Как известно, 12 декабря 1993 г. на всеобщем референдуме был принят основополагающий закон - Конституция Российской Федерации, которая в статье 2 определила, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Таким образом, одним из органов государства, на который возложена обязанность по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, является полиция, деятельность которой, в настоящее время, регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
Принято считать, что основной и самой главной задачей органов внутренних дел является защита прав граждан, равно как иностранных граждан и лиц без гражданства от преступных и иных противоправных посягательств посредством противодействия преступности, раскрытия преступлений и привлечения виновных к ответственности. Однако, в этом случае, вред общественным интересам уже причинен, т.к. правонарушение было уже совершено. Поэтому, как нам кажется, приоритетом в деятельности полиции является, прежде всего, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности, а самое главное, предупреждение совершения подобных преступлений и правонарушений. Данная задача сотрудниками внутренних дел решается путем проведения профилактической работы в сфере охраны правопорядка. Основная нагрузка в этой работе ложится, главным образом, на службу участковых уполномоченных непосредственно выполняющих свои профессиональные обязанности на закрепленном административном участке. Однако, как показывает практика, деятельность указанной нами выше службы по профилактике и пресечению совершения преступлений и правонарушений крайне неэффективна. Стоит сказать, что главной причинной низкой эффективности данной работы является следствием не бездействия участковых уполномоченных, сколько о недостаточности принимаемых службой мер.
Как мы уже сказали, предпринимаемые со стороны руководства Министерства внутренних дел России, Государственной Думы и других структур законодательной и исполнительной власти, меры по повышению эффективности реализации государственной политики по профилактике и недопущению совершения правонарушений службой участковых уполномоченных полиции должного эффекта не имеют. Так, на расширенном заседании коллегии ГУ МВД России по городу Москве было отмечено, что «системная работа по профилактике правонарушений в 2013 году в столице велась недостаточно эффективно. Результатом такого положения дел стал резкий (на 24 %) рост подростковой преступности, прежде всего по тяжким составам, более чем на 20 % увеличилось количество противоправных деяний среди лиц, ранее их совершавших. Несмотря на то, что в конце 2012 года была практически полностью укомплектована данная служба, качество работы остаётся низким, поэтому в начале 2013 года было принято решение провести 100-процентную переаттестацию участковых уполномоченных. В результате указанных мероприятий 29 участковых уполномоченных были уволены из органов внутренних дел, 9 - понижены в должности, по 145 участковым принято решение о переносе аттестации на срок до одного года».
Развитие института участковых уполномоченных в нашей стране, связывается с принятием Государственной Думы в апреле 1991 года Федерального Закона «О милиции». В данном законе, была особо подчеркнута особая роль участкового уполномоченного в обеспечении общественного порядка и предупреждении совершения преступлений. Для этой цели, государство обязало органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации обеспечить участкового уполномоченного пригодным для проживания жильем, а самое главное, помещением для работы участкового на обслуживаемом административном участке, оборудованным мебелью, оргтехникой и средствами связи.
В это же время, законодательная власть, утвердила административный регламент по организации работы участкового уполномоченного. Согласно приказу № 231 Министерства внутренних дел России от 14 июля 1992 г., утвердившим Инструкцию по организации работы участкового инспектора, главными целями и задачами которого явились:
обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно;
обеспечение соблюдения гражданами и должностными лицами Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
Для достижения указанных задач, согласно приведённой выше инструкции, на участковых возлагались соответствующие обязанности.
В целях совершенствования законодательства касающейся деятельности участковых уполномоченных в обеспечении возложенных на них обязанностей Министерство внутренних дел в сентябре 2002 г. утверждает приказ № 900 с новой Инструкцией «По организации деятельности участкового уполномоченного милиции». В утвержденной Инструкции было сформулировано следующие определение: «Участковый уполномоченный является представителем милиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел». Кроме того, в новом документе был существенно расширен и перечень должностных обязанностей участкового уполномоченного, а также полностью пересмотрены критерии оценки его деятельности. Деятельность участкового, согласно нового документа, следовало оценивать ни по личным деловым качествам сотрудника, таким как: наличие делового авторитета, эффективность осуществления доверительных отношений с гражданами и ряда других, а по конкретным результатам участия сотрудника в:
- охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
- предупреждения преступлений и административных правонарушений;
- раскрытия преступлений; оказания помощи гражданам и должностным лицам в осуществлении их прав и законных интересов;
- состояния законности, учетно-регистрационной и исполнительской дисциплины;
- складывающейся оперативной обстановке на участке и принимаемых мерах по ее нормализации;
- привлечения граждан к участию в охране общественного порядка и установления доверительных отношений с ними.
«В связи с участившимися случаями нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывали обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляли авторитет власти, возникла потребность в реформировании существующей до 2009 года структуры органов внутренних дел Российской Федерации, организации их деятельности, кадрового, финансового, материально-технического обеспечения». На данное обстоятельство указал, в свою очередь, президент Российской Федерации в опубликованном в марте 2000 года Указе № 1468, поручив Правительству РФ подготовить предложения по оптимизации структуры и состава органов внутренних дел Российской Федерации, реформированию системы денежного довольствия сотрудников этих органов, а также по освобождению милиции от несвойственных ей функций. В связи с реформированием Министерства внутренних дел России милиция была переименована в полицию. 31 декабря 2012 г. Приказом Министерства внутренних дел России № 1166 было утверждено «Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
В данном наставлении, вновь были определены основные направления и организация оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного и помощника участкового уполномоченного полиции.
В качестве основных направлений деятельности участкового уполномоченного документом было определено следующее:
- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений;
- производство по делам об административных правонарушениях.
Кроме того, в Наставлении были обозначены направления деятельности органов внутренних дел, в осуществлении которых уполномоченный при несении службы на административном участке принимает участие:
- обеспечение правопорядка в общественных местах;
- розыск лиц (совершивших преступление; подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; пропавших без вести); идентификация лиц и неопознанных трупов;
- розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или из специализированных учреждений;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
- обеспечение безопасности дорожного движения.
Как указывают некоторые авторы «в основу разработки новых концептуальных подходов к организации деятельности указанной категории сотрудников должны быть положены безоговорочное следование принципам уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; законности; открытости и публичности; беспристрастности; взаимодействия и сотрудничества; общественного доверия и поддержки граждан; использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем».
Таким образом, особенностью правового положения участковых уполномоченных полиции является то, что им для решения поставленных задач поручено заниматься практически всеми видами деятельности, выполняемыми органами внутренних дел: организационной, профилактической, административно-надзорной, административно-процессуальной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и другими видами правоохранительной деятельности.
|