Понедельник, 25.11.2024, 15:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Основная характеристика финансового права на современном этапе развития

Финансовое право по своей сущности относится к публичным отраслям права. Будучи тесно связанной с другими отраслями, финансовое право как самостоятельная наука имеет свой предмет и метод правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. Таким образом, финансовое право – это отрасль права, включающая в себя систему норм и принципов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления[1]. В юридической литературе встречаются и альтернативные мнения о том, что отношения, которые возникают в процессе создания фондов денежных средств предприятий, действующих на праве частной собственности, не входят в предмет финансового права[2]. Однако по мнению В.А. Мальцева «процесс формирования фондов предприятий также определенным образом регулируется государством, поскольку эти фонды являются источником налогов и сборов»[3]. В процессе осуществления финансовой деятельности государства возникают и другие общественные отношения: по валютному регулированию, государственному кредиту, финансовому контролю, страхованию и т.д. Все указанные отношения нуждаются в их упорядочивании, т.е. в правовой регламентации. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных органов. Из этого следуют специфичные признаки финансовых отношений:

имущественный характер;

императивно-властный характер;

обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства;

изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формой собственности;

политическая компромиссность правового регулирования[4].

При этом стоит отметить, что финансовое право не является раз и навсегда сложившимся феноменом. Оно постоянно развивается, дополняется, совершенствуется адекватно происходящим в стране и мире событиям. В настоящее время особую актуальность приобретает финансово-правовой контроль, появились теоретические и законодательные основания говорить и финансово-правовой ответственности, возрастает значение процессуальной формы осуществления финансовой деятельности и т.д. Все это рано или поздно накладывает отпечаток на предмет финансового права, изменяет (трансформирует), дополняет его. И.С. Иванов по этому поводу пишет, что «финансово-правовые отношения имеют тенденцию к расширению, например, частью предмета финансового права стал бухгалтерский учет»[5]. Таким образом, предмет финансового права является динамичной, постоянно развивающейся категорией и еще до конца не сформировавшейся.

Для характеристики самостоятельности отрасли права необходимо определить не только специфику предмета правового регулирования, но и установить особенности его метода. Метод – это способ, система средств и приемов, с помощью которых право регулирует общественные отношения. На первый взгляд метод финансового права схож с методом административного права, основанным на государственно-властных предписаниях (императивный метод). Это объясняется публичной природой финансовых отношений, их значимостью для нормального функционирования всего государства в целом. Во многих финансово-правовых отношениях присутствует известное подчинение воли управляемых субъектов финансового права единой управляющей воле, выразителем которой могут выступать РФ в целом, субъекты РФ, муниципальные образования, либо уполномоченные органы, представляющие государство и органы местного самоуправления и наделенные властными полномочиями[6]. На императивность финансовых отношений обращают внимание и суды, оценивая, например, нормы бюджетного права. Суды отграничивают бюджетные отношения от гражданских, во многих случаях смежных по характеру (отношения банковского счета и отношения исполнения бюджета через банковский счет, отношения гражданско-правовых заимствований и отношения государственного долга и др.) (например, Решение ВС РФ от 12 февраля 2002 г. № ГКПИ2001-1852, 1861, 1866)[7].Однако кроме метода власти-подчинения в финансовом праве регулирование некоторых видов отношений осуществляется и диспозитивным методом, базирующимся на равенстве, праве выбора и волеизъявления. Проникновение данного метода в финансовое право свидетельствует о допустимости законодателем в некоторой степени сочетания частных и публичных интересов. Кроме того, финансово-правовому методу свойственны и специфические особенности, существенно отличающие его от других отраслей права. Так, в финансовом праве государственно-властные предписания исходят в большей части от уполномоченных государством финансово-кредитных органов, которые используют в регулировании различные рекомендации, согласование[8].

