Понедельник, 25.11.2024, 15:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие и значение принципов права социального обеспечения

Принципы права социального обеспечения представляют собой основополагающие идеи государственной поддержки незащищенных слоев населения. Эти руководящие начала определяют суть норм, регулирующих данную сферу. Кроме прочего, они отражают общественную направленность политики государства[1]. Далее будут рассмотрены такие вопросы, как понятие, общая характеристика и классификация принципов ПСО[2].

Принципы ПСО, понятие и их содержание текстуально законодательством не закрепляются. В настоящее время отсутствует объединяющий их нормативный акт или Кодекс. В этой связи исследователи вынуждены определять принципы и источники ПСО, анализируя действующие в данной отрасли законодательные положения. При этом необходимо учесть, что в силу 15 статьи Конституции, элементом юридической системы страны являются международные нормы и договоры[3].

В рамках государственной политики выработана программа поддержки населения. Она предполагает гарантию соцобеспечения в случае наступления того или иного события. Речь, в частности, о болезни, трудовом увечье, безработице, многодетности, старости, беременности, родах, инвалидности, бедности, потере кормильца и пр. Принципы права социального обеспечения являются фундаментом, на котором выстраивается система норм, регулирующая сферу поддержки населения со стороны государства. При этом данное направление деятельности власти находится под влиянием событий, происходящих в экономической и политической сферах. Дифференциация фундаментальных положений осуществляется по разным признакам. В зависимости от сферы действия выделяют[4]:

Общеправовые принципы. Они свойственны всем юридическим сферам.

Межотраслевые положения. В них отражаются общие черты нескольких областей функционирования.

Отраслевые принципы. Они выражают специфику отдельной сферы.

Внутриотраслевые положения. Они касаются конкретных институтов.

Общеправовые принципы.

К ним следует относить такие положения, как:

Гарантированность и признание свобод и юридических возможностей человека и гражданина в соответствии с международными нормами.

Неотчуждаемость неимущественных прав, принадлежность их каждому с момента рождения.

Равенство всех перед судом и законом.

Право каждого субъекта создавать объединения для защиты собственных интересов.

Равенство свобод и юридических возможностей женщины и мужчины, способов их реализации.

Гарантированность защиты государства.

Межотраслевые положения.

Эти принципы ПСО относятся к нескольким сферам. Их нормы регламентируют отношения, касающиеся реализации гражданами их юридических возможностей. Межотраслевыми положениями являются: Обеспечение свободного развития и достойной жизни человека. Запрещение принудительного привлечения к труду. Обеспечение господдержки семьи, отцовства, детства, материнства, пожилых лиц, инвалидов.

Отраслевые начала.

Эти принципы ПСО формулируются многими авторами по-разному. Отличается и их количество. Например, Мачульская выделяет такие принципы ПСО, как:

Финансирование из средств страховых взносов и госбюджета.

Всеобщность.

Дифференциация соцподдержки в соответствии с условиями трудовой деятельности, природно-климатических условий, длительности стажа и прочих факторов.

Комплексность и универсальность. Эти принципы ПСО предполагают гарантированность государственной поддержки в случае наступления любого общественно-значимого обстоятельства, предусмотренного законодательством.

По мнению Тучковой, в перечень фундаментальных положений входят:

Реализация поддержки за счет бюджета и страховых взносов.

Дифференциация условий, видов, уровня обеспечения в соответствии с трудовым вкладом, причинами нуждаемости и прочими существенными обстоятельствами.

Обязанность государства предоставлять гарантированную поддержку, не ниже прожиточного минимума.

Многообразие видов соцобеспечения.

Гарантированность помощи в случаях нуждаемости в силу обстоятельств, относящихся к категории социально значимых.

Участие общественных организаций, представляющих интересы населения, в разработке, утверждении и реализации решений, касающихся поддержки граждан и их защиты.

Внутриотраслевые положения.

В отечественном законодательстве просматривается тенденция закрепления этих основ непосредственно в нормативных актах. Например, статья 5 ФЗ №195 включает в себя такие принципы ПСО, как:

Адресность.

Добровольность.

Гуманность.

Доступность.

Приоритетность поддержки несовершеннолетним, которые находятся в сложной жизненной ситуации.

Профилактическая направленность.

Конфиденциальность.

Содержание принципов ПСО в первую очередь отражено в Конституции. В Основном Законе предусмотрено, что при наступлении объективных значимых обстоятельств все обладают равной и одинаковой возможностью получать определенные выплаты или услуги. В Конституции употребляется формулировка: "Каждому гарантировано социальное обеспечение". Ее суть в том, что возможность получить помощь не может ограничиваться по признакам расы, пола, языка, происхождения, имущественного, должностного статуса и пр. При этом равными правами с гражданами России на соцобеспечение обладают и постоянно живущие на территории страны иностранцы, если в международных нормах не предусмотрен иной порядок[5].

Между тем, не следует понимать принцип всеобщности как безусловную возможность получить льготы, выплаты или услуги. Они предоставляются только по основаниям, предусмотренным законодательством[6]. Например, право получать трудовую пенсию наступает при достижении конкретного возраста, наличия стажа определенной продолжительности.

 

[1] Титoв А. А. Анализ прoблем сoвременнoй системы занятoсти экoнoмически активнoгo населения в предпринимательстве // Вестник Академии. - 2013. - № 1. С. 83.

[2] Диаконов В.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2014 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2762.html.

[3] Силенко, Н. А. Введение в теорию государства и права. Причины и закономерности возникновения государства и права / Н. А. Силенко, М. В. Бобрикова. 2011. С. 131.

[4] Хутинаев И.Д. Контрольные функции органов государственной власти как элемент институционализации [Эл. ресурс] // URL: http://www.fpa.su/biblioteka/izdaniya/pravovoe-obespechenie-administrativnoy- reformy/kontrolnye-funktsii-organov-gosudarstvennoy-vlasti-kak-element- institutsionalizatsii-i-d-hutinaev/ (дата обращения – 25.10.2016).

[5] Титoв А. А. Анализ прoблем сoвременнoй системы занятoсти экoнoмически активнoгo населения в предпринимательстве // Вестник Академии. - 2013. - № 1. С. 84.

[6] Силенко, Н. А. Введение в теорию государства и права. Причины и закономерности возникновения государства и права / Н. А. Силенко, М. В. Бобрикова. 2011. С. 133.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.07.2017)
Просмотров: 412 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%