Состав преступление – это обязательные объективные и субъективные элементы, образующие общественно опасное деяние. Состав преступления – это система, а как любая система предполагает единство ее компонентов.
Несомненно, для правильной квалификации деяния, а также разграничения смежных составов преступлений объект очень важен. УК РФ указывает, что объектом есть фундаментальная социально-правовая ценность ( благо), по отношению которого может быть совершено преступное посягательство. То есть, можно сказать, что объектами есть охрана права и свободы человека и гражданина, собственности, конституционного строя, общественного порядка и безопасности и др.
В последние годы, в уголовно-правовой литературе все чаще встречаются высказывания о необходимости понимания объекта преступления, как правового блага. По мнению Наумова А.В. «объектом преступления следует признать те блага (интересы), на которые посягает преступное деяние и которые охраняются уголовным законом[1].
При исследовании понятия объекта преступления очень важно правовое и социальное благо. Как свидетельствует В.Д. Филимонов «являясь предметом общественного отношения, благо приобретает социальное содержание. При посягательстве на социальное благо лицо, совершающее преступление, причиняет тем самым ущерб и тому общественному отношению, предметом которого данное социальное благо является»[2].
Основным объектом данного преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления как в целом, так и отдельных его частей.
В качестве дополнительных объектов выступают права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.
Как мы знаем, в Уголовном кодексе предусматривается уголовная ответственность за злоупотребление и превышение полномочий. Им выделяется две статьи 285 и 286 соответственно. Законодатель установил одинаковую наказуемость за обе статьи. Объект, субъект у злоупотребления и превышения полномочий одинаковы, различия прослеживаются только в объективной и субъективной сторонах.
Стоит сказать, что в 285 ст. идет речь об умышленном использовании своих служебных полномочий, а не служебное положение. Использование должностным лицом своего служебного положения подразумевает, что субъект действует непосредственно в пределах круга полномочий. Реализует юридические и фактические возможности.
По сути можно сказать, что злоупотребление и превышение полномочий, являются составными частями общего деяния, то есть использования служебного положения.
С объективной стороны преступление характеризуется тремя обязательными признаками:
а) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
б) наступление в результате этого общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства;
в) наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.
Под «использованием» чаще всего понимают активные действия, но к ним еще относят пассивное поведение, то есть бездействие. Преступление характеризующее путем бездействия выражается когда должностное лицо сознательно не выполняет свои обязанности (например, попустительствует совершению преступления). Более того, бывает так, что правоохранительные органы неправомерно отказывают в возбуждении уголовного дела, отказывают в иске о возмещении ущерба и т. п. При этом содеянное признается преступлением в том случае, если причинен вред интересам не только самой организации, но и гражданам, обществу, иным организациям или государству.
Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо. К должностным лицам относятся две категории специальных субъектов: лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти, лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления и т.д.
Как отмечалось выше, должностными являются также лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п. К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий.
Не являются должностными лица, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности в государственных и муниципальных образованиях. Однако если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данных работников возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения они будут нести уголовную ответственность как должностные лица.
К должностным лицам не относятся руководители государственных и муниципальных предприятий. В соответствии с примеч. 1 к ст. 201 они являются лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях (независимо от формы собственности) и несут ответственность за совершаемые по службе преступления по статьям гл. 23. 5.6. (например, врач - за злоупотребление полномочиями при выдаче листов нетрудоспособности или участии в работе ВТЭК по определению инвалидности, призывных комиссий; преподаватель - при выполнении обязанностей, возложенных на него как на члена экзаменационной или квалификационной комиссии, и т.д.).
Субъективная сторона злоупотребление должностными полномочиями характеризуется умышленным преступлением. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Субъект осознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желает их наступления, или сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично.
Среди обязательных признаков субъективной стороны есть наличие мотива – корыстной или другой личной заинтересованности. Она выражается в стремлении виновного, используя свои служебные полномочия, извлечь для себя или других лиц незаконную имущественную выгоду. Под иными мотивами подразумевают личностные интересы (карьеризм, протекционизм, месть, зависть, подхалимство и т.д.) [3].
К слову, на данном этапе развития нашего государства, явление протекционизма весьма распространенное. Он заключается в том, что б стать «под опеку» должностного лица, властного чиновника или просто влиятельного человека, для достижения взаимовыгодно цели.
Таким образом, проанализировав состав преступления, можно сделать следующие выводы. Преступление будет рассмотрено ст. 285, если оно совершено должностным лицом, вытекало и было связано с должностными обязанностями, повлекло за собой негативные последствия, противоречило интересам службы и государства в целом. А также нарушило нормативно установленные требования к служебной деятельности.
Ответственность и наказание за совершенное преступление должны носить адекватный характер, согласно законодательству.
[1] Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 2007. 486 с.
[2] Филимонов В. Д. Норма уголовного права. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. С. 98.
[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ по делам о превышении должностных полномочий от 16.10.2009 г. № 19 // http://www.vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=6439
|