Прежде чем непосредственно приступить к анализу данной правовой категории, хотелось бы отметить, что в юридической науке отсутствует единое понимание корпоративных правоотношений, и в данной работе мы лишь попытаемся осветить некоторые дискуссии на этот счет и по возможности дать их критическую оценку.
Для начала стоит обратиться к такой теоретической конструкции, как правоотношения. Среди множества определений, предлагаемых теоретиками права и учеными-цивилистами, наибольшее признание находит понимание правоотношений как общественных отношений, урегулированных нормами права, участники которых являются носителями субъективных прав и обязанностей, охраняемых и гарантированных государством. Некоторыми
исследователями предлагаются и более сложные конструкции. К примеру,
возможно рассмотрение категории «правоотношения» через следующие подходы:
формальный правоотношения как образцы поведения, как некая модель субъективных прав и обязанностей;
материальный, или содержательный, – правоотношения как фактические отношения, трансформирующиеся в собственно правоотношения под воздействием норм права3;
комплексный подход – рассмотрение юридической формы и фактического содержания правоотношений в неразрывной связи, в единстве4.
На наш взгляд, каждый из предложенных подходов имеет право на существование и представляет собой лишь вариацию приведенного изначально определения, данного под определенным углом зрения.
Что касается корпоративных правоотношений, то и здесь среди теоретиков нет единства относительно понятия и природы данной категории. В общем виде корпоративные правоотношения можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью и упразднением корпораций как субъектов права. На наш взгляд, это определение достаточно удобное для целей исследования, несмотря на его критику со стороны некоторых ученых ввиду заимствования данного определения из американского права.
Обращаясь к вопросу о природе корпоративных отношений, можно выделить несколько точек зрения. Согласно одной из них, корпоративные отношения – это явление, изначальное обладавшее гражданско-правовой природой, но трансформировавшееся в комплексное ввиду «вмешательства» публично-правовых норм (к примеру, норм административного права, касающихся регистрации юридических лиц). Критика данной точки зрения основана на том, что нормы публично-правовых отраслей права не относятся к корпоративному праву и корпоративным отношениям как таковым, а носят лишь некий вспомогательный характер, не затрагивая гражданско-правовую природу отношений в целом. Совершенно логично, что другая точка зрения настаивает на признании за корпоративными отношениями неизменной гражданско-правовой природы по следующим причинам:
данные отношения основаны на равенстве сторон, автономии их воли и имущественной самостоятельности, т.е. на сугубо гражданскоправовых принципах;
корпоративные отношения в первую очередь связаны с персонифицированным имуществом, предназначенным для самостоятельного участия в гражданском обороте;
в центре корпоративных правоотношений – юридическое лицо, частноправовое понятие, гражданскоправовая категория.
Концепция гражданско-правовой природы корпоративных отношений ставит перед нами следующий вопрос: стоит ли отождествлять такие отношения с обязательственными или же они представляют собой самостоятельный вид?
В пользу признания за корпоративными отношениями обязательственной составляющей «высказывалась» Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, где под корпоративными отношениями предлагалось понимать «отношения, связанными с правами участия в корпорации, а также соответствующие обязательственные отношения между учредителями (участниками) и корпорацией». Вовсе нивелировала грань между корпоративными и обязательственными отношениями позиция В.А. Белова, согласно которой корпоративные отношения, как и договоры об осуществлении совместной деятельности, направлены на сотрудничество частных лиц в деле достижения ими общей цели.
Приведенная выше позиция не может быть признана верной по следующим основаниям:
в отличие от классических обязательственных прав, реализующихся посредством действий обязанного лица, права в корпоративных отношениях в значительной степени реализуются с помощью собственных действий управомоченного лица (например, голосование на общем собрании по вопросу выплаты дивидендов);
структура участников корпоративных отношений является более сложной. Кроме правовой связи кредитора и должника существуют отношения с другими участниками хозяйственного общества, без которых невозможно добиться принятия необходимого управленческого решения и в полной мере реализовать свое право (в том же вопросе выплаты дивидендов);
в отличие от обязательственных отношений, где господствует принцип свободы договора, корпоративные отношения имеют больший императивный уклон в регулировании и содержат локальный элемент власти подчинения (к примеру, решение, принятое большинством голосов, обязательно даже для тех участников, которые голосовали против его принятия);
наконец, права участников корпоративных отношений (корпоративные права) носят комплексный характер – содержат и имущественные, и неимущественные права (право на участие в управлении, право на информацию и др.).
Что касается законодателя, то он пошел по пути отказа от обязательственной концепции корпоративных отношений. В п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративные отношения определяются как «отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или управлением ими»2. Закон подчеркивает их гражданско- правовой характер, указывая на принципы гражданского права как их первоосновы и в то же время исключая их из категории как вещных, так и обязательственных отношений.
Так в какую же группу гражданско-правовых отношений включать отношения корпоративные? Современная научная мысль нашла ответ на этот вопрос в трудах прошлого века. Специфика прав участников (их комплексный характер), наличие нового субъекта (корпорации) и особый характер их связей позволяют относить категорию корпоративных отношений в группу особых организационно-управленческих отношений. Данная позиция снискала наибольшую популярность среди специалистов в области предпринимательского права.
Как уже было отмечено ранее, понятие корпоративных отношений тесно связано с понятием корпорации. Господствующая точка зрения относит к корпорациям те формы хозяйствующих субъектов, которые сформированы на началах членства. Именно такая позиция нашла свое отражение в новой редакции закона: абз. 2 п. 3 ст. 48 ГК РФ содержит определение корпоративной организации как юридического лица, в отношении которого его участники имеют корпоративные права. Более того, членство выделяется как базовый признак и в определении корпорации в п. 1 ст. 65.1 ГК РФ4. В отличие от Концепции, ГК РФ не содержит положения о возможности субсидиарного применения норм, регулирующих корпоративные отношения, к унитарным организациям5. Есть и иная точка зрения: корпорацией признается любое юридическое лицо независимо от отношений членства6. Такой подход подчеркивает, что деление юридических лиц на корпорации и организации унитарного типа является условным, а сам термин «корпоративные отношения» отражает лишь факт, что большинство юридических лиц относится к числу корпораций»7. Представляется, что позиция, избранная и закрепленная законодателем, более последовательна и логична.
|