Принципы права социального обеспечения представляют собой основополагающие идеи государственной поддержки незащищенных слоев населения. Эти руководящие начала определяют суть норм, регулирующих данную сферу. Кроме прочего, они отражают общественную направленность политики государства[1]. Далее будут рассмотрены такие вопросы, как понятие, общая характеристика и классификация принципов ПСО[2].
Принципы ПСО, понятие и их содержание текстуально законодательством не закрепляются. В настоящее время отсутствует объединяющий их нормативный акт или Кодекс. В этой связи исследователи вынуждены определять принципы и источники ПСО, анализируя действующие в данной отрасли законодательные положения. При этом необходимо учесть, что в силу 15 статьи Конституции, элементом юридической системы страны являются международные нормы и договоры[3].
В рамках государственной политики выработана программа поддержки населения. Она предполагает гарантию соцобеспечения в случае наступления того или иного события. Речь, в частности, о болезни, трудовом увечье, безработице, многодетности, старости, беременности, родах, инвалидности, бедности, потере кормильца и пр. Принципы права социального обеспечения являются фундаментом, на котором выстраивается система норм, регулирующая сферу поддержки населения со стороны государства. При этом данное направление деятельности власти находится под влиянием событий, происходящих в экономической и политической сферах. Дифференциация фундаментальных положений осуществляется по разным признакам. В зависимости от сферы действия выделяют[4]:
Общеправовые принципы. Они свойственны всем юридическим сферам.
Межотраслевые положения. В них отражаются общие черты нескольких областей функционирования.
Отраслевые принципы. Они выражают специфику отдельной сферы.
Внутриотраслевые положения. Они касаются конкретных институтов.
Общеправовые принципы.
К ним следует относить такие положения, как:
Гарантированность и признание свобод и юридических возможностей человека и гражданина в соответствии с международными нормами.
Неотчуждаемость неимущественных прав, принадлежность их каждому с момента рождения.
Равенство всех перед судом и законом.
Право каждого субъекта создавать объединения для защиты собственных интересов.
Равенство свобод и юридических возможностей женщины и мужчины, способов их реализации.
Гарантированность защиты государства.
Межотраслевые положения.
Эти принципы ПСО относятся к нескольким сферам. Их нормы регламентируют отношения, касающиеся реализации гражданами их юридических возможностей. Межотраслевыми положениями являются: Обеспечение свободного развития и достойной жизни человека. Запрещение принудительного привлечения к труду. Обеспечение господдержки семьи, отцовства, детства, материнства, пожилых лиц, инвалидов.
Отраслевые начала.
Эти принципы ПСО формулируются многими авторами по-разному. Отличается и их количество. Например, Мачульская выделяет такие принципы ПСО, как:
Финансирование из средств страховых взносов и госбюджета.
Всеобщность.
Дифференциация соцподдержки в соответствии с условиями трудовой деятельности, природно-климатических условий, длительности стажа и прочих факторов.
Комплексность и универсальность. Эти принципы ПСО предполагают гарантированность государственной поддержки в случае наступления любого общественно-значимого обстоятельства, предусмотренного законодательством.
По мнению Тучковой, в перечень фундаментальных положений входят:
Реализация поддержки за счет бюджета и страховых взносов.
Дифференциация условий, видов, уровня обеспечения в соответствии с трудовым вкладом, причинами нуждаемости и прочими существенными обстоятельствами.
Обязанность государства предоставлять гарантированную поддержку, не ниже прожиточного минимума.
Многообразие видов соцобеспечения.
Гарантированность помощи в случаях нуждаемости в силу обстоятельств, относящихся к категории социально значимых.
Участие общественных организаций, представляющих интересы населения, в разработке, утверждении и реализации решений, касающихся поддержки граждан и их защиты.
Внутриотраслевые положения.
В отечественном законодательстве просматривается тенденция закрепления этих основ непосредственно в нормативных актах. Например, статья 5 ФЗ №195 включает в себя такие принципы ПСО, как:
Адресность.
Добровольность.
Гуманность.
Доступность.
Приоритетность поддержки несовершеннолетним, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
Профилактическая направленность.
Конфиденциальность.
Содержание принципов ПСО в первую очередь отражено в Конституции. В Основном Законе предусмотрено, что при наступлении объективных значимых обстоятельств все обладают равной и одинаковой возможностью получать определенные выплаты или услуги. В Конституции употребляется формулировка: "Каждому гарантировано социальное обеспечение". Ее суть в том, что возможность получить помощь не может ограничиваться по признакам расы, пола, языка, происхождения, имущественного, должностного статуса и пр. При этом равными правами с гражданами России на соцобеспечение обладают и постоянно живущие на территории страны иностранцы, если в международных нормах не предусмотрен иной порядок[5].
Между тем, не следует понимать принцип всеобщности как безусловную возможность получить льготы, выплаты или услуги. Они предоставляются только по основаниям, предусмотренным законодательством[6]. Например, право получать трудовую пенсию наступает при достижении конкретного возраста, наличия стажа определенной продолжительности.
[1] Титoв А. А. Анализ прoблем сoвременнoй системы занятoсти экoнoмически активнoгo населения в предпринимательстве // Вестник Академии. - 2013. - № 1. С. 83.
[2] Диаконов В.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2014 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2762.html.
[3] Силенко, Н. А. Введение в теорию государства и права. Причины и закономерности возникновения государства и права / Н. А. Силенко, М. В. Бобрикова. 2011. С. 131.
[4] Хутинаев И.Д. Контрольные функции органов государственной власти как элемент институционализации [Эл. ресурс] // URL: http://www.fpa.su/biblioteka/izdaniya/pravovoe-obespechenie-administrativnoy- reformy/kontrolnye-funktsii-organov-gosudarstvennoy-vlasti-kak-element- institutsionalizatsii-i-d-hutinaev/ (дата обращения – 25.10.2016).
[5] Титoв А. А. Анализ прoблем сoвременнoй системы занятoсти экoнoмически активнoгo населения в предпринимательстве // Вестник Академии. - 2013. - № 1. С. 84.
[6] Силенко, Н. А. Введение в теорию государства и права. Причины и закономерности возникновения государства и права / Н. А. Силенко, М. В. Бобрикова. 2011. С. 133.
|