В рамках изучения проблем организации обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, нами было проведено исследование современного состояния данной деятельности, ее правого обеспечения, в качестве научного инструментария, в числе прочих, рассмотрим анкетирование сотрудников следственных изоляторов, анализ статистических данных, экспертные оценки руководителей соответствующих подразделений, а также учитывалось мнение лиц, имеющих значительный опыт в организации и осуществлении данного вида деятельности.
Даже поверхностный анализ изучаемых данных свидетельствует о том, что следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы России в настоящее время не в полной мере выполняют свою основную функцию, ради которой созданы данные учреждения, – обеспечивать надежную изоляцию обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, помещенных в СИЗО в установленном порядке в соответствии с решением суда. Даже исходя из этимологии словосочетания «следственный изолятор», вытекает его предназначение – изолировать (на время проведения следствия) от общества, участников уголовного судопроизводства (в первую очередь потерпевших, свидетелей, сотрудников органов дознания и следствия) соучастников и т.д. с целью исключить для них возможность скрыться, продолжать заниматься преступной деятельностью, воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора. М.И. Лысенко утверждает, что понятие «изоляция» закреплено как основное требование режима.[1]
Назначение любой деятельности системы определяется методами и средствами осуществления деятельности, и ее результатом, а также принципам осуществления.
В согласовании со сформировавшейся практикой оперативно-розыскная активность, исполняемая в изоляторах мимолетного содержания(ИВС), является одним из действенных направлений деловитости криминальной милиции. Она организуется в связи с подготовительным расследованием и владеет своими целями обнаружение событий, подлежащих доказыванию сообразно уголовному занятию, предусмотренных ст. 73 УПК РФ. Но данное направленность правовыми актами МВД Рф не регулируется. Посреди практических тружеников на концепцию ОРД о специфике предоставленного направленности недостает единственной точки зрения. В одном случае она отождествляется с оперативной разработкой, невзирая на то что ОРД в ИВС не постоянно отождествляется с созданием сообразно оперативному занятию. ОРД исполняется в связи с оперативной проверкой лиц, содержащихся в ИВС, с целью выявления новейших фактов абсолютных ими правонарушений, предостережения побегов. В ином случае ОРД в ИВС отождествляется с оперативным внедрением, невзирая на то что это только одно из мероприятий, связанных с внедрением поддержке людей на внегласной базе в критериях ИВС.
Изложенное диктует надобность рассмотрения заморочек мнения ОРД, исполняемой в ИВС. Её итоги обязаны начинать теоретической основой для разработки системы организации названной деловитости и проектов нормативных правовых актов, нужных для её снабжения(аннотации сообразно организации ОРД в ИВС и типового расположения подразделений криминальной милиции, исполняющих указанную активность). До этого только, нужно разглядеть вопросец о предназначении ОРД, исполняемой ИВС. Предназначение хоть какой деловитости системы определяется способами и средствами воплощения деловитости, и её итогом, а еще принципам воплощения.
Цели ОРД поставлены ст. 1 ФЗ «Об ОРД». Однако они ограничены рамками охраны интересов личности, сообщества и страны лишь от правонарушений. В данной доли цели ОРД не подходят целям деловитости милиции, для заслуги которых она вправе исполнять ОРД. Кроме охраны от правонарушений милиция вправе исполнять ОРД в целях охраны и от других противоправных посягательств. Следственно, целями ОРД будут не лишь правонарушения, однако и другие противоправные посягательства, какие в совершенной мерке присущи и ОРД, исполняемой в ИВС. Но данная общественная целевая ориентация ОРД при её осуществлении в ИВС владеет индивидуальности.
