В науке гражданского права широкое распространение получило деление обязательств на два вида: договорные и внедоговорные. Данная классификация проводится по признаку оснований возникновения обязательств: договорные обязательства возникают, главным образом, из договоров, т.е. по соглашению сторон, а внедоговорные - из оснований, предусмотренных законом. Договорные обязательства имеют своей целью урегулирование нормальных экономических отношений.
В цивилистической науке под договорными отношениями понимаются, прежде всего, отношения, возникающие из трудового договора либо гражданско-правового договора, связанного с личным трудом гражданина в интересах другого лица (договора подряда, поручения и т.п.), поскольку наиболее распространены случаи причинения вреда на производстве, когда в качестве потерпевшего выступает работник, а обязанность возместить вред возлагается на работодателя[1].
Договорная ответственность вступает в действие только в случаях нарушения обязательства, возникшего по соглашению сторон, тем самым она сопровождает договорное обязательство, из чего можно определить ее вторичный характер. В случае исполнения обязательства надлежащим образом, наличие основания для возникновения ответственности отсутствует. Таким образом, договорная ответственность является следствием ненадлежащего исполнения обязанности.
Позиция вторичного характера договорной ответственности подчеркивается в трудах О.С. Иоффе, согласно которым «договорная ответственность особого обязательства не порождает и осуществляется путем присоединения к существующему между сторонами обязательству новой обязанности нарушителя (по возмещению убытков, уплате штрафов и т.п.)»[2].
В.В. Витрянский указывает, что договорная ответственность наступает в случаях, предусмотренных не только законом, как это имеет место при внедоговорной ответственности, но и сторонами в договоре. При заключении договора стороны вправе не только повысить ответственность в сравнении с той, что установлена законом, или понизить ее размер (в случае если ответственность определена диспозитивной нормой), но и установить меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств в дополнение к уже определенным законом[3].
Нормы, закрепленные в §2 гл. 59 ГК РФ, регулируют не только традиционные внедоговорные обязательства, но и распространяют сферу своего действия на обязательства, возникающие из договорных отношений. Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, возмещается по правилам §2 гл. 59 ГК РФ не только тогда, когда стороны не состоят между собой в обязательственных отношениях, но и тогда, когда вред причиняется при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, за исключением случаев, если специальными законами или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности [4].
Гражданский кодекс РФ закрепляет ряд положений, касающихся возмещения вреда при исполнении договорных обязательств. Так, указывается, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу одаряемого вследствие недостатков подаренной вещи, подлежит возмещению дарителем в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 59 ГК РФ (ст. 580); вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, возмещается по правилам гл. 59 ГК РФ (ст. 800); вред, причиненный жизни или здоровью гражданина вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы, услуги или недостаточной (недостоверной) информации о них, также возмещается в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ. Закрепление такого характера норм объясняется тем, что в рамках деликтных обязательств обеспечивается более высокий уровень защиты прав и интересов пострадавших граждан.
В случае причинения вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств возникает специальный состав, обладающий рядом особенностей.
Правоотношения по возмещению ущерба здоровью работника регулируются ст. 220 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), предусматривающей, что в случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с Законом РФ от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Субъектный состав по рассматриваемому вопросу состоит из трех лиц: застрахованный, страхователь (работодатель) и страховщик.
В соответствии с вышеуказанным Законом обязательному социальному страхованию подлежат: граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Также страхованию подлежат граждане, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с этим договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. В силу этого, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется по правилам обязательного социального страхования. Однако данное положение не ограничивает право застрахованного лица на возмещение вреда по нормам §2 гл. 59 ГК РФ в той части, в которой она превышает обеспечение по социальному страхованию.
Таким образом, реализуется компенсационная функция деликтных обязательств, заключающаяся в обеспечении полного восстановления нарушенной имущественной или личной сферы потерпевшего.
Страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выступает Фонд социального страхования Российской Федерации.
Основным предметом доказывания по данной категории дел является причинно-следственная связь между ущербом здоровью работника и ненадлежащими условиями труда[5].
Анализ судебной практики показывает, что споры между работниками и работодателями сводятся в основном к взысканию компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью.
