Понедельник, 25.11.2024, 15:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Гарантии прав потребителей и меры ответственности за нарушения при перевозке

Рассмотрим некоторые установленные специальным транспортным законодательством гарантии прав потребителей, а также меры ответственности, применяемые за нарушения обязательств по перевозке. Как и любой субъект, оказывающий услуги, перевозчик обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о себе и своих услугах. Отдельные акты транспортного законодательства содержат положения о сведениях, которые должны быть доведены до гражданина-потребителя при оказании транспортных услуг, а также порядок сообщения потребителю необходимой информации.

К примеру, согласно п. 10 Правил перевозки на внутреннем водном транспорте исполнители должны своевременно обеспечивать потребителей следующей достоверной информацией на русском языке, а при необходимости – на других языках:

а) фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (юридический адрес);

б) перечень работ и услуг, их стоимость;

в) расписание движения судов;

г) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 кг на скоростных и свыше 36 кг на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа;

д) сроки продажи билетов;

е) порядок возврата билетов;

ж) перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения, в виде ручной клади, багажа и груза;

з) время работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения;

и) схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещений;

к) расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади;

л) порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;

м) перечень категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества;

н) порядок обязательного и добровольного страхования;

о) перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности;

п) номер лицензии, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;

р) наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии.

Указанная информация должна размещаться на судах, в портах и других местах обслуживания пассажиров. Обо всех изменениях исполнитель обязан информировать в местах обслуживания пассажиров, в том числе в пунктах продажи пассажирских билетов и на судах.

Схожие правила о предоставлении информации содержатся в п. 6 Правил перевозки на железнодорожном транспорте. Кроме того, в Правилах перевозки на железнодорожном транспорте предусмотрена обязанность перевозчика обеспечить доведение до сведения пассажиров расписания движения пассажирских, в том числе пригородных и почтово-багажных, поездов с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и справочников.

Об изменениях в расписании движения пассажирских поездов следует объявлять по громкой связи на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах. Сведения об изменениях регулируемых тарифов, ставок платы и сборов за услуги публикуются в отношении перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа не позднее чем за пять дней до введения их в действие; в отношении перевозки грузов – не позднее чем за 10 дней до введения их в действие.

Согласно п. 45 Правил перевозки на внутреннем водном транспорте, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен – в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков. Данная норма полностью соответствует положениям ст. 12 Закона о защите прав потребителей[1].

В Правилах перевозки на железнодорожном транспорте не содержится специальных положений об ответственности за нарушение требований о предоставлении информации. Следовательно, должно применяться непосредственно законодательство о защите прав потребителей. Таким же образом решается ситуация и в случаях, когда специальное законодательство вообще не регулирует правил предоставления информации. Достаточно частым нарушением договора перевозки являются несвоевременная отправка транспортного средства и несвоевременное прибытие в пункт назначения.

Согласно ст. 795 ГК РФ[2] перевозчик уплачивает пассажиру штраф за задержку отправления транспортного средства или опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения. По сути, задержка отправления или прибытия представляет собой нарушение сроков оказания услуги (ст. 28 Закона о защите прав потребителей). Последствия нарушения сроков оказания услуги при перевозках имеют определенное сходство с теми, которые предусмотрены для соответствующих нарушений Законом о защите прав потребителей, однако имеются и существенные особенности. Конкретный размер штрафа устанавливается транспортными уставами и кодексами.

На внутреннем водном транспорте, к примеру, такой штраф согласно п. 2 ст. 116 КВВТ РФ[3] составляет 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем стоимость проезда, если перевозчик не докажет, что такие задержка или прибытие с опозданием произошли вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажиров неисправности пассажирского судна или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.

Сходная норма содержится в ст. 110 УЖТ РФ[4]. Указанное правило в целом соответствует последствиям нарушения сроков оказания услуг, предусмотренным в п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей. Вместе с тем в КВВТ РФ имеется специальная норма, устанавливающая ответственность за задержку доставки груза.

За несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 116 КВВТ РФ). В КТМ РФ также имеется норма, определяющая ответственность морского перевозчика за задержку отправления судна или прибытия судна с опозданием.

Согласно ст. 196 КТМ РФ[5] за задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или прибытие судна с опозданием в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа, если не докажет, что задержка отправления судна или прибытие его с опозданием произошли вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Штрафа за просрочку доставки груза КТМ РФ не предусматривает, что не исключает применения иных мер ответственности.