В частности, вышеназванная активность исполняется в критериях подготовительного расследования и в среде лиц, подозреваемых в совершении расследуемого правонарушения и оговариваемых. В предоставленном случае цели ОРД вполне подчинены достижению целей, поставленных УПК РФ. Такими в согласовании со ст. 6 названного Кодекса являются охрана прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений. Предоставленная мишень подходит целям ОРД, установленным для ОРД ФЗ об ОРД и Законодательством «О полиции». Приобретение данных целей свойственно ОРД, исполняемой для уголовного судопроизводства. Этак, в согласовании со ст. 157 УПК РФ органы дознания должны исполнять оперативно-розыскные мероприятия для выявления событий, подлежащих доказыванию сообразно уголовному занятию в согласовании со ст. 73 УПК РФ. Следственно, явление правонарушения и происшествия, связанные с его совершением, являются целями ОРД, в том числе при её осуществлении в ИВС. Однако это не единственные её цели. В согласовании с п. 2 доли 1 ст. 6 УПК РФ целью уголовного судопроизводства является охрана личности от преступного и бездоказательного нарекания, осуждения, ограничения её прав и свобод.
Приобретение данной цели гарантируется не лишь уголовно-процессуальными мерами, однако и с поддержкой ОРД, которая может снабдить приобретение инфы, на базе которой делается вероятным процессуально заполучить фактические данные, обеспечивающие охрану личности от преступного и бездоказательного нарекания. К числу целей ОРД, исполняемой в ИВС, нужно определять охрану интересов личности, сообщества и страны от настоящей либо возможной опасности совершения подозреваемыми и оговариваемыми правонарушений и других преступлений. К их числу относятся опасности совершения правонарушений отдельными указанными личиками в отношении остальных содержащихся вслед за тем лиц, нападения на служащих милиции, обеспечивающих охрану ИВС и воплощение установленного вслед за тем режима, опасности подготовки и совершения побега из-под охраны. Использование ОРД для заслуги нареченных целей основано на положениях Закона РФ «О безопасности», обязывающего органы сохранности, в том числе и милицию, взять все меры для выявления и нейтрализации угроз сохранности личности, социуму и государству.
Таковым образом, анализ законодательства, регулирующего уголовное разбирательство и активность органов, исполняющих ОРД, свидетельствует, что список её целей существенно просторнее, чем это известно ст. 1 ФЗ об ОРД. Практически ОРД получает лишь те цели, какие поставлены для органов, исполняющих данную функцию. Потому цели ОРД, поставленные ст. 1 ФЗ об ОРД, дублируют лишь одну из целей органов, исполняющих эту активность. Но данное законодательное возражение не является препятствием для наиболее четкого определения целей ОРД на базе административного законодательства, регулирующего активность органов, исполняющих ОРД. Его расположения о целях указанных органов не были изменены с принятием ФЗ об ОРД, а почему делать имеют все шансы лишь те расположения указанного Закона, какие подходят законодательству, регулирующему активность органов, исполняющих ОРД. Воплощение ОРД в ИВС владеет необыкновенную специфику, которая обуславливает индивидуальности предоставленной деловитости, подключая её цели. Она обусловлена тем, что в ИВС держатся личика, подозреваемые и оговариваемые в совершении уже выявленного правонарушения. Но для его подготовительного расследования нужно обнаружить все происшествия, подлежащие доказыванию сообразно уголовному занятию, поставленные ст. 73 УПК РФ.
Без заслуги данных промежных целей не может существовать выполнена задачка подготовительного расследования правонарушения и заслуги целей уголовного судопроизводства, поставленная ст. 6 названного Кодекса. Следственно, конкретными целями ОРД в ИВС будут происшествия, подлежащие доказыванию сообразно уголовному занятию. Их введение с поддержкой ОРД гарантирует приобретение целей уголовного судопроизводства, какие утаиваются от следствия подозреваемыми и оговариваемыми. В предоставленном случае назначение ОРД состоит в выявлении укрываемых от следствия событий расследуемого правонарушения.