Так, Апелляционным определением Мурманского областного суда от 20.11.2013 №33-3898/2013 оставлено без изменения решение суда первой инстанции, которым удовлетворены исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья. Истцу удалось доказать, что полученное профессиональное заболевание он получил за время работы у ответчиков и данное заболевание имеет причинно-следственную связь с выполнением истцом работы в условиях воздействия на организм вредных производственных факторов и веществ и длительностью их воздействия.
Судом установлено, что Ф. работала в ОАО «Комбинат Североникель», что подтверждается представленной копией трудовой книжки, приказами о приеме на работу, о переводе на другую работу и прекращении (расторжении) трудового договора, трудовым договором. Ф. была уволена по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением.
По результатам расследования профессиональных заболеваний Ф., проведенного комиссией, составлены акты о случае профессионального заболевания. Из актов следует, что непосредственной причиной возникновения у Ф. профзаболеваний послужило длительное воздействие на организм вредных производственных факторов (химических веществ, обладающих аллергенным действием).
На основании представленных доказательств суд обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на бывших работодателей истца обязанности по компенсации морального вреда, который причинен профессиональным заболеванием, пропорционально количеству отработанного истцом у данного работодателя времени.
Таким образом, непосредственно к работодателю работник может обратиться с требованием о возмещении ущерба, причиненного здоровью, только в части взыскания компенсации морального вреда. Что же касается возмещения вреда здоровью, то оно производится за счет страхового возмещения.
По нормам гражданского законодательства причинитель вреда также возмещает утраченный заработок в части оплаты труда по гражданско-правовому договору, в соответствии с которым не предусмотрена обязанность уплаты работодателем страховых взносов страховщику, а также в части выплаты авторского гонорара, на который не начислены страховые взносы[6].
К отношениям по возмещению вреда, причиненного в связи с исполнением служебных и иных соответствующих обязанностей, применяется обязательное государственное страхование. Военнослужащие, сотрудники полиции, судьи, должностные лица правоохранительных или контролирующих органов подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального или соответствующих бюджетов, поэтому материальные компенсации в случае гибели или причинения вреда их здоровью осуществляются на основе специальных законов. Так, Закон РФ от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» закрепляет, что в случае гибели (смерти) прокурора в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - органы государственного страхования выплачивают его наследникам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора, страховые суммы. В случае гибели (смерти) сотрудника полиции в связи с осуществлением им служебной деятельности членам семьи погибшего и лицам, находившимся на иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 3 млн. рублей в равных долях (ст. 43 ФЗ «О полиции»).
Е. Хлыстак определяет обязательство вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств как «внедоговорное обязательство, возникающее в результате нарушения при исполнении трудовых или иных договорных обязанностей таких абсолютных прав, как жизнь и здоровье, в силу которого лицо, причинившее вред, либо лицо, указанное в законе, обязано возместить причиненный вред в полном объеме, а потерпевший вправе требовать от такого лица исполнения его обязанности»[7].
Обобщая вышеизложенное, можно сделать заключение, что обязательства по возмещению вреда причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств регулируется нормами ГК РФ, ТК РФ.
[1] Гражданское право: В 4 т., Том 4: Обязательственное право / Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. Волтерс Клувер, . 2008, отв. ред. Е.А. Суханов, с. 617
[2] Иоффе О.С., Толстой Ю.К. Новый Гражданский кодекс РСФСР. Л., 1965, с. 231;
[3] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1. Общие положения. 3-е изд., М.; Статут, 2011, с. 637, 638.
[4] Шевченко А.С., Шевченко Г.Н. Деликтные обязательства в российском гражданском праве: учебное пособие. М: Статут, 2013, с.133
[5] Вахрушева Ю. Статья: «Споры по возмещению ущерба здоровью от условий труда». Трудовое право, №4, 2014, с. 41-54
[6] Шевченко А.С., Шевченко Г.Н. «Деликтные обязательства в российском гражданском праве»/ учебное пособие. М: Статут, 2013, с. 133
[7] Хлыстак Е. Статья: «Понятие обязательств вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств в современном российском гражданском праве»
|