Понедельник, 25.11.2024, 15:25
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие и правовая природа авторских и смежных прав

Авторское право является самостоятельным институтом гражданского права, предметом которого являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. К основополагающим принципами авторского права относятся свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ); сочетание личных интересов автора с интересами общества; неотчуждаемость личных неимущественных прав автора; свобода авторского договора.

Произведения являются объектами авторского права, первоначальным носителем которых является создатель произведения - автор. Остальные объекты (фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания) охватываются правами, смежными с авторским: правами артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций[10]. Важно отметить, что нормы законодательства об авторских правах не регулируют непосредственно процесс создания указанных объектов - творческую деятельность. Как отмечается в литературе, «право на творчество - неотъемлемое право человека, на него не могут быть установлены никакие границы закона. В противном случае закон будет противоречить смыслу права и будет неправовым»[11].

Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности»[12]. Рассмотрим этот аспект подробнее. Статья 128 ГК РФ в числе объектов гражданских прав в качестве самостоятельного объекта выделяет «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и

приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность)».

Унификация правового регулирования указанных объектов интеллектуальной собственности является новеллой российского законодательства. Поэтому глава 69 ГК РФ, регламентирующая общие положения в правовом регулировании результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (интеллектуальной собственности), является новой и заслуживает отдельного рассмотрения.

Самое общее представление о понятии «интеллектуальная собственность» в содержится в ст. 1225 ГК РФ: «Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения»[13].

Наиболее полно понятие интеллектуальной собственности определяется в пункте VIII статьи 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 года), где, однако, оно раскрывается путем простого перечисления прав, составляющих интеллектуальную собственность. Основываясь на приведенных нормативных правовых актах, понятие « интеллектуальная собственность » в общем виде [13] Кайль А.Н. Комментарий к части четвертой ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. можно сформулировать как совокупность закрепленных законом имущественных и личных неимущественных (моральных) прав на результаты интеллектуальной деятельности и другие приравненные к ним объекты в промышленной, литературной, художественной и научной областях.

Понятие «интеллектуальная собственность» практически с момента его появления вызывало неоднозначные оценки как в отечественной юриспруденции, так и в зарубежной юридической науке[14]. Изначально права создателей творческих результатов в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Данный подход основывался во многом на теории естественного права, признающей за творцом произведения или технического решения право собственности на достигнутый творческий результат и получил наименование проприетарного.

Возникновение проприетарного подхода к правовой природе интеллектуальной собственности имеет глубокие исторические корни и, прежде всего, связано с тем, что конструкция исключительного права не была известна римскому праву, в связи с чем римские юристы долгое время пыталась определить исключительное право через право собственности. Наибольшая популярность теории авторского права, как разновидности права собственности относится к XVIII -XIX веку. Она нашла своих приверженцев во всех развитых странах. Например, во Франции данная теория получила развитие во время Великой французской революции и даже была закреплена законодательно. Закон 1793 года, впервые после революции регулировавший права авторов и издателей на литературные произведения, ввел термин «propriete litterdire»[15].

Проприетарная концепция, основанная на теории естественного права, была создана в конце XVIII в. усилиями французских философов-просветителей, в число которых входили такие известные ученые, как Вольтер, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Руссо. Согласно данной концепции право собственности на созданный результат творческой деятельности принадлежит автору, а не издателю, промышленнику или торговцу. Право собственности на такой результат действует отдельно от его признания государством. За использование созданного творческим трудом литературного и художественного произведения, технического новшества автор вправе получить полагающееся ему материальное вознаграждение. В XIX в. проприетарная концепция авторского и патентного права получила широкое признание во Франции, США, Англии, Германии, а также других странах мира и нашла свое отражение в законодательстве указанных стран[16].

Рассматриваемая концепция не была чужда российскому законодательству и юридической доктрине. В 1911 г. известный российский правовед профессор Г.Ф. Шершеневич писал, что «наше законодательство, следуя господствующему в прежнее время взгляду, признает все подобные правоотношения (имеются в виду правоотношения, связанные с правом интеллектуальной собственности) не самостоятельными, а стоящими рядом с правом собственности, как два вида, считает их просто особым видом права собственности»[17].

