В системе полиции участковый уполномоченный занимает особое положение, обусловленное, как мы уже определили спецификой задач, определённых действующим законодательством, так как она тесно связана с населением на обслуживаемом участке, а также специальным набором полномочий и специальным нормативно-правовым регулированием его административно-правового статуса. Прежде чем обратиться к вопросу особенностей административно-правового статуса участкового уполномоченного необходимо определить юридическое содержание понятия «административно-правовой статус» применительно к должности участкового уполномоченного полиции.
Понятие «административно-правовой статус» органа государственного управления, органа исполнительной власти имеет достаточно глубокую теоретическую проработку. Иначе обстоит дело с административно-правовым статусом должностного лица. «А. Ю. Якимов, анализируя работы ведущих ученых-теоретиков (С. С. Алексеева, Р. О. Халфиной и др.), пишет, что смыслу понятия «статус» в полной мере соответствует то стабильное, основополагающее в правовом состоянии субъекта, которое включает правосубъектность в единстве с другими общими (конституционными) правами и обязанностями. Конкретные же права и обязанности отражают скорее специфику реального правового положения лица, связанного с наличием тех или иных юридических фактов, нежели основы общего положения лица в правовой системе. Таким образом, предлагается разграничить понятия «правовой статус» и «правовое положение». Мы также считаем, что под административно-правовым статусом следует понимать некое стабильное правовое состояние субъекта, тогда как его правовое положение постоянно изменяется в зависимости от того, в какое правоотношение он вступает. В реальном правовом отношении реализуются, становятся субъективными только те права и обязанности, образующие содержание правового статуса, которые обусловлены содержанием данного правового отношения.
Для понимания содержания понятия «административно-правовой статус» необходимо учитывать сложную, многоуровневую конструкцию правового статуса. Применительно к участковому уполномоченному полиции можно говорить о его общем статусе личности и специальных правовых статусах, представляющих собой совокупности прав и обязанностей, которые конкретизируют и дополняют общие права и обязанности применительно к разным людям, характеризующимся специфическими чертами служебного, семейного и иного положения. Дальнейшее развитие этой идеи находим в работах И. И. Веремеенко, Д. Н. Бахраха и др. И. И. Веремеенко пишет, что «административно-правовой статус личности в сфере охраны общественного порядка является частью административно-правового статуса личности в целом, а последний является частью правового статуса личности». Д. Н. Бахрах вполне обоснованно считает, что «существует множество различных специальных административно-правовых статусов: субъектов разрешительной системы, субъектов административной опеки, жителей территорий с особым административно-правовым режимом, членов административных коллективов и т.д.».
Административно-правовой статус государственных органов и должностных лиц справедливо признается исследователями наиболее сложным, в нем отражаются и переплетаются многочисленные правовые связи органа: с государством, с той ветвью государственной власти, к которой он принадлежит, с ведомством, структурным элементом которого он является, с другими субъектами права. Поэтому исследование правового статуса участкового уполномоченного полиции необходимо исследовать с учетом этой многозначности юридических связей и в контексте данной работы мы не сможем в полной мере отразить все эти особенности, остановившись при этом не которых из них. Если рассматривать участкового уполномоченного в системе должностных лиц органов внутренних дел, то обнаружим, что «его специальный административно-правовой статус участкового уполномоченного милиции является завершающим звеном в цепочке все более специализирующихся статусов:
Гражданин — должностное лицо — сотрудник органов внутренних дел — сотрудник полиции, имеющий специальное звание, - сотрудник полиции общественной безопасности - сотрудник территориального органа полиции - сотрудник подразделения участковых уполномоченных полиции - участковый уполномоченный полиции».
Административно-правовой статус участкового уполномоченного полиции, обладает общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами, таких как теоретическая конструкция состава, общее назначение и другие, а также характеризуется рядом свойственных ему специфических особенностей. Попробуем в данной работе рассмотреть некоторые особенности, а также закономерности их образования, включения в состав тех или иных полномочий и др. Полномочия во внутренней сфере участкового уполномоченного определяются такими особенностями службы в полиции как, установление строгой внутренней дисциплины. Она носит вспомогательный организационный характер и направлена на создание условий реализации внешних полномочий, посредством которых и достигаются цели и задачи института участкового уполномоченного определенного действующим законодательством.