Как и любая самостоятельная отрасль права, финансовое право имеет свой круг источников, в которых оно непосредственно выражается (материализуется). К источникам финансового права относятся нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, включающие в себя нормы финансового права. Важнейшим источником, обладающего высшей юридической силой, является Конституция РФ, которая имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Основополагающее значение для финансово-правового регулирования имеют, например, нормы Конституции РФ, закрепляющие федеративное устройство России (ст.1, 5, 65, 66), разграничивающие пределы ведения в области финансовой деятельности между РФ и ее субъектами (ст. 71, 72), определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 35, 36), устанавливающие полномочия Президента РФ (ст. 80, 84, 90), Федерального Собрания (ст. 101, 104, 106), Правительства РФ (ст. 114, 115) в области финансовой деятельности, закрепляющие обязанности гражданина в области налогообложения (ст. 57)[9]. Нормы Конституции РФ, регулирующие общественные отношения в сфере финансовой деятельности конкретизируются в федеральных законах. В системе источников финансового права отсутствует единый кодифицированный нормативный правовой акт, содержащий нормы финансового права. Отсутствие такого акта в финансовом праве обусловило необходимость принятия кодифицированных нормативных правовых актов по отдельным основным подотраслям финансового права – бюджетному и налоговому праву. Нормы Бюджетного права закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Как отмечается в преамбуле, Бюджетный кодекс РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ[10]. Нормы, регулирующие налоговые отношения, закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации, состоящем из двух частей: часть первая устанавливает общие положения законодательства о налогах и сборах, часть вторая регулирует порядок уплаты отдельных видов налогов и сборов. В систему источников финансового права входит целый ряд федеральных законов. Среди них наиболее важным является федеральный закон о федеральном бюджете, который определяет и регламентирует всю финансовую деятельность государства на определенный период. Значимость этого закона определяется тем, что он может изменять, дополнять, приостанавливать или отменять некоторые положения других федеральных законов, когда бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. Большое значение имеют федеральные законы, регулирующие как общие сферы применения финансовых отношений, так и отдельные их отрасли. Например, в сфере банковского кредитования — федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности»; в области страхования — Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и другие законы, регулирующие страховые отношения. Особое место в системе отраслевых источников финансового права занимает Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». К источникам финансового права относятся нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, а также закрепляющие полномочия органов исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности. Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах Правительства Российской Федерации. В регулировании финансовой деятельности государства особую роль играют приказы и инструкции Министерства финансов Российской Федерации, а также указания, письма и телеграммы Центрального банка Российской Федерации. Источниками финансового права являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, которые регулируют определенные отношения, складывающиеся на финансовом рынке (например, соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации). К источникам финансового права отнесены и решения Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку Конституционный Суд в определенных пределах выполняет правотворческую функцию, осуществляя толкование и конкретизацию норм Конституции Российской Федерации. Также оценка Конституционного Суда служит гарантией расходования средств федерального бюджета должным образом для конституционно установленных целей, гарантией соблюдения режима законности (например, Постановление КС РФ от 24 мая 2001 г. № 8-П)[11]. Особое значение имеют правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении проблем законодательства о налогах и сборах. В систему источников финансового права входят нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, содержащие нормы, регулирующие финансовые отношения соответствующего уровня. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 15) составной частью правовой системы России являются международные договоры. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора. Данное конституционное положение отражено в Бюджетном (ст. 4) и Налоговом (ст. 7) кодексах[12], что позволяет отнести международные договоры также к источникам финансового права.

 

[1] Эриашвили, Н.Д. Финансовое право / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити Дана, 2013. – 572 с.

[2] Фатьянов, А.А. Категории «деньги», «финансы» и предмет финансового права / А. А. Фатьянов // Экономика. Налоги. Право. – 2013. - №2. – С. 80.

[3] Мальцев, В.А. Финансовое право / В.А. Мальцев. – М.: Акадения, 2014. – 256 с.

[4] Крохина, Ю.А. Финансовое право / Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2013. – 720 с.

[5] Иванов, И.С. Краткий курс финансового права / И.С. Иванов. – М.: Инфа-М, 2013. – 376 с.

[6] Эриашвили, Н.Д. Финансовое право / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити Дана, 2013. – 572 с.

[7] Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2002 № ГКПИ2001-1852, 1861, 1866 «Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании частично незаконным Приказа Минфина РФ от 21.06.2001 № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов» // Российская газета. - № 113. – 2001.

[8] Мальцев, В.А. Финансовое право / В.А. Мальцев. – М.: Акадения, 2014. – 256 с.

[9] Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 2014. - №31. - ст. 4398.

[10] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. От 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - ст. 3823.

[11] Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 22. - ст. 2276.

[12] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Российская газета. - № 148-149. - 1998.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.07.2017)
Просмотров: 203 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%