Правовое государство возможно только при наличии народного представительства, посредством которого привлекается огромная масса граждан к решению государственных дел. Именно развитие народного представительства является предпосылкой становления институтов гражданского общества, одним из которых является Общественная палата РФ. Представительный характер Общественной палаты как института гражданского общества отражается прежде всего на порядке ее формирования.
Важным организационным моментом, свидетельствующим о возможности рассмотрения Общественной палаты именно как независимого института гражданского, является недопущение включения в его состав политических партий, так как их участие в составе Общественной палаты может привести к ее перерождению из беспристрастного образования в орган политической борьбы между конкурирующими структурами, обостряющими свою борьбу в период проведения выборов и предвыборной гонки.
С точки зрения представительства общественных интересов, Общественная палата охватывает практически весь спектр основных типов институтов гражданского общества – от ветеранских и молодежных объединений до экологических, исследовательских, ассоциаций и союзов профессионалов, а содержательно – отражает разнообразные интересы всего общества.
Однако данное утверждение не исключает необходимости критического взгляда на модель организации Общественной палаты как представительного органа гражданского общества. В качестве основного недостатка порядка формирования Общественной палаты отмечается отсутствие критериев привлечения граждан и общественных объединений к участию в работе палаты, а также участие в ее работе представителей ограниченного количества общественных объединений. Еще одним спорным аргументом является формирование Общественной палаты на основе смешанной системы – с участием государственных органов и общественных объединений, что ставит под сомнение возможность объективного выражения палатой общественных интересов во взаимодействии с органами власти.
Современное гражданское общество значительно окрепло, а гражданская активность стала существенной политической и насущной частью нашей жизни. За последние годы сложилась сеть структур организованного гражданского общества: Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов РФ, общественные советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти, общественные советы при муниципальных образованиях. Сформировались НКО, действующие в различных секторах экономической и социальной деятельности.
Одновременно получили развитие самоорганизованные, достаточно массовые общественные движения.
Все эти структуры с разной степенью эффективности выполняют функцию взаимодействия власти и общества: представительства интересов гражданского общества, экспертизы законодательных и нормативных актов, решений органов исполнительной власти, общественного контроля. Можно констатировать, что у нас уже сложились вполне определенные нормы взаимодействия власти и общества: широкий разно уровневый диалог власти и общества, все больший учет мнений организованного гражданского общества при решении значимых экономических, социальных и государственных проблем.
Стратегическая задача на ближайшее время – обеспечить интеграцию активных граждан в институты гражданского общества, чтобы их социально- ориентированные, правозащитные, благотворительные и добровольческие инициативы получали распространение и воплощались в решениях органов власти [26].
Представительная природа Общественной палаты РФ проявляется в ее целях, задачах и функциях. Выделяются следующие сферы, в которых подлежат разрешению наиболее важные вопросы, с помощью согласования, обеспечиваемого Общественной палатой – экономическое и социальное развитие России; обеспечение национальной безопасности России; защита прав и свобод граждан России; защита конституционного строя России; защита демократических принципов развития гражданского общества в России.
Достижение цели деятельности, поставленной перед Общественной палатой, требует эффективного взаимодействия активного гражданского общества и сильного государства. С привлечением граждан и их объединений к реализации государственной политики тесно связана деятельность Общественной палаты по выдвижению и поддержке гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений. Однако только при определенной степени развития правовой культуры, определенном наборе представлений о принципах и особенностях существования и развития социума можно говорить о наличии в обществе гражданской инициативы.
Для того, что Общественная палата эффективно функционировала и давала положительные результаты, необходимо проанализировать и выделить факторы, которые влияют на эффективность деятельности Общественной палаты при решении социально- экономических проблем.
По своей природе все факторы, вне зависимости от объекта изучения, изначально подразделяются на факторы внутренней и внешней среды.
Факторы внутренней среды представляют собой совокупность переменных, которые находятся в области деятельности Общественной палаты и являются сферой непосредственного воздействия со стороны его руководителя. Непосредственно факторы внутренней среды можно разделить на экономические и социальные факторы.
Базой определения экономических факторов внутренней среды является наличие экономического потенциала Общественной палаты Оренбургской области. Под экономическим потенциалом понимается совокупность ресурсов и возможностей Общественной палаты, определяющих перспективы ее деятельности при тех или иных сценарных вариантах внешних условий[31].
Первый, и самый основной фактор – наличие у Общественной палаты источников финансирования своего развития; наличие материально- и научно-технической базы, современных технологий. Это позволит не отставать от изменяющихся условий гражданского общества по предоставлению общественно значимых услуг.
Перечисленные факторы не сыграют свою роль, если не будет соответствия управленческих решений экономическим законам развития Общественной палаты и стратегического позиционирования ее услуг. Данные факторы являются показателем того, к чему стремится Общественная палата в своей деятельности, чего хочет добиться, какие задачи перед собой ставит. Без постановки грамотной цели и знания ее невозможно грамотно управлять Общественной палатой, и уж тем более добиться эффективности деятельности.
На эффективность деятельности Общественной палаты влияет и наличие устойчивых взаимоотношений с общественными организациями, представителями малого и среднего бизнеса, с органами местного самоуправления, с органами региональной власти.
