В нашем государстве действуют следующие принципы общеправового характера, которые оказывают максимальное воздействие на правовое регулирование отношений общественного характера в области социального обеспечения граждан. Это доступность, всесторонность, всеобщность (универсальность), справедливость, гуманизм, равноправие граждан, гарантированность их прав, связь с уровнем оплаты труда[1].
Равноправие граждан является правовым принципом, закрепленным в статье Конституции РФ. Равноправие обычно определяется в качестве равенства обязанностей, прав и ответственности, отсутствия в законодательстве привилегий или ограничений для определенных категорий граждан. Оно не является тождественным равенству, представляющему собой равные возможности для того, чтобы удовлетворять потребности. Принцип, который рассматривается, представляет собой принцип прямого действия[2].
Все виды обеспечения в равной мере распространены на всех граждан, национальная и расовая принадлежность, отношение к религии, образование, социальное положение, происхождение, место жительства и т.д. значения не имеют.
Реализация гарантированности прав граждан в сфере социального обеспечения происходит посредством обоснования данных прав в Конституции РФ и прочих нормативных правовых актах, но их реализация и объем не должны зависеть от решений должностных лиц и определенных органов государства.
Существенная гарантия для граждан - это установление судебного механизма разрешения большей части споров, которые связаны с социальным обеспечением[3].
Шагом вперед стало введение норм о регулярном пересмотре размеров пенсии при изменении стоимости жизни, чем гарантируется социальная защищенность населения.
Реализация гражданами своего права смысл имеет не сама по себе, а лишь если в то же время достигается ожидаемый эффект социального характера, цель законодательства. Главной целью всего законодательства в социальном обеспечении является содействие росту благосостояния народа, его уровня жизни, предоставление средств в объеме, достаточном для обеспечения населению достойного существования. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения свидетельствует, что даже после увеличения размеров множества видов обеспечения, далеко не в каждом случае достигается их надлежащий уровень. В основе всех расчетов - минимальный размер заработной платы, которая существенно ниже, чем прожиточный минимум, что говорит об отступлении от принципа гарантированности права граждан на материальное обеспечение в достаточных размерах.
Справедливость этого принципа одинаково значима для всех видов социальных норм, применительно к соц. обеспечению он может трактоваться в качестве принципа справедливого распределения, способного осуществляться двояко: по потребности или по вкладу. В оптимальном сочетании этих подходов и скрывается критерий справедливости[4]: учет длительности труда, размер заработка, условия и характер труда, с одной стороны, и удовлетворение потребностей социально-культурного характера, обеспечение равенства возможностей для личностного развития вне зависимости от трудового вклада на основании реальных потребностей, с иной.
Обязательное требование данного принципа - это соблюдение очередности в случае предоставления дефицитных услуг и благ (тех, которых в достаточном количестве нет) с установлением льгот по значимым с социальной точки зрения признакам получателей[5].
Принцип гуманизма заключается в уважении прав и достоинства личности, что является одной из основных идей законодательства всякого цивилизованного государства. Уже сам факт законодательного закрепления и провозглашения права на социальную помощь и материальное обеспечение лиц, которые нуждаются в них, представляет собой проявление гуманизма.
В нашем обществе понимание гуманизма меняется со временем. Если до недавнего времени определенные формы благотворительности – бесплатная столовая, льготное обеспечение предметами первой необходимости и продуктами питания, предоставление бесплатных мест для ночлега лицам без определенного места жительства и т.д. рассматривались как едва ли не оскорбляющие человеческое достоинство, то в настоящее время отношение к этому совершенно поменялось.
Всеобщность обеспечения является проявлением принципов справедливости и равноправия[6]. Правом на обеспечение обладают все категории трудящихся – служащие и рабочие, члены колхозов и прочих сельскохозяйственных предприятий, лица, которые занимаются индивидуальной деятельностью трудового характера, военные, безработные и т.д., т.е. представители всех социальных групп[7]. Но определенный объем реализации данного права часто имеет зависимость от участия гражданина в полезной для общества деятельности конкретного вида. С особой наглядностью этот принцип находит проявление в пенсионном обеспечении. Введение института пенсий социального типа означает реализацию по факту принципа всеобщности и относительно нетрудоспособных, по разным причинам не сумевших приобрести права на пенсию трудового типа.