Но это не единственные цели ОРД, исполняемой в ИВС. Она специализирована для выявления посреди подозреваемых и оговариваемых лиц, совершивших ещё безызвестные ОВД правонарушения. Потому охрана интересов потерпевших от таковых правонарушений лиц, сообщества и страны еще делается одной из целей ОРД, исполняемой в ИВС. Отдельные подозреваемые и оговариваемые представляют настоящую либо вероятную опасность сохранности интересов остальных лиц, содержащихся в ИВС, в связи с вероятным совершением в отношении их давления и остальных преступлений. Содержащиеся в ИВС личика представляют опасность сохранности и для милиции, исполняющей охрану ИВС, конвоя, в связи с вероятными нападениями на их с целью побега. Следственно, введение причин и критерий, формирующих опасность сохранности лиц, содержащихся в ИВС, и охраны, является принципиальной целью, исполняемой вслед за тем ОРД.
С учетом изложенного разрешено изготовить последующие принципиально принципиальные выводы о целях ОРД, исполняемой в ИВС. Во-1-х, целями ОРД являются лишь те из их, какие поставлены административным законодательством для милиции, а не её ОРД. Предоставленная активность является только только одной из функций, специализированных для заслуги целей всякого в отдельности органа, в частности милиции, исполняющей ОРД. Во-2-х, в критериях ИВС ключевой целью ОРД являются укрываемые от следствия происшествия, обнаружение которых нужно для заслуги целей уголовного судопроизводства.
Конкретно в этом состоит главное назначение ОРД, её задача. Наравне с сиим в критериях ИВС с поддержкой ОРД выявляются новейшие факты ещё безызвестных ОВД правонарушений, а еще укрываемые от милиции причины и условия, содействующие совершению правонарушений в ИВС. Специфика задач ОРД, исполняемой в ИВС, обусловлена до этого только чертами целей названной деловитости. Как уже подмечалось, главными целями воплощения ОРД в ИВС являются цели, приобретение которых гарантирует исполнение задачки подготовительного расследования правонарушений, за выполнение которых подозреваемые и оговариваемые держатся в ИВС.
Доказывание сообразно уголовному занятию событий, поставленных ст. 73 УПК РФ, подразумевает их обнаружение, для что органы дознания в согласовании со ст. 157 УПК РФ должны исполнять оперативно-розыскные мероприятия. Конкретно этакие исполняются в критериях ИВС в процессе расследования уголовных дел. Следственно, обнаружение с поддержкой ОРД событий, подлежащих доказыванию сообразно уголовному занятию, является одной из главных задач криминальной милиции, исполняемой в критериях ИВС. Исполнение задачки выявления с поддержкой ОРД событий, подлежащих доказыванию сообразно уголовному занятию, гарантирует приобретение целей уголовного судопроизводства, поставленных ст. 6 УПК РФ, и, в окончательном счете, введение правды сообразно занятию. Активность сообразно исполнению задачки выявления событий, подлежащих доказыванию сообразно уголовному занятию, в комплексе с созданием следственных действий почему-либо называется на практике раскрытием правонарушений.
Обнаружение правонарушений выделяется в ФЗ об ОРД и Законе «О полиции» в качестве одной из главных задач, что видется бездоказательным в силу последующих событий. Во-1-х, в УПК РФ этот термин не употребляется. Выделяется предварительное следствие, для воплощения которого в согласовании со ст. 157 УПК РФ органы дознания исполняют лишь им предусмотренную задачку - обнаружение с поддержкой ОРД событий, нужных для доказывания сообразно уголовному занятию, пребывающему в производстве следователя. Во-2-х, итоги доказывания сообразно уголовному занятию, исполняемому следователем, и выявления органом дознания событий, подлежащих доказыванию, не образуют одного процесса раскрытия правонарушения, т. е. это совсем разные сообразно содержанию виды деловитости, исполняемые разными субъектами. Их выводы являются подготовительными и служат базой для принятия решения лишь о завершении подготовительного расследования, а не о раскрытии правонарушения.
