Этичность рекламы является также общим требованием, предъявляемым к рекламной продукции. Несмотря на то, что само понятие «неэтичная реклама» не содержится в Законе о рекламе (в отличие от Федерального закона от 18.07.1995 г. №108-ФЗ «О рекламе») его использование актуальным является до сих пор.
Так, согласно ч.6 ст.5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении:
- пола;
- расы;
- национальности;
- профессии;
- социальной категории;
- возраста;
- языка человека и гражданина;
- официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов);
- религиозных символов;
- объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- объектов культурного наследия включенных в Список всемирного наследия.
Таким образом, рассматривая неэтичную рекламу, можно выделить две категории: средство воздействия и объект воздействия. Особенность требования к рекламе, запрещающего неэтичную рекламу, в частности, состоит в том, что не имеет значения направленность средства воздействия для признания рекламы не соответствующей закону. Однако законодатель выделяет ряд объектов воздействия, которые в силу своей специфики представляются очень важными, и восприятие которых при неэтичной рекламе может чрезвычайно негативно отразиться как на воспринимающих субъектах, так и на самих объектах воздействия.
Так, в связи с популяризацией темы патриотизма вокруг Дня Победы, имело место распространение рекламы банковского вклада «Победа-65 - сделай свой вклад Победным!». Кроме данного слогана в рекламе изображен образ скульптуры «Родина-мать зовет!», Георгиевская лента, информация о банковском вкладе «Победа-65» — «Сезонный юбилейный вклад «Победа-65» до 14,11 % годовых в рублях, а также контактная информация о ЗАО «Гринфилдбанк».
Решением суда указанная реклама была признана ненадлежащей. В частности, было отмечено, что скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» и «Государственным историко-мемориальным музеем-заповедником «Сталинградская битва» на Мамаевом кургане, г. Волгоград. На территории данного памятника находится воинское мемориальное кладбище, где перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также расположено 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Данный объект относится к объектам культурного наследия в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31 января 2008 г. № 84-р.
Суды посчитали, что использование указанных образов в контексте рекламы банковских услуг может оскорблять чувства участников Великой Отечественной войны, пожилых людей[1].
рассмотрения споров ненадлежащей рекламы, возникающих на почве нарушения Закона «О рекламе», достаточно противоречива и непредсказуема. Многое решает процессуальная активность сторон конфликта при реализации принципа состязательности. Состязательность - это одновременно и право, и обязанность каждой стороны отстаивать свою позицию всеми возможными способами доказывания. Именно от активности стороны, проявившейся в предоставлении документов и иных фактов, подтверждающих угодные обстоятельства, зависит результат рассмотрения дела и принятие уполномоченным органом того или иного решения. Роль суда как правоприменительного органа при рассмотрении конкретного дела - выслушать, изучить материалы, оценить каждый довод и на основании этого сделать верный вывод о наличии или отсутствии в действиях рекламодателя (рекламораспространителя) нарушения требований к рекламированию.
Кроме перечня недобросовестной и недостоверной рекламы ст. 5 Закона о рекламе содержит комплекс запретов, касающихся содержания рекламы, ее сюжета и направленности. Например, такие как, реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий; призывать к насилию и жестокости; в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе и другие.
Отметим, что статья 5 закона «О рекламе» содержит неоднородность ряда требований. Нормы, содержащиеся в разных частях, а иногда и в разных пунктах, порой относятся к совершенно разным предметам регулирования. Тем самым создается трудность для определения рамок ненадлежащей рекламы.
И так, можно сделать вывод, что из названных в статье 5 закона «О рекламе» требований к рекламе следует, что видов ненадлежащей рекламы больше двух. Из законодательного определения понятия ненадлежащей рекламы, данного в статье 3 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» закона «О рекламе», следует, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей. Таким образом, нарушение любого из изложенных требований, даже не относящегося к понятиям добросовестности и достоверности, ведет к ненадлежащей рекламе, то есть к правонарушению. Законодатель говорит лишь о праве потребителя на добросовестную и достоверную рекламу, что эквивалентно признанию права на защиту только от недобросовестной и недостоверной рекламы, оставляя без внимания защиту от других видов ненадлежащей рекламы.
[1]Кодекс: все законодательства, комментарии, консультации, судебная практика.[Электронный ресурс] /http://www.kodeks.ru
|