Понедельник, 25.11.2024, 15:31
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Анализ и общая характеристика нормативных актов в сфере инвестиционной деятельности банков

Правовую основу любой банковской деятельности в соответствии со ст. 2 Федерального Закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» составляют «Конституция РФ, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другие федеральные законы, нормативные акты Банка России»[1]. Как видно, в данном перечне указаны только Законы и подзаконные акты Центрального Банка РФ, таким образом, Федеральный Закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности» исключает регулирование инвестиционной деятельности банков Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, ведомственными актами.

В отношении осуществления банками инвестиционной деятельности в РФ не принято единого, кодифицированного правового акта, регулирующего данную сферу банковских правоотношений. Круг вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью банков, косвенно урегулирован в целом ряде законов и подзаконных актов, к числу которых можно отнести:

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»;

Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков».

Ст. 5 Федерального закона №395-1 «О банках и банковской деятельности» запрещает банкам заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Однако этот же закон предоставляет банкам право осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, касающиеся инвестиционной деятельности. Так, ч. 1 ст. 6 определяет границы осуществления банками деятельности на рынке ценных бумаг:

во-первых, кредитные организации вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции со следующими видами ценных бумаг:

а) выполняющими функции платежного документа (чек, вексель);

б) подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета (депозитные и сберегательные сертификаты);

в) иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии;

во-вторых, кредитные организации вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами;

в-третьих, кредитные организации имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг[2].

Таким образом, участие кредитной организации на рынке ценных бумаг связано с эмиссионной (выпуском ценных бумаг) и инвестиционной (покупка, продажа, размещение ценных бумаг) деятельностью. Федеральный закон №395-1 «О банках и банковской деятельности» не относит сделки (операции) банков с ценными бумагами ни к собственно банковским сделкам (операциям) (под банковскими сделками следует понимать сделки, исключительное право на совершение которых в соответствии с действующим законодательством предоставлено кредитным организациям), ни к сопутствующим[3]. При этом Закон предоставляет право банкам совершать операции и сделки с ценными бумагами в соответствии с лицензией на осуществление банковской деятельности, а также право стать профессиональным участником рынка ценных бумаг. Участие кредитной организации на рынке ценных бумаг на профессиональных началах требует дополнительного лицензирования.

Правовые отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг урегулированы Федеральным законом № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[4]. Как известно, банки могут являться профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществлять следующие виды деятельности:

1) брокерскую деятельностью по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента, от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;

2) дилерскую деятельность по совершению сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам;

3) деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;

4) депозитарную деятельность по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги;

6) деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а именно по сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг;

7) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, т.е. предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Кроме того, ранее Федеральным законом № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в качестве профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в ст. 6 была предусмотрена клиринговая деятельность, т.е. деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Но с 1 января 2013 года данная статья утратила силу.

Другим законом, косвенно регулирующим инвестиционную деятельность банка, является Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений». Положения закона регламентируют инвестиционную деятельность банка при формировании им инвестиционной стратегии, а также при выстраивании банком договорных отношений с партнерами и контрагентами[5].

Инвестиционная деятельность банков находит свое отражение и в положениях Федерального закона №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», обеспечивающим государственную защиту прав физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. Кроме того, данный закон способствует формированию инфраструктуры фондового рынка, снижает инвестиционные риски, устанавливает требования к эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, в том числе и по раскрытию информации. Также положения закона регламентируют инвестиционную деятельность банка при формировании им инвестиционной стратегии и выстраивании банком договорных отношений с партнерами и контрагентами. Им устанавливаются:

− условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;

− дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;

− дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;

− дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов[6].

Решающую роль в определении направлений инвестиционной деятельности банков играет государственное регулирование. Государство оказывает влияние на инвестиционную активность следующими методами: лицензирование участников фондового рынка; установление правил выпуска ценных бумаг; введение обязанности предоставлять информацию об эмитентах ценных бумаг. Следует также отметить, что инвестор, рискуя вложенным в проект капиталом, стремится получить от государства соответствующие гарантии. Таким образом, целями государственного регулирования являются поддержание ликвидности финансового рынка и сохранение доверия к нему со стороны инвесторов и эмитентов. Одним из основных инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности банков является лицензирование. Все виды инвестиционной деятельности, регламентированные в Федеральном законе №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», осуществляются на основании лицензии, выдаваемой Службой Банка России по финансовым рынкам, в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»[7]. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется двумя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг и лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра[8]. Кроме этого, банкам необходимо отдельно иметь лицензию на осуществление банковских операций. Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг выдаются без ограничения срока действия.

