Итак, для начала необходимо выделить критерии приемлемости жалобы. Первый и, на мой взгляд, наиболее важный, это критерий лица. Он определяет круг лиц, которые имеют право подавать жалобу в Европейский Суд и тех, против кого она может направляться. Повторимся и укажем, что существует три вида лиц, которые уже упоминались выше: физические лица, неправительственные организации и группы частных лиц. Стоит рассмотреть каждый вид.
Физические лица. В Суд могут обращаться любые физические лица, вне зависимости от наличия гражданства той страны, против которой подана жалоба (обычно жалоба направлена в отношении своего государства, в лице его государственных органов и должностных лиц). Кроме того, для Европейского Суда не имеет значения, достиг ли подающий жалобу совершеннолетия, страдает ли он психическими расстройствами, и имеет ли любые другие ограничения его процессуальной дееспособности. Как уже было сказано ранее, лицу необходимо лишь заявить, что оно является жертвой нарушения прав, которые предусмотрены Конвенцией.
Неправительственные организации. Различные общественные организации, коммерческие и некоммерческие объединения, а также политические партии имеют право обращаться в Суд. Также к неправительственным организациям можно отнести и религиозные объединения. Однако муниципалитеты не могут подавать жалобу. Для каждой отдельной ситуации Европейский Суд сам определяет статус заявителя как неправительственной организации.
Группа частных лиц. Данной категорией/видом лиц называют заявителей, когда обстоятельства нарушения прав, предусмотренных Европейской Конвенцией, являются одинаковыми и на них ссылаются более одного заявителя. Каждый участник группы должен самостоятельно оказать конкретные претензии, указывая, что он пострадал в результате определенных нарушений.
3.2.2 Критерий времени
Определив, что по данному критерию жалоба является приемлемой, необходимо рассмотреть следующий критерий – критерий времени. Он предполагает, что жалобу необходимо подавать лишь на те ситуации, которые происходят с момента ратификации Европейской Конвенции данным государством. Однако, как и в любом правиле/норме, здесь есть определенные исключения, как например длящиеся правонарушения, то есть Европейский Суд неоднократно сталкивался с проблемой жалоб на нарушения, которые были совершены до вступления Конвенции в силу на территории данной страны и продолжаются после ее ратификации. В такой ситуации Европейский Суд вправе рассматривать лишь те стадии правонарушения и последующего судопроизводства, которые имели место после вступления Европейской Конвенции в силу.
жалоба европейский суд право человек
3.2.3 Критерий предмета жалобы
Следующим критерием можно выделить предмет жалобы. Указанный критерий довольно прост в понимании и не требует подробного объяснения. Европейский Суд имеет определенную компетенцию, в частности жалобы на нарушение прав и основных свобод, которые перечислены в разделе I Европейской Конвенции, а также в некоторых протоколах к ней. При подаче жалобы необходимо указать, какие из обеспеченных защитой прав были нарушены.
3.2.4 Критерий места
Думается, что не менее важным критерием в этой системе является и критерий места. Согласно ст.1 Европейкой Конвенции о защите прав человека и основных свобод, все государства-участники ЕКПЧ обязуются обеспечивать права и свободы всем лицам, которые находятся под их юрисдикцией. Верно трактуя ст. 56 Европейской Конвенции, можно прийти к выводу и о том, что в соответствии с указанной нормой, предусматривается определенная (территориальная) сфера действия Конвенции. Однако понятие юрисдикция все-таки шире, и неверно было бы рассматривать его только с точки зрения ответственности, которую несет то или иное государство лишь в рамках своей территории государства. Юрисдикция как раз и означает, что любое из государств-участников Конвенции не ограничивается лишь границами своей территории, оно включает в себя не только свое «пространство», но и территории других государств. Каждое государство, являющееся ее участником, может указать, что Европейская Конвенция распространяется на все территории (или же только на какую-то их часть), за международные отношения которых оно несет ответственность. Кроме того, государство имеет право распространить действие Конвенции на какие-то свои территории.
Именно по причине указанных выше тезисов, имеет место разделение юрисдикции на территориальную и экстерриториальную. В случае с территориальной юрисдикцией, органы власти отдельно взятого государства осуществляют официальные полномочия в отношении физических или юридических лиц, а также их имущества, при условии, что все это находится на территории государства-ответчика. Если речь идет об экстерриториальной юрисдикции, значит, государство несет ответственность за те события, которые происходят за пределами его территории. Существует несколько аспектов, связанных с экстерриториальной юрисдикцией, как-то: дипломатическая деятельность, преступления направленные против интересов государства, но совершенные на другой территории, особо тяжкие международные преступления, и т.д.
Практика ЕСПЧ указывает на следующие ситуации появления юрисдикции, именуемой экстерриториальной (происходит за пределами национальных границ):
Вследствие возникновения «эффективного контроля» над территорией (представители Государства-ответчика осуществляют все официальные государственные полномочия в отношении тех лиц или имущества, которые находятся за пределами территории данного государства);
В результате формирования «решающего влияния» над территорией (существуют территории государства, над которыми оно осуществляет полный и эффективный контроль, а есть территории находящиеся под решающим влиянием. В деле «Илашку и другие против Молдавии и России», где оба государства не хотели признавать свою юрисдикцию над территорией Приднестровской Молдавской Республики, Европейский Суд признал юрисдикцию обоих государств-ответчиков, однако указал, что данная территория все-таки остается под решающим влиянием Российской Федерации1. Однако Суд признал Молдавию ответственной за нарушения, совершенные на неподконтрольной ей территории Приднестровской Молдавской Республики);
После реализации официальных полномочий представителями Государства-ответчика (случаи, когда на лицо, которое находится на территории одного государства, распространяется власть тех, кто представляет другое государство; основания, положенные действиями дипломатических представителей);
|