Принцип всесторонности обеспечения значит, что требуемая помощь материального характера и услуги предоставляются во всех случаях, когда появляется потребность соответствующего характера. Это может быть и при инвалидности, болезни, беременности и родах, по достижению конкретного возраста (пенсионного) и т.д. За счет общественных фондов потребления происходит реализация потребностей в услугах области здравоохранения, образования, предоставления жилья из муниципального фонда и т.д.
Данный принцип подразумевает и наличие в законодательстве такого основания обеспечения материального характера как безработица. Законодательная база данного вида обеспечения заложена была в Законе Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».
В целом, законодательством о социальном обеспечении предусматривается развитая система видов обслуживания и обеспечения, соответствующих рекомендациям актов международного права о социальном обеспечении, в частности Конвенции № 102 Международной организации труда 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения», и по числу предусмотренных видов обеспечения оно даже превосходит их, что нельзя сказать о его качестве и размерах.
Принцип доступности социального обеспечения реализуется в трёх аспектах.
Прежде всего, все условия обеспечения являются реально достижимыми. Так, для того, чтобы приобрести право на пенсию по возрасту достаточно обладать стажем работы 20 лет для женщин и 25 – для мужчин[8].
Кроме того, в некоторых случаях обеспечение предоставляют без определенных условий. К примеру, пособие одинокой матери выплачивают вне зависимости от прочих ее доходов[9].
Помимо этого, законодательство возлагает на соответствующие органы государства и администрацию организаций обязанность по оказанию грамотного содействия в оформлении и сборе требуемых документов. Данное требование закона выполняется далеко не в каждом случае и общеизвестными являются факты хождений инвалидов, пенсионеров, многодетных матерей по разным инстанциям в поисках справок и прочих документов, отказы, бесконечные очереди, обращения в газеты с просьбой оказать содействие и т.д.
Подобное положение во многом может быть объяснено отсутствием надлежащего механизма правового характера по реализации гражданами собственных прав, в которых гражданин должен играть роль оператора, который включает механизм, а все другие действия должны совершаться органами государства. По этой причине этот принцип не может быть отнесен к реализованным в законодательстве полностью, его стоит рассматривать в качестве принципа-цели.
Принцип связи размеров денежных видов обеспечения с минимальным заработком в законодательстве появился относительно недавно. А до того не было единого подхода к определению размеров пособий и пенсий, вследствие чего они были малообоснованны и суммы неоправданно малы. Помимо этого, установление пособий в твердых размерах не позволяло увязывать данные виды обеспечения с меняющейся обстановкой социально-экономического характера[10].
Сейчас в системе оплаты трудовой деятельности существует величина, которая достаточно стабильна, едина для всех категорий граждан, и при этом он периодически меняется. Это минимальная зарплата. С данной величиной связан размер пособий и пенсий. Закон СССР от 15.05.1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» эту проводил зависимость относительно трудовых пенсий всех видов двояко: прежде всего, минимальный размер пенсий устанавливается на уровне минимума заработка, кроме того, порядок определения среднего заработка, из которого пенсия начисляется, тоже строится на основе минимальной заработной платы. С минимальным заработком имеет связь и размер надбавок к пенсиям, а также размер семейных пособий, социальных пенсий.
В сегодняшнем пенсионном законодательстве достигнута следующая, более совершенная стадия реализации данного принципа, когда размер обеспечения связан с прожиточным минимумом как величиной, которая более обоснована и в большей мере отражает требуемый минимум обеспечения, который может быть предоставлен государством.
Конечно, размеры пособий и пенсий в большей части случаев не могут быть названными довольно высокими, соответствующими уровню, который необходим для нормального удовлетворения человеческих потребностей, в особенности если речь идет о престарелых одиноких людях, о многодетных семьях, для которых возможности получения доходов дополнительного характера являются весьма ограниченными. Но существует тенденция к увеличению размеров обеспечения, что представляет собой результат социальной политики, которая направлена на усиление защищенности населения.
