Становление и эволюция финансового права тесно связано с развитием самого государства, экономики и, в частности, денежного обращения. На заре возникновения государства обменными эквивалентами служили первобытные деньги (скот, меха, раковины и т.д.), при этом существовали обычаи, закреплявшие эти товары в качестве денег, правовых норм не было. Государство же выступало сторонним наблюдателем за экономическими процессами, осуществлявшихся посредством примитивных обменных эквивалентов[1].
Существенные изменения происходят с появлением в качестве денег металла (особенно золота и серебра), как более совершенного измерителя стоимости товаров и услуг. Теперь государство, будучи хозяйственным субъектом, берет проблему выпуска денежных знаков и организации денежного обращения на себя. В это время начинают появляться первые законодательные акты, где государство легитимирует свое монопольное право на ведение денежного дела и управления им. Оно вносит порядок в производство денежных знаков и организацию денежного обращения, создает монетные дворы. Данные процедуры, их санкционирование государством, наказание за их подделку имели правовое осознание, т.е. регламентировались специальными правилами, составившими первые нормы финансового права, которые сегодня еще называют нормами эмиссионного права[2].
Опыт и история экономических отношений, связанных с применением металлических денег, быстро подсказали государственной власти, какие экономические и культурные блага даст государству монополия на выпуск и обращением денежных средств. До появления металлических денег сбор дани и другие налоговые поступления имели натуральную форму, что создавало массу неудобств как для власти, так и подвластного населения. Применение металлических денег привело к тому, что взимание с подвластного населения налогов и сборов пшеницей, медом, мехами сменилось постепенно взиманием платежей в денежной форме, причем такая форма позволяла властям устанавливать достаточно точные размеры выплат. Точно определенные размеры платежей, во-первых, ограничивали возможный произвол сборщиков податей, во-вторых, давали возможность государству планировать поступление денежных средств в казну и более эффективно осуществлять управленческие функции, в третьих, сами налогоплательщики могли уплачивать платежи в предсказуемых условиях[3]. Позднее данная система получила дальнейшее развитие и нашла свое отражение в правовых нормах, постепенно сформировав отрасль налогового права[4].
Военная добыча, дань с покоренных народов, затем более цивилизованные платежи, которыми являлись налоги и сборы, были обусловлены тем, что еще раннее государство, вышедшее из недр первобытно-общинного строя, могло функционировать при условии, если оно имело значительную собственность и центральный фонд для обеспечения существования публичной власти, организации жизненно важных общественных работ, например, создание ирригационных сооружений, оказание помощи в случае стихийных бедствий. Первоначально этот фонд складывался из материальных средств и представлял собой комплекс кладовых, в которых хранились одежда, оружие, драгоценности, продовольствие и т.д. Такие фонды были характерны для первых крупных государственных образований: Вавилона, Шумера, Древнего Израиля[5]. Переход от первобытных денег к металлическим, которые прекрасно выполняли функцию накопления, в силу того, что могли изыматься из обращения и концентрироваться в соответствующем месте, определил превращение централизованных материальных фондов в денежные. Металлические деньги оказались в высшей степени подходящими для организации такого рода фондов: монеты вследствие своей нормативности были удобны для хранения; были прочными, не портились от воздействия окружающей среды и времени; были хороши как средство платежа и имели широкую сферу применения[6]. Данные преимущества металлических денег, способствовали поступлению монет в централизованные денежные фонды или казну, их хранению, распределению и расходованию на запланированные нужды. Все это стало регулироваться правилами, которые позже, в Новое время, назовут нормами бюджетного права.