Наравне с указанной задачей в критериях ИВС имеется вероятность выявления с поддержкой ОРД новейших фактов правонарушений, ещё безызвестных ОВД, какие совершены личиками, содержащимися в ИВС. В критериях ИВС выполняется ещё одна принципиальная задачка, возложенная на милицию - предостережения правонарушений. Она выполняется методом выявления лиц, склонных к совершению правонарушений в отношении остальных содержащихся в ИВС подозреваемых и оговариваемых, атаке на тружеников милиции, оберегающих ИВС, с целью побега, исполняющих предварительные к побегу деяния. В списке задач ОРД, поставленных ст. 2 ФЗ Об ОРД, указана задачка добывания инфы о событиях либо деяниях, формирующих опасность гос, военной, экономической либо природной сохранности Русской Федерации. Но таковой задачки недостает в списке, установленном ст. 2 Закона «О полиции».
При этом ч. 2 данной нормы известно, что другие задачки имеют все шансы существовать возложены на милицию лишь реальным Законодательством. Следственно, милиция не вправе исполнять ОРД для исполнения указанной задачки, этак как её исполнение не предвидено указанным Законодательством. Не считая такого, использование термина «добывание информации» видется некорректным в условия информационной деловитости, которая является базисной для ОРД. В информационной деловитости информация не добывается, а формируется, ведется её розыск, умножение, преображение, испытание, внедрение. Указанные информационные процессы лежат в базе воплощения всех задач, исполняемых с поддержкой ОРД, в связи с чем этак именуемое надергивание инфы не сформирует самостоятельной задачки. Способы и средства ОРД, исполняемой в ИВС, вполне зависят от специфики целей, для заслуги которой специализирована осматриваемая активность. Для заслуги укрываемых событий, причин и критерий нужны адекватные им негласные способы и средства. В согласовании с русским языком скрытность деловитости гарантируется методом внедрения определенных способов и средств конспирации. Их использование гарантирует секретный, т. е. замкнутый от находящихся вокруг и изучаемых лиц нрав действий, с поддержкой которых разрешено заполучить информацию, ориентирующую в вероятных источниках получения фактических данных, имеющих юридическое смысл для доказывания сообразно уголовному занятию.
В теории ОРД выделяются последующие способы и средства конспирации: легендирование, имитация действий остальных лиц или какой-нибудь обстановки, использование предметов маскировки, особых технических средств для внегласного получения инфы и документирования противоправной деловитости изучаемых лиц; внедрение поддержке отдельных людей на внегласной базе; кодирование. Из их числа в критериях ИВС наиболее только используются внедрение поддержке отдельных людей на внегласной базе, при осуществлении которой используются остальные приведенные способы и средства конспирации. В собственной совокупы они образуют базу воплощения разных оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 6 ФЗ об ОРД.
Способы и средства конспирации придают сиим мероприятиям особенно сущностное оглавление, т. е. их скрытность. Из числа оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 6 ФЗ Об ОРД, в критериях ИВС используется выборочный опрос(агентурный выборочный опрос), надзор за подозреваемыми и оговариваемыми, контроль почтовых и других извещений, оперативное введение. Их воплощение с поддержкой внегласных способов и средств придает указанным мероприятиям соответственный внегласный нрав, образуя тем самым в целом скрытность ОРД в ИВС. При этом её субъекты наравне с ОРД используют гласные меры, поставленные Законодательством «О полиции».
В частности, проводятся гласные выборочные опросы подозреваемых и оговариваемых с целью получения нужных сведений об жизненных обстоятельствах расследуемого правонарушения, склоняя их к явке с повинной. Явно и секретно приобретенная информация проверяется с внедрением информационных систем ОВД, направленности запросов в остальные ОВД и их подразделения для получения нужных сведений, истребуется информация от телесных и юридических лиц, являющихся связями подозреваемых и оговариваемых. Используются и остальные гласные меры, предусмотренные ст. 11 Закона «О полиции». Совокупа применяемых внегласных и гласных мер сформирует оглавление деловитости субъекта, их исполняющего, однако не ОРД, как это известно ст. 1 ФЗ об ОРД. Использование гласных мер порождает исполнительно-распорядительные дела, регулируемые административным правом, а не ФЗ об ОРД.
