Разнообразием и множеством правовых источников социального обеспечения предопределяется возможность характеристики лишь важнейших, основополагающих актов, в которых происходит закрепление прав граждан на определенные виды социального обеспечения, отражение требований и условий их предоставления, регламентация организационно-правового порядка осуществления указанных предписаний соответствующих актов нормативного характера[1].
Первая группа источников права социального обеспечения – это договоры международного уровня и конвенции Международной организации труда (МОТ).
Согласно пункту 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы права международного уровня, а также международные договоры РФ представляют собой составную часть ее правовой системы. Если международный договор РФ устанавливает другие правила, нежели те, которые предусмотрены законом, то применяются правила договора международного характера[2].
Таким образом, может быть сделан вывод о том, что нормы договоров международного уровня должны иметь высшую юридическую силу относительно законов РФ. Сюда могут быть отнесены нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, ратифицированного Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отведено Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
К первой группе источников также могут быть отнесены Конвенции МОТ. К примеру, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закреплено важное положение, в соответствии с которым рост жизненного уровня рассматривают как основную цель в случае планирования развития экономики, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важным значением, помимо конвенций, в сфере права социального обеспечения обладают рекомендации МОТ, к примеру, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.
Вторая группа источников права социального обеспечения – это законы РФ. Среди них особое место отведено Конституции РФ. В действующей Конституции закрепляется статус правового характера граждан в сфере социального обеспечения (статьи 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).
Значимое место отведено Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Данным нормативным актом закрепляется право граждан на охрану здоровья разных категорий субъектов[3].
В области права социального обеспечения действующим является значительно число нормативных актов. Но для этой отрасли характерно то, что нет единого кодифицированного источника, регулирующего всю систему отношений общественного характера, составляющего предмет права социального обеспечения.
На сегодня права граждан на определенный вид социального обеспечения закрепляются в законах РФ, к которым отнесены:
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ";
Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и т.д.
Третья группа - это нормативные акты подзаконного уровня, среди которых особое место отводится Указам Президента РФ в области социального обеспечения. Они обладают нормативным характером и восполняют пробелы законов федерального уровня.
Постановлениями Правительства РФ устанавливается механизм применения норм законов по определенным типам социального обеспечения (пособия, пенсии, компенсации). Помимо этого, они способны устанавливать дополнительные меры соц. защиты для определенных слоев населения в РФ.
Важной ролью в нормотворчестве по социальному обеспечению в рамках своей компетенции обладают ведомства и министерства. Среди них особое место отводится Министерству здравоохранения и социального развития РФ, поскольку оно представляет собой центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий руководство по обеспечению единой политики государства в сфере социальной защиты женщин, пенсионеров, инвалидов, детей и прочих слоев населения, нуждающихся в поддержке со стороны государства[4].
На современной стадии развития нашего государства, когда происходит формирование рыночной экономики, важным значением обладают нормативные акты локального уровня как источники права социального обеспечения.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения помимо нормативных актов федерального уровня издаются акты субъектов РФ. Главной целью таких источников является рост уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (муниципальном, региональном), а также на уровне определенной организации. Ими предусматриваются более повышенные, дополнительные меры социальной поддержки граждан в сравнении с федеральными[5].
К источникам локального уровня могут быть отнесены территориальные согласия, акты органов самоуправления местного уровня. Целью локальных актов является установление более высокого уровня социальной защиты граждан на муниципальном, территориальном уровне, на уровне определенной организации.
[1] Титoв А. А. Анализ прoблем сoвременнoй системы занятoсти экoнoмически активнoгo населения в предпринимательстве // Вестник Академии. - 2013. - № 1. С. 83.
[2] Диаконов В.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2014 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2762.html.
[3] Хутинаев И.Д. Контрольные функции органов государственной власти как элемент институционализации [Эл. ресурс] // URL: http://www.fpa.su/biblioteka/izdaniya/pravovoe-obespechenie-administrativnoy- reformy/kontrolnye-funktsii-organov-gosudarstvennoy-vlasti-kak-element- institutsionalizatsii-i-d-hutinaev/ (дата обращения – 25.10.2016).
[4] Диаконов В.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2014 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2762.html.
[5] Титoв А. А. Анализ прoблем сoвременнoй системы занятoсти экoнoмически активнoгo населения в предпринимательстве // Вестник Академии. - 2013. - № 1. С. 86.
|