В Древнем мире, в Средневековье и в Новое время функция накопления денег играет важную роль в формировании крупных денежных фондов – состояний частных лиц, которыми были представители аристократии, купцы, ростовщики и менялы, хозяева ремесленных мастерских и мануфактур. Появляются банкирские дома и знаменитые на всю Европу банки. Деньги становятся мощной социальной силой, суверенной и одновременно манипулируемой. И если понимание экономических преимуществ металлических (затем бумажных) денег для функционирования государства и благосостояния общества приходит к государственной власти быстро, то осмысление роли денег как суверенной силы, экономической, а вместе с тем политической, способной влиять положительно и отрицательно на все стороны жизни, приходит медленно – уже в Новое время с началом буржуазных отношений[7]. В XVI – XVII вв. государство осознает, что одной монополии на выпуск денежных знаков недостаточно для воздействия на экономические, политические и культурные процессы в обществе, и забирает часть банковского дела, которым принципиально занимались частные лица. Создаются специальные государственные банки: Шведский, Английский, Русский и т.д., которые позже получат названия «центральные», «национальные», «государственные». Эти банки выполняли две обособленные группы функций: публично-правовые и частноправовые. Первая группа функций - инновационная для того времени, направленная, во-первых, на монопольное осуществление эмиссионной деятельности государства, во-вторых, на управление банковской системой страны, обеспечение устойчивости национальной валюты, в-третьих, на управление золотовалютными ресурсами и другими драгоценностями, принадлежащими государству. Вторая группа функций имела дело с кредитными операциями и была направлена на получение прибыли. Если вторая группа функций традиционно устанавливалась нормами банковской (частного) права, то первая группа – нормами банковского (публичного) права, которые составят еще один крупный раздел финансового права – подотрасль банковского (публичного) права[8].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что только в условиях денежного обращения появляется нормативная финансовая деятельности государства в ее классическом виде, т.е. деятельность государства по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения, по мобилизации денежных средств в централизованные фонды (бюджетные), по использованию денежных средств в интересах общества и государства. Возникает четыре типа первых финансовых правоотношений:
Между государством и монетным двором по поводу выпуска денежных знаков и организации денежного обращения;
Между государством и налогоплательщиком;
Между исполнительной и представительной ветвями власти по поводу поступления денежных средств в бюджет, их распределения и расходования в процессе осуществления государством своих функций;
Между государственным банком и кредитными организациями страны в процессе осуществления надзорных функций и обеспечения устойчивости национальной валюты.
Эти правоотношения могут быть названы эмиссионными, налоговыми, бюджетными и публично-банковскими. В будущем они образуют остов системы финансового права. Но за этим последует долгий исторический путь, который завершится сменой металлических денег бумажными.
Распространение и использование бумажных денег в товарно-денежных отношениях послужило к изменениям в системе финансового права. С точки зрения денежных свойств бумажные деньги имели ряд преимуществ по сравнению с металлическими. Они имели хартальную (бумажную) природу и совсем утратили свойство товара. Их выпуск для государства был намного дешевле выпуска металлических денег. Бумажные деньги оказались более удобными в обороте, и ими охотно пользовались население и деловая часть общества. Бумажные деньги, а затем безналичные деньги ускоряли проведение финансовых операций, стимулировали развитие промышленности и банковского дела, увеличивали пространство для функционирования ценных бумаг, способствовали инвестиционным вложениям в разные отрасли хозяйства[9]. Распространение в XVIII – XX вв. режима бумажных денег во всех государства мира привело к возникновению и формированию значительного числа новых финансовых общественных отношений: в области государственного кредита, страховых, валютных, в области рынка ценных бумаг и т.д., которые требовали финансово-правового регулирования. И если до конца XVIII в. нормы финансового права содержались в составе других отраслей права (государственного, гражданского, административного, полицейского), то в первой половине XIX в. их бурный количественный рост переходит в качественное изменение: ученые-правоведы, выражая интересы общества, но прежде всего промышленных и финансовых кругов, приходят к выводу, что финансово- правовые нормы могут быть выделены и объединены в самостоятельную отрасль права – финансовое право[10].
[1] Грачев, В.А. История экономических учений: Учебное пособие / В.А. Грачев. - Киров: АСА, 2009. - 150 с.
[2] Ковалева, А.М. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 334 c.
[3] Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 189 с.
[4] Белозеров, С.А. Финансы / С.А. Белозеров. – М.: Проспект, 2012. – 636 с.
[5] Исаев, И.А. История государства и права зарубежных стран / И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2014. – 496 с.
[6] Левита, Р.Я. История экономических учений: Учебное пособие / Р.Я. Левита. - М.: Catallaxy, 2010. - 190 с.
[7] Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С. Ядгаров. - М.: Инфра-М, 2012. - 320 c.
[8] Запольский, С.В. Финансовое право / С.В. Запольский. – М.: Волтерс Клувер, 2013. – 792 с.
[9] Белозеров, С.А. Финансы / С.А. Белозеров. – М.: Проспект, 2012. – 636 с.
[10] Запольский, С.В. Финансовое право / С.В. Запольский. – М.: Волтерс Клувер, 2013. – 792 с.
|