УЖТ РФ и принятые в соответствии с ним Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте за просрочку доставки багажа, грузобагажа при их выдаче предусматривают, что перевозчик уплачивает пассажиру, получателю на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере 3% платы за перевозку багажа, грузобагажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа, грузобагажа. Особо определяется ответственность за просрочку доставки груза.

В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ перевозчик за просрочку доставки грузов уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных нормами Устава об освобождении от ответственности обстоятельств.

Воздушным кодексом РФ предусмотрено, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК РФ).

Как видно, воздушное законодательство, несмотря на правила ст. 795 ГК РФ, где предусматривается установление неустойки, как за задержку доставки, так и за задержку отправления пассажира, предусматривает ответственность в виде неустойки только за задержку прибытия в пункт назначения. Представляется, что положение об исключении неустойки в качестве меры ответственности за задержку отправления не должно применяться как противоречащее Гражданскому кодексу РФ. К тому же отсутствие ответственности в виде неустойки за задержку отправления не лишает пассажира возможности использовать иные меры защиты, в том числе предусмотренное п. 2 ст. 795 ГК РФ право требовать возврата уплаченной провозной платы. Как видно, основания и размер ответственности различаются в зависимости от вида договора перевозки, а не в зависимости от особенностей субъектного состава.

Во-первых, ответственность за просрочку отправки транспортного средства установлена только применительно к перевозке пассажира. Что касается перевозки грузов, багажа, грузобагажа, ответственность наступает только за просрочку их доставки в пункт назначения. Данное правило представляется оправданным, поскольку при перевозке данных объектов перевозчик обязан своевременно доставить их в пункт назначения. Что касается момента отправки, то он для получателя груза, багажа или грузобагажа значения не имеет.

Во-вторых, за просрочку доставки груза не всегда предусматривается неустойка. Вместе с тем отсутствие возможности взыскания неустойки может негативно отразиться на интересах гражданина-потребителя, поскольку доказать убытки, причиненные ему просрочкой, как правило, затруднительно.

Таким образом, гарантии для граждан-потребителей, заключивших договор перевозки груза, отличаются от тех, которые предусмотрены для граждан, заключивших договор перевозки пассажира и багажа.

Такой не вполне рациональный подход изначально заложен в положениях гл. 40 ГК РФ. Безусловно, определенные различия в зависимости от перемещаемого объекта должны присутствовать, но представляется целесообразным установить и в Гражданском кодексе РФ, и в транспортном законодательстве специальные нормы об ответственности перед гражданами-потребителями. В настоящее время ст. 795 ГК РФ предусматривает уплату штрафа за просрочку отправления транспортного средства или прибытия транспортного средства по договору перевозки пассажира. При этом речь идет о задержке отправления и прибытия только пассажира, но не его багажа или отправленного гражданином груза.

Следует отметить, что правила об уплате штрафа за задержку отправления и просрочку доставки пассажира, а также об отказе от поездки из-за задержки отправления не распространяются на внутригородские и пригородные перевозки. Однако пассажир не лишен права требовать применения к перевозчику иных мер ответственности. В частности, если сбои в работе общественного внутригородского или пригородного транспорта произошли по обстоятельствам, за которые перевозчик отвечает, с него могут быть взысканы причиненные пассажиру убытки. Данные убытки могут выражаться, к примеру, в необходимости воспользоваться более дорогостоящим видом транспорта (например, такси). Помимо указанного ограничения транспортным законодательством устанавливаются и некоторые другие случаи, когда уплата штрафа за задержку исключается.

Так, на железнодорожном транспорте не учитываются задержка отправления или опоздание поезда менее чем на 1 час. Важно отметить также, что транспортное законодательство устанавливает более широкий, по сравнению с законодательством о защите прав потребителей, перечень оснований для освобождения перевозчика от ответственности.

В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей исполнитель освобождается от ответственности в случае, если исполнению обязательства препятствовала непреодолимая сила, либо задержка произошла по вине потребителя. В п. 1 ст. 795 ГК РФ в качестве оснований, исключающих уплату неустойки, названо, помимо непреодолимой силы, устранение неисправности транспортных средств, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчиков. В транспортном законодательстве устанавливаются иногда специфические для конкретного вида транспорта основания освобождения перевозчика от ответственности.

