Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами[1].
В начале 1970-х годов в отечественных кинофильмах начинает широко применяться такой вид рекламы. Например, в кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию» можно наблюдать эпизод, где грабитель Жорж Милославский произносит фразу «Храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть»[2].
Стоит сказать, что в то время скрытая реклама внедрялась даже в детские мультфильмы: одним из наиболее ярких примеров будет мультфильм «Ну, погоди!» в котором есть эпизод, когда на экране, крупным планом появляется бутылка напитка под названием «Сидр».
Ученые выделяют три типа применения скрытой рекламы, независимо от места ее распространения: визуальный тип (зрители только видят услугу, продукт или логотип бренда), вербальный тип(упоминание актёром или голосом за кадром продукта, услуги или компании) и тип связанный с размещением бренда, через его непосредственное использование.
Изучив историю развития скрытой рекламы видно, что данный вид давно присутствует на российском рынке рекламы, хотя и запрещен законодательно. В п.9 ст.5 Закона о рекламе сказано: «не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами». Отсюда видно, что есть требование, которое запрещает применение скрытой рекламы, есть ответственность за данный вид деятельности, почему же она тогда так распространена?
Следует заметить, что вышеуказанное понятие в законодательных актах Российской Федерации упоминается только единождыи урегулирован этот вопрос только данным пунктом статьи. Также важно отметить, что отсутствие четко сформировавшейся практики Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС) по регулированию деятельности связанной с использованием скрытой рекламы, а также четко выстроенной системы прецедентов в РФ по данному виду споров, влечет за собой нарушение запретов и ограничений по использованию скрытой рекламы[3].
В России впервые была оспорена в судебном порядке скрытая реклама, размещенная в кинофильме «Тариф Новогодний», когда актриса обратилась в суд с исками о нарушении авторских прав и возмещении ущерба к МТС и телеканалам в связи со скрытой рекламой сотового оператора в фильме «Тариф Новогодний» кинокомпании «Профит». Иск отклонили. Адвокат актрисы вновь подал иски, требуя признать сделку между компаниями МТС и «Профит» ничтожной, так как включение «специальных сцен» с продукцией МТС в фильм, является скрытой рекламой, и она запрещена. Суд не удовлетворил иск адвоката, ссылаясь на то, что «использование части фильма в качестве рекламного ролика, не является основанием для исключения данной части фильма, как рекламы»[4].
Управлением ФАС по Татарстану в апреле 2010 года было принято решение оштрафовать телеканал ТНТ в размере двухсот тысяч рублей за применение скрытой рекламы игровой приставки марки «NintendoWii», в реалити – шоу «Дом 2». Однако предписание ФАС было отменено в судебном порядке, так как суд посчитал, что невозможно осуществить квалификацию данного эпизода телепередачи в качестве скрытой рекламы[5].
Таким образом, мы видим, что скрытая реклама спокойно функционирует на рынке рекламы, даже при наличии запрета в законе на ее использование.
Также следует отметить, что в п.9 ч.2 ст.2 Закона о рекламе содержится правило, согласно которому действие данного Федерального закона не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Примечательно то, что понятие «органично интегрированы» в указанной статье законодательно не определено, следовательно, данное понятие является оценочным критерием, поэтому правоприменитель может сам конкретизировать данную норму исходя из обстоятельств.
Например, фильм П.Буслова «Бумер» - скрытая реклама автомобиля BMW или упоминание о иномарке органично интегрированное в художественное произведение?
Для того чтобы наиболее точно установить критерии разграничения, считаем, что следует разработать официальное мнение по данному вопросу высших судебных инстанций, которые бы указали, что в случае рассмотрения соответствующего спора обязательно назначение судебной экспертизы, которая, должна быть комплексной и включать в себя исследования и лингвистов, и искусствоведов, и психологов.
[1] Батычко В.Т. «Предпринимательское право», Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. С.82.
[2] Бабушкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: «Финансы и статистика», 2012. С.70.
[3]КиселеваП.А. Productplacementпо – русски. М., 2008. С.39
[4]Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 № 09АП-20236/2010. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
[5]Постановление ФАС Поволжкого округа от 12.11.2010 по делу № А65-7742/2010. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru
|