Отношения по социальному обеспечению являются частью отношений распределительного характера по поводу распределения предметов потребления пропорционально потребностям, которые признаются обществом, и под воздействием действия ряда факторов экономического типа. По-разному решается вопрос о том, какие отношения охватывает понятие «социальное обеспечение». Есть возможность говорить о трех главных концепциях[11]:
1. сторонники первой данное понятие рассматривают в узком смысле – в качестве обеспечения за счет общественных фондов потребления лишь нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети несовершеннолетнего возраста;
2. авторы, которые придерживаются второй точки зрения, которая может быть названа традиционной, поскольку она преобладает, понимают в качестве социального обеспечения материальное обеспечение граждан при потере кормильца, при нетрудоспособности, в старости, осуществление охраны детства и материнства, медицинское обслуживание;
3. наиболее предпочтительна третья концепция, основанная на самом широком понимании социального обеспечения в качестве предоставления всех благ из общественных фондов потребления, которое осуществляется бесплатно на началах равенства доступа к ним каждого гражданина.
При подобном подходе содержанием социального обеспечения будет являться не только само обеспечение лиц, которые нуждаются в материальной поддержке со общественной стороны, но и бесплатное обслуживание медицинского характера и предоставление лекарств, обеспечение жильем, право на пользование достижениями культуры и на образование.
Таким образом, социальное обеспечение – это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления[12]. Способы социального обеспечения различны. Или необходимые средства предоставляются гражданами в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д.
2.2 Отраслевые принципы
К отраслевым принципам права социального обеспечения, конкретизирующим общеправовые и межотраслевые принципы, относятся следующие.
1. Всеобщность социального обеспечения. Реализация данного принципа предполагает равную для каждого возможность получить определенные виды социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, т. е. реализовать право на социальное обеспечение, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., в Конституции Российской Федерации. В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам, а равно и лицам без гражданства.
Данный принцип пронизывает нормы каждого института права социального обеспечения, но наиболее полно он реализуется в пенсионном обеспечении, поскольку в связи с принятием в России Закона 1990 г. пенсионной системой охвачено все население страны. В настоящее время в России введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.
Принцип всеобщности пронизывает также нормы, регулирующие обеспечение граждан социальными пособиями, социальными услугами, медицинской помощью и лечением, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощью по системе социального обеспечения. В то же время в отношении предоставления некоторых льгот о принципе всеобщности можно говорить лишь с определенной долей условности, поскольку само понятие льгот связано с определенным предпочтением, оказываемым некоторым категориям обеспечиваемых по сравнению со всеми остальными.
2. Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Этот принцип тесно связан с принципом всеобщности социального обеспечения.
Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, в частности за счет средств централизованных фондов обязательного социального страхования, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Так, гражданин, которому установлена трудовая пенсия по старости, может получить, как и любой другой гражданин, который вообще не трудился, протезно-ортопедическую помощь либо социальное обслуживание на дому или в стационарном учреждении, если он нуждается в этих видах помощи[13].
Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.
3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Этот принцип конкретизирует общеправовой принцип, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), — право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Этот принцип закреплен и в Конституции РФ, ст. 7 которой провозглашает, что Россия является социальным государством и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. На заре становления государственных систем социального обеспечения перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство. По мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу, а также все иные случаи, когда человек по независящим от него причинам теряет источник средств к существованию.
Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.
Право социального обеспечения России к их числу относит следующие[14]: старость (т. е. достижение установленного законом возраста); инвалидность; временную нетрудоспособность; потерю кормильца; безработицу; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др.
В прошлом данный принцип формулировался как всесторонность социального обеспечения.
С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной, так и в натуральной форме.
Денежная форма обеспечения — это различные пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а для отдельных категорий граждан также пенсии за выслугу лет), доплаты к некоторым пенсиям; социальные пособия — по временной нетрудоспособности в различных ее случаях (при болезни и травме, при уходе за больным членом семьи и т.д.), по беременности и родам, ежемесячные пособия на детей, единовременные пособия (при рождении ребенка и в случае смерти члена семьи), пособия по безработице, а также различные компенсационные выплаты (за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком, академического отпуска по медицинским показаниям, за время проживания с супругом в местности, где невозможно трудоустроиться, за период осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином и т.д.)[15].
Натуральная форма обеспечения охватывает целый комплекс разнообразных видов медицинской и лекарственной помощи и социального обслуживания (на дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов), а также различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т.д.).
Российская система социального обеспечения имеет, таким образом, богатый арсенал различных видов обеспечения и обслуживания, в том числе основные виды, характерные для зрелых систем социального обеспечения развитых стран. Однако надо иметь в виду, что некоторые виды помощи и поддержки являются временными, они введены в связи с существенными сбоями в организации общественного производства и значительным снижением уровня жизни населения. К ним относятся, в частности, некоторые компенсационные выплаты.