Стоит отметить, что российское законодательство не содержит прямых ограничений на участие банков в операциях на фондовом рынке, тем не менее наличие ряда других факторов создает им определенные трудности в освоении этой сферы. Так, Центральным Банком (Банком России), в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций могут быть установлены обязательные нормативы[9]. К их числу, которые затрагивают непосредственно инвестиционную деятельность банка относят требования к величине уставного капитала банков, к величине собственного капитала, который должен соответствовать нормативу Н1. Кроме того, Банк России рядом нормативов ограничивает инвестиционные возможности достаточно значительного количества банков на рынке ценных бумаг. Ограничивающими инвестиционную деятельность банков являются и установление Банком России показателя Н12, регламентирующего норматив использования собственного банковского капитала для приобретения акций других юридических лиц[10].

Осуществляя инвестиционную деятельность, банк определяет свою инвестиционную политику, сформулированную в определенном документе – «Инвестиционном меморандуме банка». Меморандум содержит основные цели инвестиционной политики банка, приоритетные направления инвестирования, соотношение долей различных ценных бумаг в инвестиционном портфеле, стратегию управления портфелем, приемлемые виды и качество ценных бумаг, порядок торговли ценными бумагами. В документе, определяющем инвестиционную политику банка, определен также перечень лиц и (или) органов управления банка, которые уполномочены принимать решения об изменении целей приобретения ценных бумаг, об изменении структуры портфеля ценных бумаг, о межпортфельном переводе ценных бумаг, о регламенте проводимых банком дилерских, брокерских операций, операций по доверительному управлению и др. Кроме того, руководство банка утверждает положения и инструкции, регламентирующие деятельность подразделений, связанных с реализацией инвестиционной политики банка.

Таким образом, учитывая все положения банковского законодательства и законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, банки имеют право выступать в качестве эмитентов собственных акций, облигаций, могут выпускать векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, но при этом именно инвестиционная деятельность банков выражается в непосредственном участии на рынке ценных бумаг, в осуществлении брокерской, дилерской, депозитарной деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и др. Банк, в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, выступает в двух ролях:

как экономический субъект, инвестор, который направляет собственные или привлеченные средства на создание (приобретение) реальных активов или покупку финансовых активов в целях получения дохода (брокерская, дилерская);

2. как финансовый посредник, способствующий реализации инвестиционного спроса хозяйствующих субъектов (депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, по ведению реестра владельцев ценных бумаг, доверительному управлению ценными бумагами, организации торговли на рынке ценных бумаг). С точки зрения макроэкономического аспекта, в этой роли инвестиционная деятельность банков является не чем иным, как деятельностью, направленной на удовлетворение инвестиционных потребностей экономики. Право осуществлять банковские операции и профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг подлежит лицензированию, которое проводится Службой Банка России по финансовым рынкам.

 

[1] Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-I (ред. от 30.09.2013) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 6. - ст. 492.

[2] Шаповалов, М. А. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» / М. А. Шаповалов. – М.: Проспект, 2012. – 167 с.

[3] Мякенькая, М. А. Осуществление инвестиционной деятельности банков в Российской Федерации: правовые вопросы / М. А. Мякенькая // Предпринимательское право. – 2006. - № 1. – С. 18.

[4] Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 17. - ст. 1918.

[5] Новашина, Т. С. Операции банков с ценными бумагами / Т. С. Новашина, С. В. Криворучко. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. – 48 с.

[6] Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 10. - ст. 1163.

[7] Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Российская газета. – 2013. - № 6142. - ст. 327.

[8] Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 17. - ст. 1918.

[9] Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 28. - ст. 2790.

[10] Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков» // Вестник Банка России. – 2012. - № 74.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.07.2017)
Просмотров: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%