Основные нормы, устанавливающие узловые моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6 Федерального закона "О полиции". В ней содержатся современные требования по таким вопросам, как понятие сотрудника полиции и условия прохождения им федеральной государственной службы; права и обязанности сотрудника полиции; ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, гарантии правовой защиты; привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей полиции.
Во внешней сфере административно-правовой статус участкового уполномоченного обладает следующими характерными чертами:
- равенство для всего личного состава полиции и наличие специальной правосубъектности;
- преобладание властных полномочий связанных с применением мер принуждения;
- реализация обязанностей и прав не только в служебное, но и во внеслужебное время, независимо от места нахождения сотрудника;
- возложение дополнительных полномочий при наступлении особых условий;
- обеспечение охраны и защиты не только административно-правовых, но и уголовно-правовых отношений и др.
Следует отметить, что рассматриваемый нами административно-правовой статус участкового уполномоченного произведен от юридического статуса полиции в целом, как формирования, являющегося составной частью органов внутренних дел России. На данную особенность установления правовых статусов государственных служащих обращает внимание В.М. Манохин, который отмечает, что «полномочия государственных служащих вытекают из полномочий государственного органа, а реализация последних и составляет содержание деятельности входящего в орган личного состава».
Содержание юридического статуса сотрудника внутренних дел определяется его социальным назначением в деле предупреждения совершения правонарушений, а также задачами формами и методами деятельности. Поэтому, попробуем в настоящей работе раскрыть особенности административно-правового статуса участкового уполномоченного, через призму упомянутых социально-правовых явлений.
Основным системообразующим признаком административно-правового статуса сотрудника полиции является равенство для всего личного состава, независимо от занимаемой должности. На это указывает В.В. Черников, и, отмечая, что «российский закон «О милиции» впервые четко зафиксировал и общий правовой статус сотрудника милиции, то есть ту часть обязанностей и прав милиции, которые относятся ко всем без исключения сотрудникам милиции от рядового милиции до министра внутренних дел».
К упомянутым полномочиям сотрудника внутренних дел относятся:
- обязанность оказывать помощь пострадавшим от общественно-опасных событий;
- принимать меры к предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию подозреваемых и др.;
- а также иные полномочия предусмотренные Федеральным Законом «О полиции».
Следует сказать, что не все административные полномочия участкового уполномоченного аккумулируются в административно- правовом статусе сотрудника полиции. Часть их входит в должностные и индивидуальные должностные инструкции и приказы Министерства внутренних дел России адресованные личному составу органа внутренних дел.
Административно-правовой статус сотрудника полиции приобретается с момента зачисления его в кадры органов внутренних дел, а также с постановкой на должность участкового уполномоченного.
Практически всегда, за исключением случаев нахождения за штатами, он дополняется должностным статусом, который отражает особенности данной должности, содержит полномочия единые для всех сотрудников, занимающих подобную должность, например, - участкового уполномоченного, оперативного уполномоченного уголовного розыска и др.
Начальник правового департамента МВД России, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук В.В. Черников называет данный вид статуса сотрудника полиции «специальным правовым статусом».
Специфической чертой административно-правового статуса участкового уполномоченного является наличие в его составе такого элемента как специальная административная правосубъектность.
Специальная правосубъектность характеризуется возможностью субъекта права действовать в рамках определенного круга правоотношений. Ей обладают органы внутренних дел, сотрудники полиции в пределах административных правоотношений. Данный вид правосубъектности характеризуется рядом юридических требований к лицу, желающему поступить на службу в полицию. К ним относятся следующие: достижение определенного возраста (от 18-ти до 35-ти лет, а для поступления в учебные заведения МВД России допускается менее 18-ти лет, при наличии среднего образования); высокие деловые, личные, нравственные качества, а также состояние здоровья, позволяющие выполнять служебные полномочия; образование не ниже среднего.
