Ядро правового статуса личности составляют конституционные права и свободы, в которых наиболее полно выражаются основы правового статуса личности. Конституционные права и свободы являются основами закрепления правового положения личности, на чем основывается отраслевое законодательство. Жилищное право, в свою очередь, содержит положения, детализирующие жилищные права граждан. Однако предоставление каких-либо прав, в том числе жилищных, невозможно без возложения соответствующих этим правам обязанностей. Поэтому наличие жилищных прав у субъектов жилищных правоотношений требует закрепления за ними обязанностей в целях соблюдения этими субъектами установленных законом правил поведения по отношению как друг к другу, так и к третьим лицам, в числе которых можно назвать публично-правовые образования. Ведь именно публично-правовые образования зачастую являются не только участниками жилищных отношений, основанных на договорах социального найма, но и основными "регуляторами" целевых программ, направленных на обеспечение населения жильем.
Конституция РФ в статье 2 определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность, возлагаемая на государство. Тем не менее в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ[1] (далее ЖК РФ )право на получение жилых помещений по договорам социального найма в России отсутствует у иностранных граждан и лиц без гражданства, если международным договором Российской Федерации это право специально не предусмотрено. В то же время право на жилище человека и гражданина, закрепленное в Конституции РФ, обеспечивается отечественным законодательством путем предоставления возможности приобретать в собственность жилые помещения иностранными гражданами и лицами без гражданства. Безусловно, такой подход законодателя обусловлен необходимостью обеспечения в первую очередь собственных граждан жильем, поскольку именно с ними государство имеет тесную правовую связь и именно они находятся под его защитой.
Важнейшей функцией Конституции РФ, всего конституционного права является закрепление прав и свобод человека и гражданина, а также тех начал, на основе которых они должны исчерпывающим образом закреплять все права и свободы человека и гражданина[2]. Права и свободы человека и гражданина рассматривают как основные права личности. Основы правового статуса личности закреплены в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ. Значимость норм названной главы подчеркивается статьей 64 Конституции РФ, в соответствии с которой положения главы 2 Основного Закона не могут быть изменены иначе как только путем принятия новой Конституции РФ.
Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т.е. за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы[3].
В статье 40 Конституции РФ провозглашается право каждого гражданина Российской Федерации на жилище. Данное право обеспечивает удовлетворение жизненно важной потребности каждого человека в жилье. В современных условиях трудно себе представить человека, который с рождения не обладает правом пользования жилым помещением, поскольку это право предоставляется вне зависимости от наличия полной дееспособности. Это является дополнительным подтверждением закрепления именно в главе 2 Конституции РФ права на жилье.
По общим правилам основные права и свободы делятся на две группы: естественные права человека и позитивные права человека и гражданина.
Другой классификацией прав и свобод в зависимости от сферы общественных отношений является деление прав на личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Конституционное право человека и гражданина на жилье относится к социальным и культурным правам.
Конституционное право гражданина на жилище получило и международное закрепление. Так, в 1948 г. начался современный этап развития прав человека, который характеризуется принятием фундаментальных международных актов о правах человека: Всеобщая декларация прав человека[4], Международный пакт о гражданских и политических права[5], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[6].
Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В российском законодательстве конституционная норма о праве граждан на жилище появилась не так давно - в 1977 г[7]. Последующее закрепление норма получила в дальнейших конституциях и отраслевых законодательствах (Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик, ЖК РСФСР и др.).
Часть 1 ст. 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище, т.е. никто не может быть произвольно лишен жилища.
В части 2 ст. 40 Конституции РФ говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Стоит отметить, что в условиях свободного рынка в последнее время обеспечение граждан жильем происходит в большинстве случаев за счет их собственных средств. Однако государство также оказывает содействие гражданам, в результате которого полным ходом развивается индивидуальное жилищное строительство, выделяются средства в виде субсидий некоторым категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий либо в обеспечении жильем. Действующая Конституция РФ содержит новый подход к решению жилищных потребностей, предполагающий активные действия граждан по строительству или приобретению жилья, а не ожидание его от государства[8].
Однако в пункте 3 ст. 40 Конституции РФ законодатель предусмотрел, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. К иным лицам, которым в соответствии с законом жилье предоставляется бесплатно, относят военнослужащих, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств (в том числе потерпевших от землетрясений, наводнений и т.п., беженцев, вынужденных переселенцев), и некоторые другие категории граждан.
Жилищный кодекс РФ конкретизирует положения Конституции РФ о реализации конституционного права на жилище. Так, статья 2 ЖК РФ гласит: органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
- содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
- используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
- в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
- стимулируют жилищное строительство;
- обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
- обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
- организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;
- осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
- осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;
- размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право на жилище реализуется путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Такое предоставление осуществляется на условиях договора найма, договора аренды или строительства жилья за собственные средства.
Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания статьи 40 Конституции РФ:
- возможность постоянного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора социального найма; участие в индивидуальном жилищном строительстве, приобретение жилья по договору купли-продажи, дарения и мены, а также в случаях наследования, поскольку Конституция РФ также гарантирует охрану и защиту частной собственности, в которой находятся жилые помещения, приобретенные по вышеуказанным основаниям;
- возможность улучшать любыми доступными и законными способами свое жилье, а для малоимущих лиц, нуждающихся в жилье, - получать бесплатное жилье. При этом при улучшении собственного жилья, например путем переустройства и перепланировки, должны быть соблюдены права третьих лиц, которые могут испытывать неудобства, вызванные ремонтными работами в соседних жилых помещениях.
- возможность использовать жилье для сдачи его по договору аренды или коммерческого найма;
- возможность недопустимости произвольного лишения граждан права на жилище.
[1]Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //Российская газета, N 1, 12.01.2005.
[2] Конституционное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Проспект, 2014. С. 178.
[3] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2013. С. 159.
[4]Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета, 10.12.1998.
[5]Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах"//Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994
[6]Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" //Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
[7] Конституции СССР 1977 г.//СПС «Консультант Плюс».
[8] Садовникова Г.К. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. И.А. Конюхова (Умнова). 8-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 75.
|