Базой определения социальных факторов внутренней среды является психологическая обстановка и уровень социальной обеспеченности коллектива.
Именно от того, как чувствует себя коллектив Общественной палаты, какие цели перед собой ставит каждый работник, такова и будет отдача в копилку эффективности предоставления общественно значимых услуг.
Что касается факторов внешней среды, то под ними понимают любые факторы, находящиеся вне контроля Общественной палаты, т.е. вся совокупность факторов, которые воздействуют или могут воздействовать определенным образом на Общественную палату и ее цели, которые должны учитываться при оценке эффективности деятельности[34].
Факторы внешней среды оказывают влияние друг на друга. Если раньше концентрировалось внимание преимущественно на экономических и технических обстоятельствах, то изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили расширить спектр требующих учета внешних воздействий.
Внешняя среда традиционно делится на среды прямого и косвенного воздействия. Факторы, оказывающие немедленное влияние на Общественную палату Оренбургской области, относятся к среде прямого воздействия, все другие – к среде косвенного воздействия.
Под факторами прямого воздействия понимаются внешние источники, силы, которые напрямую оказывают воздействие на деятельность Общественной палаты и под требования которых Общественная палата должна подстраивать свою деятельность. К внешним факторам прямого воздействия относятся: государственные органы власти, Федеральные законы, и т.д.
Что касается факторов внешней среды косвенного воздействия, то под ними понимаются внешние источники силы, которые оказывают воздействие на Общественную палату или опосредованно (через какие-то другие факторы), или в определенных условиях. К таким факторам относятся политические факторы (политическая обстановка внутри страны) и социальные факторы (обстановка в обществе).
Также, существенным фактором, влияющим на деятельность Общественной палаты, стало заметное стремление региональной власти поставить под контроль еѐ деятельность. Это, безусловно сказывается на эффективности осуществления Общественной палаты функций общественного контроля.
В то же время создание этой правовой базы, несмотря на отмеченные недостатки, продемонстрировали стремление региональной власти к уважительному диалогу с законными представителями гражданского общества, позволило существенно повысить статус и влияние общественных палат соответствующих субъектов Федерации, превратить в значимый институт общественного контроля[53]. Однако существующее правовое положение Общественных платы уже не отвечает новым, возросшим требованиям к участию граждан, их объединений и специализированных институтов в деятельности системы общественного контроля.
Создание Общественной палаты дополнительно и своевременно усилило одну из важнейших функций гражданского общества по отношению к государству – функцию общественной экспертизы проектов нормативно- правовых актов. Еще одним направлением деятельности Общественной палаты является осуществление общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и соблюдение свободы слова в средствах массовой информации.
Решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер, однако именно они являются инструментом, с помощью которого общественные институты приобретают возможность влиять на подготовку и принятие государственных решений. Развитие общественного контроля за деятельностью всей системы органов государственной власти и управления, муниципальных органов призвано обеспечить ориентацию деятельности этой системы органов на реализацию общественных интересов; оградить общество от бюрократических извращений и коррупционных посягательств; повысить доверие между властью и обществом, являющегося необходимым условием для полноценного функционирования общественно-политической и социально-экономической системы.
Анализ принципов организации деятельности Общественной палаты РФ свидетельствует о наличии значительного числа общих черт в принципах организации с другим социальным институтом – Федеральным Собранием РФ, а компетенция Общественной палаты дублирует отдельные функции других общественно-политических и государственных структур, например, Государственного Совета, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Уполномоченного по правам человека в РФ и прочих. Именно данная схожесть и обусловливает возникновение дискуссии относительно обоснованности создания еще одного представительного органа в России, преследующего цели взаимодействия государства и гражданского общества.
Однако рассмотрение данной проблемы возможно и с иных позиций. Относительную схожесть принципов организации и форм деятельности Общественной палаты РФ и палат Федерального Собрания РФ можно объяснить представительным характером обоих социальных институтов. Вместе с тем объем полномочий и порядок формирования данных органов отражают их существенное различие, обусловленное местом в обществе. Если Федеральное Собрание РФ является органом государственной власти, наделенным соответствующими полномочиями, то Общественная палата РФ – прежде всего социальный институт, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и государством. При этом особенно необходимо отметить тот факт, что, несмотря на создание Общественной палаты РФ по инициативе государства и в соответствии с законодательно закрепленным порядком, она формируется гражданским обществом.
Весьма противоречив с точки зрения реализации идеи народного представительства региональный опыт создания общественных палат. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что, как правило, эти структуры не являются самостоятельными органами и образуются при губернаторах либо законодательных собраниях соответствующих российских регионов. Состав таких органов нередко утверждается главой региона, а в ряде случаев губернаторы лично возглавляют созданные при них общественные палаты. В состав некоторых общественных палат входят представители органов государственной власти, хотя это явно несовместимо с целями их формирования, приводит к их смешению с органами государственной власти, не позволяя отнести к полноценному институту гражданского общества. А активное участие органов власти в процессе формирования совещательного органа способствует тому, что в этом случае совещательные органы превращаются в государственных агентов и не могут обеспечивать независимое представительство интересов общества.
|