Следует отметить, что специальная административная правосубъектность сотрудника милиции сужает границы общего юридического статуса гражданина. Так, нормативное установление запретов: на принятие в милицию лиц признанных, вступившим в силу решением суда, недееспособными или ограниченно дееспособными; на занятие предпринимательской деятельностью, а также работу по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, не входящих в систему МВД России, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности, ограничивает общую дееспособность сотрудника полиции как гражданина.
Кроме того, нормативный запрет принимать на службу в полицию лиц, имеющих либо имевших судимость сужает объем общей правоспособности граждан.
Предъявление повышенных требований к кандидатам на службу в полицию, а соответственно и ко всему личному составу определяется высокой степенью заинтересованности всего общества в эффективности результатов их деятельности, серьезностью полномочий сотрудников, зачастую связанных с правомерным вторжением в сферу прав и законных интересов граждан. В практической деятельности личному составу нередко приходится сталкиваться с ситуациями, характеризующимися высокой степенью дискретности в выборе линии поведения, средств их разрешения и в конечном итоге правильный выбор во многом зависит не только от уровня профессионализма, но и именно от нравственных и иных личных качеств.
Следует отметить, что предоставление сотрудникам полиции правомочий на применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия предполагает, что при наступлении оговоренных в законе событий, представитель власти может причинить правонарушителю телесные повреждения и даже лишить его жизни. Моральная и юридическая ответственность личного состава милиции в случае принятия неправомерного решения в экстремальной ситуации очень велика. Все это предопределяет необходимость тщательного отбора на службу в милицию контингента лиц, обладающего высокими нравственными, деловыми, физическими и иными качествами.
Нормативное закрепление повышенных требований к кандидатам на службу в полицию не является правовым нововведением российского законодателя, так как имеет свои исторические корни и зарубежные аналоги. Необходимость подобного подхода была осознана разработчиками правовых актов очевидно с момента возникновения полиции как самостоятельного государственного формирования.
Одним из первых юридических документов, достаточно подробно, регламентирующих правовой статус полицейского в дореволюционной России явился «Устав благочиния или полицейский», утвержденный Екатериной II в 1782 году. В Уставе так определялись качества, которыми должен обладать российский полицейский - здравый рассудок, добрая воля к отправлению порученного, верность службе, человеколюбие, усердие общему делу, радение о должности, честность и бескорыстие, отсутствие явных пороков.
В более позднем нормативном документе Руководстве для полицейских чинов, принятом в начале нашего века, уже более четко были сформулированы критерии для отбора лиц на службу в полиции. К их числу относятся: «полное физическое здоровье, безусловная трезвость, сдержанность, безусловная честность, умение хранить честь и профессиональное достоинство, наблюдательность, быстрая сообразительность, неуемная энергия».
Еще более жесткие требования предъявлялись к кандидатам на некоторые конкретные полицейские должности. Так, агенты наружного наблюдения, кроме перечисленных выше качеств, должны были удовлетворять следующим критериям: пройти воинскую службу и быть уволенными в запас в чине не ниже унтер-офицера армии, гвардии, флота. Также от кандидатов требовалось представить отличные рекомендации и аттестаты от войскового начальства.
Действующее законодательство многих стран мира также предусматривает повышенные требования к желающим поступить на службу полицию.
Например, для зачисления в штаты железнодорожной полиции США, претендент должен: иметь среднее образование, быть физически здоровым и находиться в возрасте не моложе 21 года. При этом не иметь склонности к употреблению алкоголя или наркотических средств и не подвергаться ранее обвинению в совершении преступления и др.
Соответствующие положения содержатся в законе Словацкого национального совета «О служебных отношениях сотрудников полицейского корпуса Словацкой Республики», которым предусматривается, что на службу в полицию могут быть приняты граждане старше 18-ти лет, имеющие требуемое (среднее) образование, физически и психологически способные к выполнению службы, отслужившие основную или резервную воинскую службу и др.
|