5. Дифференциация (различие) условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (объем трудовой деятельности и ее результаты); характер трудовой деятельности (специфика условий труда и профессии и т.д.); местность, где выполнялась работа (служба) или живет человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т.п.); материальное положение.
6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав[16]. В данном принципе конкретизируются конституционные права граждан на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право обращаться в государственные органы лично, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения. Под давлением общественного мнения и по инициативе общественных объединений ветеранов, инвалидов, движения солдатских матерей принят ряд законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших службу по призыву», «О социальной защите инвалидов» и др.
Правовые принципы отдельных институтов наиболее динамичны и могут изменяться при пересмотре соответствующих концепций, на которых они основаны.
Последний пример — принципиальное изменение основания для назначения ежемесячного пособия на ребенка: ранее оно устанавливалось на каждого ребенка вне зависимости от среднедушевого дохода в семье, теперь оно устанавливается с учетом определенного уровня такого дохода.
[1] Хутинаев И.Д. Контрольные функции органов государственной власти как элемент институционализации [Эл. ресурс] // URL: http://www.fpa.su/biblioteka/izdaniya/pravovoe-obespechenie-administrativnoy- reformy/kontrolnye-funktsii-organov-gosudarstvennoy-vlasti-kak-element- institutsionalizatsii-i-d-hutinaev/ (дата обращения – 25.10.2016).
[2] Диаконов В.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2014 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2762.html.
[3] Титoв А. А. Анализ прoблем сoвременнoй системы занятoсти экoнoмически активнoгo населения в предпринимательстве // Вестник Академии. - 2013. - № 1. С. 83.
[4] Силенко, Н. А. Введение в теорию государства и права. Причины и закономерности возникновения государства и права / Н. А. Силенко, М. В. Бобрикова. 2011. С. 130.
[5] Диаконов В.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2014 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2762.html.
[6] $15. Расслоение российского общества: социальные взрывы [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://smidoza.info/4660Rassloenie_rossiyskogo_obshestva:_socialnye_vzryvy.html (дата обращения: 25.10.2016).
[7] Хутинаев И.Д. Контрольные функции органов государственной власти как элемент институционализации [Эл. ресурс] // URL: http://www.fpa.su/biblioteka/izdaniya/pravovoe-obespechenie-administrativnoy- reformy/kontrolnye-funktsii-organov-gosudarstvennoy-vlasti-kak-element- institutsionalizatsii-i-d-hutinaev/ (дата обращения – 25.10.2016).
[8] Силенко, Н. А. Введение в теорию государства и права. Причины и закономерности возникновения государства и права / Н. А. Силенко, М. В. Бобрикова. 2011. С. 132.
[9] Диаконов В.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2014 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2762.html.
[10] $15. Расслоение российского общества: социальные взрывы [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://smidoza.info/4660Rassloenie_rossiyskogo_obshestva:_socialnye_vzryvy.html (дата обращения: 25.10.2016).
[11] $15. Расслоение российского общества: социальные взрывы [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://smidoza.info/4660Rassloenie_rossiyskogo_obshestva:_socialnye_vzryvy.html (дата обращения: 25.10.2016).
[12] Силенко, Н. А. Введение в теорию государства и права. Причины и закономерности возникновения государства и права / Н. А. Силенко, М. В. Бобрикова. 2011. С. 132.
[13] Силенко, Н. А. Введение в теорию государства и права. Причины и закономерности возникновения государства и права / Н. А. Силенко, М. В. Бобрикова. 2011. С. 131.
[14] Хутинаев И.Д. Контрольные функции органов государственной власти как элемент институционализации [Эл. ресурс] // URL: http://www.fpa.su/biblioteka/izdaniya/pravovoe-obespechenie-administrativnoy- reformy/kontrolnye-funktsii-organov-gosudarstvennoy-vlasti-kak-element- institutsionalizatsii-i-d-hutinaev/ (дата обращения – 25.10.2016).
[15] Силенко, Н. А. Введение в теорию государства и права. Причины и закономерности возникновения государства и права / Н. А. Силенко, М. В. Бобрикова. 2011. С. 132.
[16] $15. Расслоение российского общества: социальные взрывы [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://smidoza.info/4660Rassloenie_rossiyskogo_obshestva:_socialnye_vzryvy.html (дата обращения: 25.10.2016).
|