Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий была выделена в отдельную статью 200.2 УК РФ Федеральным законом № 530 от 31 декабря 2014 года[1]. В период с 2011 года до введения в 2014 году статьи 200.2 УК РФ было активизировано перемещение через границу алкогольной продукции и табачных изделий, что привело к возрастанию устойчивых преступных группировок, и, несомненно, коррупционным схемам в данной сфере. Основным направлением, как отмечают специалисты, стала контрабанда сигарет[2]. Согласно статистическим данным 2014 года, доля нелегальных сигарет в России увеличилась практически на 1 %, что составляет около 385 млн. пачек, или 7,7 млрд. штук[3].
В соответствии с ростом преступности в сфере контрабанды алкоголя и табака, необходимо провести юридический анализ ст. 200.2, чтобы выяснить логику законодателя и возможность применения данной статьи в современных экономических условиях.
Прежде всего, следует определить, что входит в состав преступления, предусмотренного ст. 200.2 УК РФ. Данное деяние признается преступлением, если контрабанда совершается в крупном размере, который определен стоимостью, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей. При расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий из всей стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий исключается та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована[4].
Основанием оценки предметов контрабанды зачастую является товароведческая экспертиза. Именно ее результат устанавливает наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции и на величину цены сделки не влияет возникновение каких-либо чрезвычайных обстоятельств[5].
Согласно ст. 181 ТК ТС при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу, должна учитываться их таможенная стоимость[6], которая определяется в соответствии с законодательством государства, в таможенном органе которого декларируются товары.
При заполнении таможенной декларации таможенная стоимость товаров может определяться декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в некоторых случаях, установленных ТКТС, - таможенный орган на основании соответствующих документов. После заполнения указанного документа согласно ст. 67 ТКТС таможенным органом может быть вынесено решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров, либо о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров. Решение обязательно должно быть доведено до декларанта.
Стоит отметить, что при расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и табачных изделий из всей их стоимости исключается та часть стоимости указанных товаров, которую разрешается перемещать без декларирования и (или) которая была задекларирована[7].
Статья 200.2 УК РФ нечасто применяется на практике. Например, за первый квартал 2015 года, согласно показателям таможенных органов, было возбуждено лишь одно уголовное дело[8]. Это может быть связано с высоким уровнем латентности данного преступления.
В.А. Авдонин, например, в качестве основной причины низкого уровня выявления и раскрываемости таких преступлений, указанных в ст. 200.1 и ст. 200.2 УК РФ, указывает постоянное изменение таможенного и уголовного законодательства, введение санкций на РФ со стороны США и стран Евросоюза, которые также провоцируют развитие таможенных преступлений[9].
Существует зависимость между специальными знаниями, необходимыми при проведении таможенного контроля, которыми обладают далеко не все должностные лица таможенных органов, и уровнем раскрываемости по делам о контрабанде алкоголя и табака. Поэтому А.И. Туленевым предлагается ввести систему специальных знаний, которые должностные лица таможенных органов должны получать в рамках специального образования[10].
Норма ст. 200.2 является сугубо бланкетной, так как в ней нет упоминания о предметах и признаках контрабанды. Указанные понятия чаще всего находят свое отражение в нормах таможенного законодательства.
К предметам преступления относится алкогольная продукция и табачные изделия, понятия и содержание которых раскрывается в федеральном законодательстве[11].
Контрабанда в диспозиции ст. 200.2 УК РФ раскрывается через понятие «незаконное перемещение», которое имеет ряд характерных признаков, не указанных в Уголовном кодексе. К таковым относится перемещение, совершаемое помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо когда такое перемещение сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием[12].
Незаконное перемещение включает в себя как ввоз, который означает, что лицо совершает действия, связанные с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибывают на таможенную территорию Таможенного союза любым способом[13], так и вывоз указанных предметов, предусматривающий совершение действий, направленных на такой вывоз любым способом.
Частично понятие «незаконное перемещение» раскрыто в п. 19 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, согласно которому незаконность связывается со способом перемещения предмета преступления через таможенную границу, каждый из которых указан в нормах иных отраслей законодательства. Например, сокрытие от таможенного контроля означает осуществление любых действий, направленных на затруднение обнаружения предметов либо утаивание их подлинных свойств или количества (приобретения товарами вида других товаров, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа)[14]. Способ утаивания может быть любой, в том числе с использованием специальных хранилищ-тайников[15]. Под тайниками понимаются:
а) места, специально изготовленные для сокрытия товаров от таможенного контроля. Например, перемещение алкогольной продукции или табачных изделий в специальное хранилище внутри предъявляемого к осмотру таможенной службе предмета, для чего осуществляется его предварительная разборка и сборка
б) места, специально приспособленные для скрытой транспортировки алкогольной продукции или табачных изделий посредством внесения конструктивных изменений или монтажу
Как говорится в пояснительной записке к проекту Федерального закона[16], в российском законодательстве отсутствуют нормы, защищающие и соблюдающие гарантии прав потребителей в условиях складывающихся угроз оборота контрафактной и контрабандной продукции.
