Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям:
Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.
Регулирование международных интеграционных процессов.
Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений[1].
Финансы оказывают влияние, прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.
Важной формой международного сотрудничества является участие России в международных организациях и фондах. Это участие предполагает внесение соответствующих квот в уставные капиталы и бюджеты данных организаций. Источниками взносов выступают валютные и другие финансовые фонды и ресурсы участвующих национальных организаций и государственных структур. Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.
Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний для сооружения объектов в различных отраслях отечественной экономики. Иностранные инвестиции в экономику России способствуют ее развитию и создают условия для интеграции в мировую экономику. С целью стимулирования иностранных инвесторов устанавливается система финансовых, валютных и таможенных льгот. За правильностью и законностью ведения финансовых операций в сфере внешнеэкономической деятельности осуществляется финансовый, валютный и таможенный контроль. При обнаружении нарушений и злоупотреблений правомочные органы применяют установленные законодательством санкции и штрафы, регулируя, таким образом, организацию финансовых отношений. Как особая сфера функционирования, финансы внешнеэкономической деятельности обладают специфическими чертами. Они воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в рублях, но и в иностранной валюте. Обязательным субъектом распределительных отношений является зарубежный партнер в лице иностранного государства, международной организации, иностранной фирмы и т.д. Финансовые отношения выходят за границы национальных экономик и опосредуют международный интеграционный процесс, содействуя его развитию и углублению. Расширение международных экономических связей способствует формированию внешних источников финансовых ресурсов, используемых в укреплении экономики России. Сегодня во всем мире не наберется и 5 стран, которые обходились бы без импорта капитала. Так, за счет импорта капитала во Франции и Англии производится 1/5 всей продукции обрабатывающей промышленности, в Италии - 1/4, в ФРГ - немногим менее 1/3. США - крупнейший экспортер капитала, одновременно ввозит его из-за рубежа, причем еще в больших размерах, чем вывозит. Долгосрочная правительственная программа привлечения иностранного капитала должна быть органичной составной частью политики оздоровления и структурной перестройки нашей экономики и содержать в себе четкие механизмы создания благоприятного и надежного климата для функционирования иностранного капитала. Сегодня именно широкое привлечение иностранного капитала позволило бы одновременно с этим начать радикальное научно-техническое обновление экономической базы России[2].
Для того чтобы использовать преимущества международного разделения труда во всем его многообразии, нужно применять неординарные у нас, но нормальные для всего мира формы сотрудничества с зарубежными партнерами. Концессии (прямые и смешанные) сегодня можно было бы в первую очередь предоставить в сфере производства потребительских товаров, новых технологий, разработке сложных экспортабельных энергосырьевых ресурсов (например, в добыче полезных ископаемых на шельфе). В любом случае товары, выпускаемые концессионными предприятиями, будут дешевле импортных, так как государство стало бы получать доходы за аренду земли, сооружений, коммунальные услуги, использование местных материалов и рабочей силы, а также в виде налогов. Продукция концессионных предприятий явится также мощным конкурентообразующим фактором на внутреннем рынке, что очень важно в свете разработки антимонопольных мер в нашей стране.
К новым, непривычным для нас формам сотрудничества, можно отнести и такие формы интеграции, как технополисы, научные парки, совместные рисковые фирмы, коммерческие банки, свободные экономические зоны.
В зарубежной практике свободные экономические зоны являются, как правило, небольшими территориальными анклавами с особо благоприятным режимом для деятельности иностранного капитала, слабо связанными с национальным рынком и ориентированными на экспорт. Создание свободных экономических зон должно быть активно использовано для решения не только внешнеэкономических, но и прежде всего общехозяйственных задач страны: способствовать насыщению внутреннего рынка современными видами промышленной продукции, служить своего рода полигоном для отработки новых методов хозяйствования в целях их последующего использования в нашей экономике. По сравнению с совместными предприятиями экономические зоны являются более перспективным вариантом эффективного привлечения иностранного капитала и поиска форм взаимодействия национальной и мировой экономики. При помощи экспертов ООН была разработана специальная концепция, учитывающая сложившийся у нас в стране подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их функционирования и конъюнктуру международного рынка. По мнению наших специалистов, создаваемые в порядке эксперимента свободные зоны будут способствовать активизации инициативы иностранных фирм в производстве товаров, услуг, в торговле, а также в других видах деятельности на территории страны. В таких зонах могут быть организованы производство и сборка различных видов продукции на основе применения иностранного оборудования, технологий и материалов с использованием местной электроэнергии, сырья и рабочей силы. Кроме того, зоны совместного предпринимательства должны быть для нас центрами освоения и распространения зарубежного управленческого опыта. Среди основных задач, решение которых возможно с помощью создания свободных экономических зон, можно выделить следующие. Прежде всего, это совершенствование отраслевой структуры производства и ускорение социально-экономического развития территории, где расположены экономические зоны. Последнее, весьма актуально для малонаселенных регионов. Предусматривается также постепенное включение экономики зон совместного предпринимательства или ее отдельных производств в хозяйственную структуру соответствующих регионов. При этом будут апробироваться различные варианты внедрения новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мирового рынка. В экономических зонах намечено активно внедрять в производство отечественные и зарубежные научно-технические разработки и изобретения с последующим их использованием в других отраслях народного хозяйства, а также на внешнем рынке[3].
Благодаря более интенсивному включению страны в систему международных экономических связей будет развиваться экспортная база, а значит увеличатся валютные поступления. Хозяйственные потребности России, а также интересы эксперимента подсказывают целесообразность создания сразу нескольких вариантов таких зон. По своим целям свободные экономические зоны в нашей стране могут быть:
- комплексные (производственного назначения);
- внешнеторговые (свободные таможенные зоны и посты, включая зоны экспортного производства, транспортные зоны);
- функциональные или отраслевые (технологические парки и технополисы, туристические, страховые и банковские зоны).
Перечисленные варианты экономических зон могут выполнять различные народнохозяйственные и внешнеэкономические функции. С точки зрения решения перспективных задач развития экономики и внешнеэкономических связей страны и отдельных регионов, наибольший интерес представляют комплексные экономические зоны, в которых будут созданы новые производства, выпускающие продукцию как для внутреннего рынка, так и для экспорта, поскольку они будут функционировать на основе механизма, наиболее приближенного к условиям мирового рынка.
В вариантах функциональных (отраслевых) экономических зон предусмотрено прежде всего создание технологических парков и технополисов для освоения и производства новой техники. Они будут способствовать активизации международного сотрудничества благодаря разработке новых наукоемких видов продукции и расширению их экспорта.
При создании технополисов используется в первую очередь механизм стимулирования привлечения технологических ресурсов, включая интеллектуальные. Деятельность технополисов в основном должна быть направлена на облегчение выхода их основной продукции - научных идей на стадии внедрения - на единый внутренний рынок, а идей, обеспечивающих технологические прорывы, - и на внешний рынок. Таким образом, все варианты зон совместного предпринимательства служат дополнительным каналом связи экономики нашей страны с внешним рынком.
[1] Крохина, Ю.А. Финансовое право / Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2013. – 720 с.
[2] Караталов, О.К. Экономические механизмы регулирования финансово-экономических отношений / О.К. Караталов // Вестник Кыргызско-Российского Славянского Университета. – 2013. - №2. – С. 78.
[3] Мальцев, В.А. Финансовое право / В.А. Мальцев. – М.: Акадения, 2014. – 256 с.
|