К числу важных частей, определяющих предназначение ОРД, исполняемой в ИВС, относится её итог. Мнение итога ОРД в ФЗ Об ОРД отсутствует. В согласовании с ч. 2 ст. 12 названного Закона итог ОРД, разумеемый в согласовании со ст. 1 этого же Закона как совокупа гласных и внегласных мероприятий, относится к сведениям, сочиняющим муниципальную тайну.
Но итог воплощения гласных мероприятий не может касаться к гос тайне. Неопределенными и противоречивыми представляются расположения ч. 2 ст. 11 ФЗ Об ОРД об применении итогов ОРД, в согласовании с которой итоги внегласной деловитости имеют все шансы работать предлогом и базой для побуждения уголовного дела, а еще употребляться в доказывании сообразно уголовным делам. Но в согласовании со ст. 89 УПК РФ итоги ОРД имеют все шансы употребляться в доказывании, ежели они отвечают потребностям, предъявляемым к доказательствам реальным Кодексом. Совместно с тем в согласовании с ч. 1 ст. 12 ФЗ об ОРД сведения об применении внегласных оперативно-розыскных мероприятий, источниках, способах, мощах и средствах их воплощения сочиняют муниципальную тайну и подлежат рассекречиванию лишь в особенных вариантах. При определении мнения итога ОРД, исполняемой в ИВС, мы руководствуемся Определением Конституционного Суда РФ о том, что внегласный, замкнутый, нелегальный нрав является её сущностным признаком.
В согласовании с иным Определением Конституционного Суда РФ итоги внегласной деловитости имеют все шансы только ориентировать на источники получения инфы, имеющей доказательственное смысл сообразно уголовному занятию. Следственно, итог ОРД, исполняемой в ИВС, как секретно приобретенный продукт может существовать применен сообразно всеобщему правилу в доказывании сообразно уголовному занятию лишь как информация, ориентирующая об источниках получения фактических данных, имеющих доказательственное смысл. Кроме этого, итог ОРД может существовать применен, как это известно ч. 1 ст. 11 ФЗ об ОРД, для подготовки и воплощения следственных действий и проведения ОРД.
С учетом изложенного может существовать сформулировано мнение итога ОРД, исполняемой в ИВС. К числу главных признаков предоставленного мнения имеют все шансы существовать отнесены последующие. Итог ОРД - до этого только документированная информация, приобретенная в распорядке, установленном нормативными правовыми актами МВД Рф. Документированная информация о итогах ОРД обязана кормить симптомы, с поддержкой которых содержащиеся в ней фактические данные имеют все шансы существовать идентифицированы. Оглавление документированной инфы обязано защищать источники её получения, а еще данные, удостоверяющие на ступень публичной угрозы содержащихся в инфы данных.
Цели ОРД установлены ст. 1 ФЗ «Об ОРД». Но они ограничены рамками защиты интересов личности, общества и государства только от преступлений. В этой части цели ОРД не соответствуют целям деятельности полиции, для достижения которых она вправе осуществлять ОРД.
Не допускаются переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в других камерах.[2] Тем не менее, ни для кого не секрет, что в ряде следственных изоляторов, несмотря на принимаемые меры, в камерах имеются средства мобильной связи, приспособления для межкамерных коммуникаций, другие запрещенные предметы, не соблюдаются требования раздельного содержания различных категорий подозреваемых и обвиняемых, что позволяет последним, в ряде случаев, активно противодействовать уголовному преследованию, согласовывать с соучастниками и иными заинтересованными лицами тактику поведения в ходе следственных действий, оказывать воздействие (пусть даже опосредованно) на участников судопроизводства и даже совершать побеги (в 2013 г. из следственных изоляторов совершено 5 побегов).
