Согласно действующему земельному законодательству (статья 64 Земельного кодекса РФ), разрешение земельных споров исключено из компетенции государственных и местных органов управления и допускается только в судебном порядке. Некоторые виды земельных споров рассматривают суды общей юрисдикции, другие отнесены к ведению арбитражных судов.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Федерации, составляющие судебную систему России. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, суды, составляющие систему федеральных судов общей компетенции и систему федеральных арбитражных.
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В тех случаях, когда у суда общей юрисдикции возникают сомнения в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ применяемый или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конкретные земельные споры Конституционный Суд РФ не рассматривает.
Земельный спор должен рассматриваться в суде общей юрисдикции, если хотя бы одна из его сторон - частное лицо без предпринимательского статуса, либо возникшее дело не связано с осуществляемой гражданином предпринимательской деятельностью. Этой же судебной инстанцией разбираются жалобы граждан на решения по земельным вопросам, принятые местной администрацией.
Примерами конфликтов, относящиеся к полномочиям судов общей юрисдикции, могут служить дела из судебной практики по земельным спорам, которые заключаются:
в оспаривании отказа местных органов управления в предоставлении участка для строительства дома или ведения личного хозяйства,
в требовании возмещения убытков собственнику земли от проведения изыскательных работ, незаконной фермерской деятельности, выпаса скота,
в разделе или установлении права владения дачным участком между садоводческим товариществом и его членами, а также между бывшими супругами,
в жалобах владельцев дачных участков на невозможность подъезда к участку, вызванную решением местной администрации,
в вопросах установления границ и права пользования для смежных участков.
В этих и подобных им делах адвокаты предоставят необходимые консультации по нюансам земельного права и осуществят представительство интересов истца и ответчика в суде. Их участие особенно важно при земельных спорах с местной администрацией - противником, обладающим обширными юридическими и управленческими ресурсами.
Нарушения земельного права, подведомственные арбитражному суду, имеют важный критерий: оба его участника являются организациями, объединениями предприятий или частных лиц, самостоятельно осуществляющих предпринимательскую деятельность (например, граждан, ведущих крестьянское хозяйство). Судебная практика по земельным спорам показывает, что в основном к ним относятся разногласия по поводу приобретения, аренды и отчуждения земельных участков, изъятия их для нужд государства и общества, прекращения права пользование землей.
Суды той и другой юрисдикции земельные споры рассматривают на основании заявления (жалобы) одной из сторон. Если суд признает иск обоснованным, его решение станет основанием для принятия органами местной и государственной власти соответствующих решений.
|