Профилактическая работа в современной науке подразделяется на общую и индивидуальную. Итак, общая профилактика это комплекс мероприятий, направленных на выявление обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, и принятие, в пределах компетенции участкового уполномоченного, мер по их устранению.
Основным нормативно правовым актом, регламентирующим общую профилактику органов внутренних дел следует считать приказ МВД России от 17.01.2006 года №19, которым утверждена Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Указанным приказом на участкового уполномоченного возложены следующие обязанности:
- проведение ежемесячного анализа складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемых административных участках, внесение руководству горрайлиноргана внутренних дел предложений по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке патрульно-постовых нарядов полиции;
- осуществление контроля за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. То есть участковый уполномоченный контролирует выполнение указанными организациями представлений, вынесенных следователями и дознавателями по уголовным делам, в порядке, установленным ч.2 ст. 158 УПК РФ, а также представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, в том числе и вынесенных им (ст. 29.13 КоАП РФ);
- выявление на административном участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информируют об этом заинтересованные подразделения полиции и принимают в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности;
- устанавливают организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 150, 151, 232, 241 УК РФ);
- принятие мер превентивного характера в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности. Указанные меры реализуется путём выявление превентивных преступлений, таких как ст. ст. 112, 115, 116, 117, 119, 213 УК РФ, а также выявление административных правонарушений на бытовой почве;
- проведение не реже одного раза в квартал отчётов перед населением о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в осуществление мер по предупреждению преступлений;
- участие не реже одного раза в год в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности, пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, оружия и боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, драгоценных металлов и камней, а также наркотических средств и психотропных веществ, совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления принимают меры по усилению их технической укрепленности;
- проведение не реже одного раза в год проверок сохранности гражданского огнестрельного оружия по месту жительства его владельцев и осуществляют контроль за соблюдением руководителями юридических лиц правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, принимают к нарушителям меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и информируют о выявленных недостатках подразделения по лицензионно-разрешительной работе, а в случае необходимости - другие подразделения органов внутренних дел.
- участие в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений правил регистрации, соблюдению иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации и их транзитного проезда через территорию Российской Федерации;
- привлечение населения обслуживаемого участка, общественных объединений правоохранительной направленности, граждан и частных охранных предприятий к работе по предупреждению правонарушений;
- установление доверительных отношений с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести;
- проведение разъяснительной работы среди населения по оборудованию силами и средствами вневедомственной охраны своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.
Говоря об индивидуальной профилактике, следует отметить, что под ней понимается комплекс мероприятий, включающих в себе меры воспитательного, организационного и поощрительного характера, направленных на волю и поведение отдельных граждан, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения правонарушений, с целью соблюдения ими законов подзаконных актов, регулирующих общественный порядок, обеспечивающих личную и общественную безопасность.
Индивидуальная профилактическая работа, включает в себя:
1) выявление лиц, от которых можно ожидать совершение преступлений;
2) их учет;
3) систематическое наблюдение за поведением и образом жизни и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений.
К указанным лицам зачастую относятся граждане: осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотическими веществами, а также члены неблагополучных семей.
В соответствии с Инструкцией участковые уполномоченные полиции ведут карточный учёт на следующих лиц:
1) состоящих под административным надзором органов внутренних дел;
2) в отношении которых, исходя из предшествующих судимостей, может быть установлен административный надзор;
3) осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора.
Рассматривая индивидуальную профилактическую работу, следует отметить принятие 06.04.2011 года Федерального закона «Об административном надзоре». Согласно ст. 1 указанного закона административный надзор это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законодательством. Участие участкового уполномоченного полиции в административном надзоре, а также его обязанности закреплены в «Порядке осуществления административного надзора», утверждённого приказом МВД России №818 от 08.07.2011 года.
Индивидуальную профилактическую работу участковый уполномоченный осуществляет путём проведения бесед с профилактируемым, проверок по месту жительства, направления лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и алкоголем на лечение, воздействие через родственников, соседей, через администрацию по месту работы и т.д.
|