Например, согласно ст. 118 КВВТ РФ перевозчик освобождается от ответственности, если невыполнение его обязательств произошло вследствие ограничения или запрещения движения судов в связи с обстоятельствами непреодолимой силы и военных действий, объявления карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов в порту; спасания жизни людей или имущества на воде. В п. 1 ст. 795 ГК РФ, как уже указывалось, речь идет об ответственности за два вида правонарушений – задержку отправления транспортного средства и задержку прибытия транспортного средства в пункт назначения. Поскольку указанные правонарушения, хотя обычно и взаимосвязаны, являются самостоятельными, следует признать право пассажира требовать применения мер ответственности за каждое из них. Тем более что не только задержка прибытия, но и задержка отправления могут иметь неблагоприятные последствия для пассажира, влечь дополнительные расходы.

Поскольку деятельность по перевозкам различными видами транспорта связана с повышенной опасностью, законодательство устанавливает, что ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, наступает по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, т.е. об ответственности по деликтным обязательствам. Причем, учитывая особую опасность деятельности, связанной с перевозками пассажиров, законодатель устанавливает обязанность перевозчика страховать жизнь и здоровье пассажира. Данное страхование является обязательным как для перевозчика, так и для пассажира, который должен оплатить расходы по обязательному страхованию (п. 2 ст. 936 ГК).

Согласно ч. 2 п. 3 Указа Президента РФ от 19.01.2013 N 36. «Об обязательном личном страховании пассажиров»[6] сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа и взимается с пассажира при продаже проездного документа. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда в РФ, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса. Обязательное страхование – исключение из общего запрета обусловливать выполнение одних услуг обязательным приобретением иных услуг.

Обязанность по осуществлению страхования возложена на пассажира не контрагентом, а законодательством. Навязывать какие-либо услуги по собственной инициативе перевозчик не вправе. Нарушение данного запрета дает потребителю право потребовать возмещения убытков в полном объеме. Кроме указанного страхования для воздушных перевозчиков предусмотрено также обязательное страхование ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам (ст. 133 ВК РФ).

Также воздушный перевозчик обязан страховать ответственность перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 134 ВК РФ). Для перевозчиков на отдельных видах транспорта установлены особенности освобождения или снижения размера ответственности. Поскольку перевозчик как владелец источника повышенной опасности отвечает перед пассажиром даже при отсутствии вины, освободить от ответственности его могут непреодолимая сила, а также умысел потерпевшего (ст. 1083 ГК РФ).

В то же время ст. 189 КТМ РФ устанавливает, что, если перевозчик докажет, что умысел или грубая неосторожность пассажира стали причиной, либо способствовали смерти пассажира или повреждению его здоровья, либо способствовали утрате багажа пассажира или повреждению его багажа, перевозчик может быть освобожден от ответственности полностью или частично.

Транспортное законодательство не исключает возможности отказа пассажира от договора при отсутствии нарушений со стороны контрагента. Пассажир может отказаться как до начала оказания услуги, так и в период ее оказания. В первом случае он должен возвратить перевозчику проездной документ. Причем условия возврата стоимости билета определяются транспортным законодательством по-разному. В качестве основного критерия, влияющего на возвращаемую сумму, можно выделить срок сдачи билета.

Например, на воздушном транспорте при отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку (ст. 108 ВК РФ).

Удержание определенной суммы в данном случае связано с тем, что приобретение пассажиром билета возлагает на перевозчика обязанность обеспечить наличие соответствующего места в транспортном средстве: чем позже возвращен билет, тем меньше вероятность того, что появится желающий занять освободившееся место. В период перевозки пассажир может отказаться от поездки и потребовать возврата части платы за проезд, за исключением платы за фактически осуществленную к этому моменту перевозку. Правила об отказе и возврате провозной платы не распространяются на пригородные и внутригородские перевозки.

 

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014) «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Российская газета, N 8, 16.01.1996.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2014) // Российская газета, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.

[3] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (с изм. от 3 февраля 2014 г.) // Российская газета, N 52, 11.03.2001.

[4] Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изм. от 4 июня 2014 г.) // Российская газета, N 10, 14.01.2003.

[5] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изм. от 3 февраля 2014 г.) // Российская газета, N 82, 04.05.1999.

[6] Указ Президента РФ от 19.01.2013 N 36. «Об обязательном личном страховании пассажиров» // Собрание законодательства РФ, 21.01.2013, N 3, ст. 179.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (23.07.2017)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%