Стабилизация социально-экономического положения регионов России, обеспечение их дальнейшего развития обусловливают необходимость совершенствования государственной службы субъектов РФ как механизма государственно-регионального управления. Именно в деятельности государственных служащих субъектов РФ воплощены задачи и функции государственного управления на региональном уровне, кроется секрет его эффективности и неудач.
Вопросы правового регулирования и организации государственной службы в субъектах РФ регулируются законодательно. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Поскольку правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта является предметом совместного ведения, субъекты Федерации обязаны учитывать положения, установленные федеральным законодательством. В случае, если отдельные государственно-служебные отношения остаются неурегулированными или недостаточно подробно регулируются на федеральном уровне, субъекты Федерации вправе принимать собственные нормативные правовые акты.
Важно то, что законодатель разграничил понятия "правовое регулирование" и "организация" государственной службы. Этим было сказано, что правовая база государственной службы в регионах не должна противоречить общероссийскому законодательству о государственной службе, так как раньше эти противоречия были. Вопросы организации региональной государственной службы - ее организационной структуры, названия, штатного расписания, денежного содержания чиновников, дополнительных социальных гарантий - это прерогатива местных властей. Таким способом было упрочено единство системы государственной службы России как федеративного государства.
Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ - это разветвленная система правовых норм. В рамках федерального и регионального законодательства о государственной службе нашли отражение нормы, связанные с правовым регулированием в трех сферах:
определение правовых основ государственной гражданской службы субъекта РФ;
определение правового положения (статуса) государственных гражданских служащих субъекта РФ;
определение норм, регулирующих прохождение государственной гражданской службы субъекта РФ.
В состав правовых основ государственной гражданской службы субъектов РФ входят следующие элементы:
принципы построения и функционирования государственной гражданской службы субъекта РФ;
учреждение должностей гражданской службы;
классификация должностей гражданской службы;
утверждение реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ;
установление квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы субъекта РФ;
порядок присвоения классных чинов гражданским служащим;
порядок ведения личных дел и реестров гражданских служащих;
осуществление финансирования государственной гражданской службы РФ.
Правовое положение (статус) государственных гражданских служащих субъекта РФ включает:
права гражданского служащего субъекта РФ;
обязанности гражданского служащего субъекта РФ;
ограничения, связанные с прохождением гражданской службы субъекта РФ;
запреты, связанные с прохождением гражданской службы субъекта РФ;
правила служебного повеления гражданского служащего субъекта РФ;
порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров;
государственные гарантии для гражданского служащего субъекта РФ;
ответственность гражданского служащего субъекта РФ.
Нормы, регулирующие прохождение государственной гражданской службы субъекта РФ:
конкурсный отбор и назначение на должность гражданского служащего субъекта РФ;
квалификационный экзамен и присвоение классного чина гражданскому служащему субъекта РФ;
аттестация гражданского служащего субъекта РФ;
включение в кадровый резерв;
прекращение гражданской службы.
Итак, правовое регулирование государственной службы - это создание базовых условий, "правил игры" в системе государственного управления. Эти правила являются основанием для процесса организации государственной службы.
Организация государственной гражданской службы субъекта РФ находится в ведении субъекта РФ и представляет собой формирование системы государственной гражданской службы субъекта РФ на основе законодательно определенных принципов и подходов.
В организацию государственной гражданской службы субъекта РФ входят следующие основные элементы:
формирование структуры органов государственного управления и государственной службы субъекта РФ;
формирование системы управления государственной гражданской службой субъекта РФ;
определение задач и функций гражданских служащих субъекта РФ и разработка должностных регламентов;
определение дополнительных квалификационных требований к должностям гражданской службы субъекта РФ;
разработка штатного расписания органа государственной власти субъекта РФ;
формирование кадрового состава и отбор кадров на государственную гражданскую службу субъекта РФ;
определение технологий и способов проведения дополнительного профессионального образования гражданских служащих;
определение технологий и способов обеспечения должностного роста и ротации кадров на гражданской службе субъекта РФ;
ведение личных дел и Реестра государственных гражданских служащих субъекта РФ;
определение дополнительных государственных социальных гарантий гражданским служащим субъекта РФ;
определение поощрений и награждений за гражданскую службу;
определение порядка финансирования государственной гражданской службы субъекта РФ и размеров денежного содержания гражданским служащим.
Таким образом, были рассмотрены полномочия субъектов Российской Федерации по организации государственной гражданской службы. Перечисленные организационные моменты, связанные с региональной государственной службой, находятся в исключительном ведении субъекта РФ. Контроль за соблюдением этих правовых и организационных норм возлагается на полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
|