Указанный пробел влечет за собой проникновение товаров ненадлежащего качества, развитие теневого рынка поставок и реализацию продукции с целью ухода от исполнения требований действующего законодательства и нарушения принципов добросовестной конкуренции. В существующих реалиях экономической жизни общества должен быть введен в действие закон, одним из перспективных направлений которого будет установление дополнительных механизмов защиты национальных экономических интересов, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также развития добросовестной конкуренции[17].
Квалифицирующим признаком контрабанды алкогольных и табачных изделий, в первую очередь, выступает совершение ее должностным лицом с использованием своего служебного положения.
К должностным служащим относятся лица, к компетенции которых относится осуществление контрольных функций в отношении перемещаемых товаров или иных предметов через таможенную границу. ТКТС относит к данным лицам должностных лиц таможенных органов государств-членов Таможенного союза.
При квалификации деяния необходимо установить, что должностные полномочия используются для перемещения алкогольной продукции или табачных изделий в крупном размере через таможенную границу Таможенного союза. При этом дополнительная квалификация по ст. 285 УК РФ не требуется, но деяние может быть дополнительно квалифицировано по ст. 290 в случае получения должностным лицом взятки[18].
Во-вторых, к квалифицированным видам контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий относится совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, а к особо квалифицированному – организованной группой.
Совершение контрабанды указанными лицами характеризуется высоким уровнем организованности и продуманности преступных схем. Зачастую преступления носят характер неоднократности, что при условии последовательности совершения деяний, квалифицируется как единое продолжаемое преступление[19].
Контрабанда алкоголя и табака имеет формальный состав, то есть момент окончания преступления совпадает с моментом совершения общественно опасного деяния. Например, когда действия лица нарушают порядок и правила перемещения предметов через таможенную границу. Понятие порядка перемещения включает в себя понятие самого перемещения[20]. ТК ТС к незаконному перемещению наряду с ввозом и вывозом предметов контрабанды относит и покушение на такое перемещение, поэтому по конструкции состав ст. 200.2 УК РФ является усеченным. Моментом окончания преступления, соответственно, является не только фактическое незаконное перемещение, но и попытка его совершения.
[1]Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 530 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий»//РГ. – 2015. – № 1. – 12 января 2015 г.
[2] Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научно-практической конференции (09 октября 2015г.). – В 4-х частях. – Ч.3. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. Саратов: Изд-во «Академия управления», 2015. – С. 110.
[3] Сухаренко А. Запретный дым // ЭЖ-Юрист. – 2015. – № 7. – С. 8.
[4]Черепков Д.С. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий: состав преступления, пробелы в российском уголовном законодательстве// «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2015. – № 1. – С. 62 – 63.
[5]Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.
[6]Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015)//СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
[7]Приложение 2 к Соглашению между правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»// СЗ РФ. 2012. № 36. Ст. 4866.
[8]Официальный сайт Федеральной Таможенной службы [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20936:--------1--2015-&catid=55:2011-01-24-16-40-26 (дата обращения 3 апреля 2016 г.).
[9]Авдонин В.А. Свойства личности и их криминалистическое значение в выявлении и изучении лиц, совершивших таможенные преступления: автореф. дисс…канд. юрид. наук. – Люберцы, 2015 г. – С. 4.
[10]Туленев А.И. О расследовании таможенных преступлений на современном этапе// Educatio. – 2015. – № 2. С. 72.
[11]Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171 – ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»// СЗ РФ. – 2015. – № 27. – Ст. 3973; Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 268 – ФЗ «Технический регламент на алкогольную продукцию»// РГ. – 2008. – № 4822. – 26 декабря 2008 г.
[12]Черепков Д.С. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий: состав преступления, пробелы в российском уголовном законодательстве// «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2015. – № 1. – С. 61.
[13]Таможенный кодекс Таможенного союза(ред. от 08.05.2015)// СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
[14]Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (ред. от 05.04.2016) [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=196337 (дата обращения 10 апреля 2016 г.).
[15]Лопатина Т. Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий: объективные признаки// Уголовное право. – 2015. – № 6. – С. 33.
[16]Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий"[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=119547 (дата обращения 4 апреля 2016 г.).
[17] Решение Комитета по безопасности и противодействию коррупции от 27.06.2014 № 107/9 "О проекте Федерального закона № 532153-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий" [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=128322 (дата обращения 1 апреля 2016 г.).
[18]Лопатина Т. Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий: объективные признаки// Уголовное право. – 2015. – № 6. – С. 35.
[19]Шайдуллина Э.Д. Контрабанда алкогольной продукции (ст. 200.2 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации// Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2016. – № 1. – С. 27-28.
[20]Журавлева Е.М., Яни П.С. Контрабанда: объект, момент окончания преступления// Российская юстиция. – 2005. – № 11. – С. 12-16.
|