Понедельник, 25.11.2024, 13:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие государственного суверенитета

Понятие государственного суверенитета было введено французским правоведом, политическим мыслителем и государствоведом XVI в. Жаном Боденом. В своем произведении «Шесть книг о государстве» Боден сформулировал ставшее классическим понятие суверенитета: «Суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства». Спустя века под воздействием многих факторов данный термин довольно сильно видоизменился, подвергся модернизации. И сегодня государственный суверенитет можно определить как «формально-юридическую категорию, сформировавшееся одновременно с государством неотъемлемое, необходимое, качественное, конституционно-правовое свойство государства быть верховным внутри государственных границ, и независимым – на международной арене»[1].

В науке конституционного права различают внутренний суверенитет и внешний. Внешний государственный суверенитет – «это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права. Понятие суверенитета является основой равноправных отношений на международной арене»[2]. Внутренний суверенитет «выражается в верховенстве и полноте государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, а также в ее монопольном праве на законодательство, управление и осуществление правосудия внутри страны в пределах ее территории»[3].

В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он провозглашен и юридически закреплен, но по причине влияния на него других государств фактически не существует. Примером государства с формальным суверенитетом может служить Ирак.

Ограничение суверенитета может быть как принудительным, так и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государства - победителя, а добровольное ограничение допускается самим государством по взаимной договоренности с другими государствами. Так, будучи членом мирового сообщества, любое государство связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации.

«Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни - общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства»[4].

Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. «Народный суверенитет как осуществление всей полноты власти народом можно считать предпосылкой и суверенитета государственного, и суверенитета национального. Вместе с тем реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, поскольку лишь в этом случае воле народа придается государственно обязательная сила. В свою очередь реализация национального суверенитета должна сочетаться с настроениями граждан другой национальной принадлежности, проживающих на территории данной нации. Если национальный суверенитет приводит к провозглашению государства лишь данной нации, это может ущербно сказаться на интересах иных граждан, даже вызвать противостояние между ними. Поэтому лучше, когда суверенитет государства корреспондирует народному суверенитету, а народом считаются все граждане, проживающие на территории государства, независимо от их национальной принадлежности, соответственно суверенитет государства корреспондирует национальному суверенитету, т.е. государство одновременно воплощает интересы нации, давшее имя данному государству»[5].

 

[1] Кукушкина С.М. Государственный суверенитет в современном мире: актуальные проблемы // Пробелы в российском законодательстве. Медиа-ВАК, 2011, № 3 – С. 84.

[2] Кожемякин Н.В. Государственный суверенитет в системе международного права//Евразийский юридический журнал № 11(90), 2015, - С. 39.

[3] Там же, - С. 39.

[4] Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016 г., 111 с..

[5] Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. Юстицинформ, 2015 г., 595 с.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.07.2017)
Просмотров: 197 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%