Следует отметить, что подход к авторскому праву с проприетарных позиций можно встретить в юридической литературе и в настоящее время[18]. Некоторые специалисты предлагают рассматривать интеллектуальную собственность как объективно выраженный результат интеллектуальной деятельности. При таком понимании предлагается достаточным считать, что каждый вновь созданный материальный объект, содержащий охраняемый результат интеллектуальной деятельности, признается «принадлежащим» первоначальному правообладателю, а каждый вид использования передаваемого объекта должен быть согласован с ним либо разрешен законом (так называемая конструкция «материальной интеллектуальной собственности»), что, в свою очередь, исключает необходимость введения особой категории «исключительных прав»[19].

Проприетарная концепция авторского и патентного права соединила неотчуждаемое личное неимущественное право человека на результаты его творческой деятельности с происходящим от него правом на получение достойного вознаграждения за использование созданного результата.

Противники подобного подхода к пониманию интеллектуальной собственности указывают, что нельзя отождествлять правовой режим материальных вещей и нематериальных объектов, каковыми являются авторские произведения и различные технические решения; что в отличие от права собственности, имеющего бессрочный характер и экстерриториальное действие, права авторов, изобретателей изначально ограничены во времени и в пространстве; что объекты авторского (патентного) права и объекты права собственности имеют различные средства правовой охраны; что право на творческий результат (в отличие от вещи) неразрывно связано с личностью его создателя; что такие понятия вещного права, как «владение» и «пользование» не могут быть применены к нематериальным объектам и т.п.[20] Таким образом, сформировалась господствующая в настоящее время теория исключительных авторских прав.

Исходным в данной концепции является положение о необходимости разграничения единого субъективного права интеллектуальной собственности на два вида субъективных прав, в определенной степени существующих независимо друг от друга. Это – личные неимущественные права, неотделимые и неотчуждаемые от автора, и имущественные права, отделимые от личности автора и тем самым обладающие свойством передаваемости другим лицам и возможностью выступления в качестве самостоятельного объекта торгового оборота. По своему происхождению и природе имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, получившие название исключительных прав, основаны на законе, устанавливаемом государством. Таким образом, они не связаны с естественными правами человека.

Концепция исключительных прав заняла доминирующие позиции в XIX в. во всех развитых странах мира. Современное понимание исключительного характера авторских прав состоит в том, что они, будучи исключительными абсолютными правами, обеспечивают их обладателю легальную монополию на совершение различных действий (по использованию результатов их творчества и распоряжения ими) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия[21]. Известный автор А.П. Сергеев определил исключительность, как «признание того, что только сам обладатель авторского права (т.е. автор или его правопреемник) может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения»[22]. Фактически речь идет о своеобразной монополии на произведение, где воля правообладателя, а не охранная функция права, имеет решающее значение. Э.П. Гаврилов определяет исключительность, как использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации третьими лицами только с согласия правообладателя[23].

Е.В. Халипова отмечает принципиальное отличие в направлении развития законодательства об авторских правах стран общей системы права и континентального права. Система общего права рассматривает авторские права как форму собственности, которая может быть создана индивидуальным или коллективным автором. Исключительные права в этом случае направлены на удовлетворение экономических потребностей. Для континентального права характерно признание за авторскими правами помимо экономического потенциала, также и выражение личности создателя произведения, нематериальный аспект. Для этих стран с кодифицированным гражданским законодательством свойственно деление авторских прав на личные и имущественные[24].

Что касается российской правовой науки, то в настоящее время позиция сторонников проприетарной теории не находит поддержки ни в доктрине гражданского права, ни в законодательстве, формулирующих правовую охрану объектов авторского и патентного права через категорию исключительных, а не вещных прав, в связи с чем в построении конструкции «материальной интеллектуальной собственности», как представляется, нет особой практической необходимости. Вместе с тем, теория проприетарной собственности оказала большое влияние на формирование современной доктрины авторского права. Даже само название подотрасли гражданского права - «интеллектуальная собственность», куда входит и авторское право, отсылает нас к проприетарной теории. Конечно, данный термин сейчас уже имеет другое значение. Под ним понимается совокупность прав на результаты творческой деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

В конце XIX - начале XX в. начал развиваться процесс сближения указанных концепций субъективных прав на результаты интеллектуальной деятельности путем объединения понятий права интеллектуальной собственности и исключительных прав. Объединенное понятие рассматриваемых прав стало именоваться интеллектуальной собственностью. Под этим названием оно употребляется в Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., Стокгольмской конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г. и национальном законодательстве многих стран мира, включая ст. 44 КонституцииРФ, ст. 128 и 138 ГК РФ в редакции, действовавшей до 1.01.2008 г.

Так, согласно п. viii ст. 2 Стокгольмской конвенции "интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио-, телевизионным передачам; изобретениям во всех сферах человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной собственности в производственной, научной, литературной и художественной деятельности».