Для обеспечения изоляции используется комплекс средств правового, организационного, технического и иного: инженерно-технические, в т.ч. фортификационные, сооружения; осуществление круглосуточной охраны; использование инженерно-технических средств охраны и надзора, организация режима и надзора; взаимодействие (внешнее и внутреннее) структурных подразделений СИЗО, в т.ч. с органами государственной власти и местного самоуправления и другими субъектами обеспечения правопорядка, осуществление оперативно-розыскной деятельности. Сотрудники следственных изоляторов, принявшие участие в проведенном анкетировании, указали на приоритетную роль оперативно-розыскных средств обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых (более 55 % респондентов). В связи с этим в настоящей статье хотелось бы более подробно остановиться на обеспечении изоляции подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, оперативными подразделениями СИЗО.[3]
Правовое регулирование осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями следственных изоляторов имеет, преимущественно, ведомственный уровень, что связанно с ограничениями в сфере защиты государственной тайны. Федеральное законодательство устанавливает лишь основополагающие положения, регламентирует основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, посредством которых, согласно статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» должна осуществляться оперативно-розыскная деятельность. Положения закона по существу являются общими для всех субъектов оперативно-розыскной деятельности и не отражают специфику их деятельности, определяемую их компетенцией, кругом решаемых задач.
Положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», относящиеся к уголовно-исполнительной системе в общем и к СИЗО, в частности, сводятся к следующему: оперативные подразделения ФСИН России в пределах своей компетенции пользуются всеми правами и несут все обязанности, которые предусмотрены данным Законом (ст. 14 и 15). При реализации задач оперативно-розыскной деятельности они вправе проводить все предусмотренные оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6), регламентировать и определять организацию и тактику их проведения; собирать данные, необходимые для принятия предусмотренных Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» решений (ч. 2 ст. 7); заводить дела оперативного учета (ст. 10); привлекать к работе граждан и должностных лиц на началах добровольности, на контрактной и бесконтрактной, возмездной и безвозмездной основе, гласно и конспиративно (ст. 6, 15, 17).[4]
Статье 34 Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении» установлено, что в местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия.
Из содержания ст.84 УИК РФ, регламентирующей осуществление оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях, следует, что оперативно-розыскные мероприятия оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы проводятся в следственных изоляторах также в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в порядке ст.77 УИК РФ.
Анализ правового регулирования осуществления оперативно-розыскной деятельности в СИЗО, проведенного в ходе исследования проблем обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых, позволяет сделать вывод о наличии т.н. «пробелов» в законодательном ее законодательном регулировании. Так, оперативно-розыскные мероприятия проводятся только на исчерпывающих основаниях, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности», которые сводятся к противодействию преступлениям, т.е. уголовно наказуемым деяниям. Возможность на законных основаниях осуществлять оперативно-розыскные мероприятия для выявления, пресечения и предупреждения нарушений режима содержания (нарушений установленного порядка отбывания наказания) вытекает из содержания ст. 84 УИК РФ, которая, учитывая специфику исправительных учреждений и опасность указанных нарушений для уголовно-исполнительных отношений, дополняет Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», не противореча ему, т.к. оба указанных правовых акта находятся по юридической силе на одном уровне. Тем не менее, как уже отмечалось, положения ст. 84 УИК распространяются только осужденных, оставленных в СИЗО для хозяйственного обслуживания, а также некоторых других категорий лиц (осужденных, ожидающих этапирования, следующие транзитом и т.д.). Применение расширительного толкования данной нормы, как нам представляется, невозможно.
Таким образом, если у заключенного под стражу находится средство мобильной связи либо он активно устанавливает нелегальные каналы связи с другими камерами, а также лицами, находящимися за пределами, совершает иные нарушения режима содержания и правил изоляции, то оперативнорозыскные подразделения не могут применить весь арсенал сил и средств, предусмотренный ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» – проводить оперативно-розыскные мероприятия. В этом случае деятельность оперативных подразделений СИЗО по обеспечению изоляции лиц, содержащихся под стражей, регулируется ведомственными нормативноправовыми актами, инструкциями, приказами руководителей всех уровней и должностными обязанностями. Следует отметить, что такой «порядок» правового регулирования встречается в деятельности исправительных учреждений и СИЗО не только в указанной сфере.
