления при особо опасном рецидиве, и лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности либо осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за преступления, совершенные в исправительных учреждениях.
Кроме того, правонарушения в СИЗО характеризуются тем, что 95 % из них являются умышленными и совершаются из низменных побуждений (с целью мести, из-за корысти, грубого и неуважительного отношения к окружающим).[2]
Специфика преступлений, совершаемых в СИЗО, также обусловливается обстановкой, в которой действует преступник. В данном учреждении он, во-первых, вынужден подготавливать и совершать преступления в присутствии всех лиц, содержащихся в камере, во-вторых, не может скрыться с места преступления (за исключением совершения побега) и, в-третьих, большей частью не может уничтожить его следы.[3]
Наиболее часто совершаемыми преступлениями в СИЗО являются:
убийство;
умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;
дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества;
побег;
захват заложников;
незаконное приобретение, хранение, перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.[4]
В СИЗО существует латентная преступность, которой наиболее подвержены следующие преступления: умышленное причинение легкого вреда здоровью, хулиганство, насильственные действия сексуального характера.
Преступления, совершаемые в СИЗО, тесно связаны с нарушениями режима содержания, причем большинство из них, как правило, совершаются отрицательно настроенной частью заключенных, которые придерживаются «воровских» традиций, чем зарабатывают и поддерживают свой авторитет в среде заключенных. Учитывая характерные особенности СИЗО, выделяют наиболее часто совершаемые нарушения режима содержания:
нарушение правил изоляции (межкамерная связь);
участие в азартных играх;
употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ;
изготовление, хранение или передача запрещенных предметов, веществ и продуктов питания;
угроза неповиновения представителям администрации СИЗО;
порча имущества, выдаваемого на временное пользование, а также камерного имущества.[5]
Таким образом, работа оперативных подразделений СИЗО должна быть направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и нарушений режима содержания, а также на выявление лиц, их замышляющих и подготавливающих.
В зависимости от юридической силы нормативного акта автор выделяет три уровня правового регулирования ОРД в СИЗО:
1. Международный. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Российская Федерация является участником целого ряда межгосударственных и межправительственных договоров, соглашений, конвенций, решений, которые напрямую регулируют оперативно-розыскные правоотношения в ней.
2. Федеральный. Структурно он более сложен, и нормативные правовые акты, входящие в него, можно условно разделить на четыре группы:
1) Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы. Конституционный уровень правового регулирования составляет исходную правовую базу для определения направленности и границ последующего развития и регулирования непосредственного объекта оперативно-розыскных отношений. Высшая юридическая сущность Конституции РФ на данном уровне проявляется двояким образом. Во-первых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных нормативных актов. Во-вторых, сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией РФ органами и в установленном ею порядке. Таким образом, Конституцию РФ можно рассматривать как основной источник права в системе нормативно-юридического регулирования общественных отношений в государстве;
2) нормы Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее: ФЗ «Об ОРД»). Как известно, данный Закон является нормативным правовым актом, определяющим инструментальные средства для решения задач этой деятельности. Вместе с тем положения закона по существу являются общими для всех субъектов ОРД и не отражают специфику их деятельности, определяемую их компетенцией, кругом решаемых задач.
Положения ФЗ «Об ОРД», относящиеся к уголовно-исполнительной системе в общем и к СИЗО, в частности, сводятся к следующему: оперативные подразделения ФСИН России в пределах своей компетенции пользуются всеми правами и несут все обязанности, которые предусмотрены данным Законом (ст. 14 и 15). При реализации задач ОРД они вправе проводить все предусмотренные оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6), регламентировать и определять организацию и тактику их проведения; собирать данные, необходимые для принятия предусмотренных ФЗ «Об ОРД» решений (ч. 2 ст. 7); заводить дела оперативного учета (ст. 10); привлекать к работе граждан и должностных лиц на началах добровольности, на контрактной и бесконтрактной, возмездной и безвозмездной основе, гласно и конспиративно (ст. 6, 15, 17);
3) другие федеральные законы, включающие правовые нормы, в которых содержатся предписания о необходимости применения опе-рагивио-розыскных мер или регулирующих отдельные вопросы ОРД (УК РФ, УПК РФ, УИК РФ, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»);
4) подзаконные нормативные правовые акты Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ. Нормативные акты этой группы, как правило, посвящены деятельности уголовно-исполнительной системы в целом, и вопросы ОРД затрагиваются в общем виде. В своей основе данные нормы содержат оценочные характеристики складывающейся в уго-ловно-исполнигельной системе криминогенной ситуации, общие организационные указания и в части, касающейся деятельности оперативных подразделений СИЗО, носят общий, направляющий характер.
3. Ведомственный и межведомственный уровень правового регулирования ОРД в СИЗО составляют приказы, инструкции, указания, распоряжения, обзоры министерств и ведомств, принятые в пределах их полномочий на основе законов, актов Правительства РФ и указов Президента РФ. На основе анализа уровней правового регулирования автор делает вывод о том, что современная нормативная правовая база, регулирующая ОРД в СИЗО, недостаточно эффективна. Совершенствовать ее необходимо в различных направлениях. В связи с этим диссертант предлагает внести изменения в УПК РФ, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ведомственные нормативные правовые акты. Данные предложения окажут позитивное воздействие на регулирование ОРД в уголовно-исполнительной системе, в частности, в СИЗО.[6]
[1] Вечеря В.В. Назначение оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в изоляторах временного содержания органов внутренних дел // Общество и право, 2016. - №4. С.57.
[2] Симонов И.Н. История уголовно-исполнительной системы России – путь к гуманизации / И.Н. Симонов // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 2014. – №3. – С. 44.
[3] Селивёрстов В.И. Уголовно-исполнительное право России \ Под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: ЮРИСТЪ. – 2013. С. 314.
[4] Томин В.Т. Комментарий к Уголовно-Процессуальному Кодексу РФ. – М.: ЮРАЙТ, 2014. - №2. С.90.
[5] Организация управления в уголовно-исполнительной системе. т. 3 Специальная часть. / Под общ. ред. Ю.Я. Чайки. - Рязань: Академия права и управления Министерства юстиции РФ, 2002. С. 80.
[6] Вечеря В.В. Назначение оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в изоляторах временного содержания органов внутренних дел // Общество и право, 2016. - №4. С.50.
|