Аналогичным образом необходимо толковать и норму ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, закрепляющую охрану интеллектуальной собственности. Понятие интеллектуальной собственности включает в себя как личные неимущественные права, неотделимые от автора, так и имущественные права на использование результата интеллектуальной деятельности.

Термин «интеллектуальная собственность» широко используется в законодательстве многих стран и международном праве в силу в большей степени исторических традиций и, безусловно, не предполагает распространения на результаты интеллектуальной деятельности правового режима права собственности. Являясь собирательным понятием, интеллектуальная собственность охватывает, прежде всего, «литературную и художественную собственность», охраняемую авторским правом, и «промышленную собственность», включающую патентное право и законодательство об охране средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Двумя приведенными составляющими институт интеллектуальной собственности, безусловно, не исчерпывается, поскольку охватывает также охрану топологий интегральных микросхем, научных открытий, «ноу-хау», селекционных достижений и ряда других объектов[25].

В научной литературе авторское право рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность норм, регламентирующих общественные отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право охватывает имущественные и личные неимущественные права авторов произведений (иных правообладателей)[26]. В последнем случае названные права именуются также «авторскими правами».

В соответствии со ст. 1255 части четвертой ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. К ним относятся: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, автору могут принадлежать и другие права, в том числе на вознаграждение за использование служебного произведения, на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Так, ст. 1298 ГК предусматривает исключительное право автора на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному либо муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд. Исключения составляют случаи, когда государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что это право принадлежит РФ, субъекту Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает заказчик, либо совместно исполнителю и РФ (субъекту Федерации, муниципальному образованию).

Вновь принятое законодательство более детально регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). В отношении данных объектов признаются интеллектуальные права, которые включают:

- исключительное право, являющееся имущественным правом;

- личные неимущественные права в случаях, предусмотренных ГК РФ;

- иные права (право следования, право доступа и другие).

Согласно ст. 1226 ГК РФ под интеллектуальными правами понимаются исключительные права, являющиеся имущественными правами, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.). Суть исключительного (имущественного права) по новому законодательству состоит, прежде всего, в том, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом отсутствие запрета не считается разрешением. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением предусмотренных законом случаев. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если оно осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно.

Хочется специально подчеркнуть, что основу приведенного выше

понятия интеллектуальных прав составляют имущественные права. Из 30 статей главы 69 ГК РФ на долю личных неимущественных прав приходится всего две статьи: ст. 1228 (об авторе результата интеллектуальной деятельности) и ст. 1251 (о защите личных неимущественных прав, которая в отличие от ст. 1252 изложена в предельно ограниченном варианте своего содержания, который включает упоминание некоторых способов защиты оспариваемых и нарушенных прав авторов, а также отсылочные нормы права, относящиеся к периферийным положениям закона о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). В главе 69 ГК РФ не содержится ни общего понятия личных неимущественных прав авторов (создателей) духовных ценностей, ни других основных положений, касающихся юридической природы, видов и механизма осуществления данных прав[27].

По нашему мнению, в понятии права, регулирующего отношения по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, на первом месте должны находиться личные неимущественные права авторов (создателей), трудом которых создается соответствующий результат деятельности. Соответственно, и по времени возникновения личные неимущественные права авторов предшествуют появлению имущественных прав. К тому же в авторском праве необходимость в осуществлении автором имущественного права после обнародования произведения может отсутствовать. Поэтому, на наш взгляд, неимущественные права авторов оказались «обделены» вниманием законодателя, что представляется неверным с концептуальных позиций.

В части 4 ГК РФ глава 71 посвящена правам, смежным с авторскими (смежным правам). Смежные права (neighboring rights, droit voisins) - разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права[28].

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако первые могут существовать независимо от последних. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен либо произведение может вообще не охраняться авторским правом (например, срок охраны может истечь, исполняться будет произведение фольклора и т.д.). Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания и т.д. Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений науки, литературы, искусства, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т.д. [29]

Однако если ранее в литературе подчеркивалась производность смежных от авторских прав как их самая важная черта[30], то нельзя не обратить внимания на то, что в ст. 1225 ГК четыре из пяти объектов смежных прав (базы данных, исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач) указаны в перечне охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, который в том числе включает произведения науки, литературы и искусства. Указание на смежные права наряду с произведениями, охраняемыми авторским правом, подчеркивает независимость первых от последних. В указанный перечень не вошли объекты, на которые распространяются права публикатора (§ 6 гл. 71 ГК). Это обусловлено тем, что объектами прав публикатора являются произведения науки, литературы, искусства, однако права публикатора не являются авторскими. Именно они в наибольшей степени подходят под название «смежные».