Тем не менее, анализируя указанные ведомственные нормативноправовые акты, а также практику деятельности оперативных подразделений СИЗО, можно выделить основные направления деятельности оперативных подразделений следственных изоляторов, по обеспечению изоляции лиц, содержащихся под стражей.
Выявление и изъятие средств мобильной связи, а также пресечение ее использования сотрудниками других отделов и служб следственного изолятора в режимных корпусах;
Выявление межкамерных и иных нелегальных связей, а также Выявление и изъятие средств и приспособлений установления таких связей (т.н. «дороги» – система механизмов, предназначенная для передачи небольших по объему (определяется размером кобуры или размером ячейки решеток) пакетов – «грузов» между камерами тюрем и следственных изоляторов; «кони» – нитевая веревка для устройства «дорог» в местах лишения свободы, изготавливается из ниток, полученных путем распускания одежды (вплоть до носков), после их скручивают в виде каната. и т. д.).
Выявление и изъятие запрещенных к использованию и хранению предметов, предусмотренных правилами внутреннего распорядка СИЗО;
Выявление лиц, вовлеченных в осуществление нелегальной связи: персонал СИЗО (т.н. «ноги» – передача чего-либо через людей, имеющих возможность перемещения по территории тюрьмы (СИЗО) или колонии и/или за их пределы), адвокаты, члены общественных организаций, сотрудник правоохранительных органов, «хозобслуга», жители прилегающих домов и т.д.
Осуществляют обмен информацией и иные формы внутреннего и внешнего взаимодействия по вопросам обеспечения изоляции.
Более 75 % респондентов проведенного анкетирования 185 сотрудников следственных изоляторов считают, что оперативные подразделения следственных изоляторов играют ключевую роль в обеспечении изоляции подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Вполне очевидно, что оперативные подразделения, наделенные полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, представляют собой фактор, способствующий эффективному обеспечению их изоляции.
С целью совершенствования правового регулирования рассматриваемого вида деятельности предлагаем внести изменения в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: вопросы осуществления оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах вынести в отдельную ст. 34.1 указанного закона. В настоящее время данные положения содержатся в ст. 34 «Охрана подозреваемых и обвиняемых, и надзор за ними», то есть содержание статьи не соответствует ее наименованию. Статью 34.1 «Осуществление оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах» следует изложить в редакции, учитывающей необходимость законодательного закрепления оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий в сфере борьбы и нарушениями режима содержания и обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых:
«Статья 34.1. Осуществление оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах
В соответствии с законодательством Российской Федерации в следственных изоляторах осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности лиц, в них содержащихся, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в следственных изоляторах преступлений и нарушений установленного порядка содержания; розыск в установленном порядке лиц, совершивших побег из следственных изоляторов, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными до прибытия в следственный изолятор.
2. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами следственных изоляторов, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции».[5]
[1] Ишигеев В.С. Следственный изолятор право на личную безопасность и оперативно-розыскная деятельность в следственном изоляторе // ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права», 2016. С. 51.
[2] Вечеря В.В. Назначение оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в изоляторах временного содержания органов внутренних дел // Общество и право, 2016. - №4. С.57.
[3] Вечеря В.В. Назначение оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в изоляторах временного содержания органов внутренних дел // Общество и право, 2016. - №4. С.57.
[4] Ишигеев В.С. Следственный изолятор право на личную безопасность и оперативно-розыскная деятельность в следственном изоляторе // ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права», 2016. С. 51.
[5] Вечеря В.В. Назначение оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в изоляторах временного содержания органов внутренних дел // Общество и право, 2016. - №4. С.57.
|