Согласно ст. 1304 ГК (п. 1) объектами смежных прав являются: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; 2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений[31].

По сравнению с ранее действовавшим законодательством (Закон об авторском праве) перечень объектов смежных прав дополнен указанием на права на содержание баз данных, а также на права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений (ст. 1338 ГК). Соответственно расширился и круг субъектов этих прав. В частности, к их числу относятся исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, изготовители баз данных, а также публикаторы.

Отсюда можно сделать вывод о том, что все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности имманентен любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому. Создатели произведений обладают единым авторским правом, которое,

подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий.

В большинстве научных и учебных работ авторские права традиционно подразделяются на личные неимущественные и имущественные. Четвертая часть ГК РФ не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание. К личным неимущественным правам относятся: право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора. Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право на переработку.

Только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без его согласия.

Смежные права тесно связаны с авторскими правами. Многие объекты смежных прав делают объекты авторского права доступными для восприятия третьими лицами, что обуславливает определение объема смежных прав с учетом объема авторских прав во избежание возможных коллизий прав.

К смежным правам относятся: право на исполнение, право на фонограмму, право организаций эфирного и кабельного вещания, право изготовителя базы данных, право публикатора на произведение науки, литературы и искусства. Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, 26 осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и телеорганизаций. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики.

Однако развитие науки и технологии приводит к тому, что правообладатель лишается возможности обеспечить свой монополизм, ибо не может проконтролировать использование своих прав; с другой стороны, в ряде случаев пользователи (как правило, в силу специфики своей деятельности) лишены возможности в индивидуальном порядке заключать прямые договоры с правообладателями, равно как и последним тоже в этих случаях затруднительно заключать договоры с пользователями.

Таким образом, приводя российское законодательство в соответствие с международными стандартами охраны интеллектуальной собственности, российский законодатель нашел решение, альтернативное государственному регулированию данной сферы отношений, - создание обществ по управлению правами на коллективной основе. Данные организации действуют в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями и должны получить государственную аккредитацию. В связи с этим возникает много вопросов и все они остаются открытыми, так как введя норму о государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе, законодатель до конца не продумал сферу действия таких организаций, их права и обязанности, способы осуществления своих полномочий и многое другое.

Помимо признания за субъектами определенных гражданских прав, закон обеспечивает их и правовой охраной. Субъекты авторского и смежного права сами выбирают в какой форме и каким способом защитить свои права. Закон предусматривает защиту личных неимущественных прав и исключительных прав. Защита личных неимущественных прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его 27 нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении. Защита исключительных прав осуществляется, в частности, путем предъявления требования: о признании права; о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; о возмещении убытков; об изъятии материального носителя; о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

Проведенный анализ указывает на то, что имеют место определенные пробелы правового регулирования авторских и смежных прав. Судебная практика по защите прав интеллектуальной собственности еще недостаточно сформирована. Остается много открытых вопросов в сфере применения новых норм ГК РФ, которые возможно со временем будут скорректированы практикой их применения, а возможно и потребуют внесения каких-то изменений и в сам Кодекс. Так, решение проблемы в связи с использованием произведения как общественного достояния предполагается ввести в норму, регулирующую данный вопрос. Законодательно уточнить сферу действия и принцип работы организаций по управлению правами на коллективной основе. Проанализированная судебная практика показывает, что необходимо ввести дополнительные нормы по защите авторских и смежных прав и дополнительные штрафные санкции за их нарушение, так как это является одним из самых актуальных вопросов сегодняшнего дня.

Содержащиеся в данном параграфе положения, выводы и рекомендации направлены на совершенствование гражданского законодательства в сфере авторских и смежных прав и повышение его эффективности.

Таким образом, авторское право - один из самых экстраординарных и динамичных институтов права, требующий постоянного совершенствования, а также определяющий будущие направления развития творческой мысли всего человечества. От степени правовой защиты зависит, насколько продуктивно будут проводиться научные исследования и открытия, насколько развитым духовно будет наше общество и насколько высок будет уровень умственного 28 развития народов России, а в рамках современной мировой интеграции - все человечество. Ведь не стоит забывать, что человека от животного отличают, прежде всего, умение мыслить, а также стремление к сознательной творческой деятельности.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.07.2017)
Просмотров: 273 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%