Понедельник, 25.11.2024, 13:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Характеристика государственного суверенитета РФ

Официальное определение государственного суверенитета РФ содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту Постановление КС РФ от 07.06.2000 г. N 10-П) и предполагает «верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении»[1].

Исходя их определения следует, что суверенитет Российской Федерации характеризуется следующими неотъемлемыми чертами: верховенством, самостоятельностью и независимостью государственной власти, а также дифференцированным содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Верховенство означает, что все нормативные правовые акты РФ, конституции, уставы и законы субъектов РФ, акты органов местного самоуправления должны соответствовать Конституции и федеральным законам РФ. Но это не лишает субъекты Федерации в пределах своей компетенции и вопросов ведения права издавать свои нормативно-правовые акты.

«Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реализует свое назначение без вмешательства в ее деятельность негосударственных структур.

Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств, осуществляет внутренние и внешние функции Российской Федерации.

Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет возможность ее узурпации со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц и придает незыблемый характер конституционному положению, согласно которому носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ»[2].

Государственный суверенитет РФ законодательно закреплен в Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР (далее по тексту Декларация от 12 июня 1990 г.). Выразив волю народа, Декларация от 12 июня 1990 г. провозгласила государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах»[3].

Основные положения Декларации от 12 июня 1990 г. нашли свое отражение в действующей Конституции Российской Федерации.

Так, Конституция РФ провозглашает суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию, в качестве одной из основ конституционного строя, а носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию РФ. Таким образом, суверенитет государства РФ производен от суверенитета народа и тесно связан с национальным суверенитетом.

Согласно ст. 32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

Отсюда следует, что граждане России реализуют свое право в управлении государством различными способами: 1) участием в выборах и референдумах; 2) возможностью быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3) участием в судопроизводстве.

Избирательное право бывает активным и пассивным. Активным считается право избирать, которое могут осуществлять только совершеннолетние дееспособные граждане. Пассивным является право быть избранным в органы государственной власти или местного самоуправления, и реализуется в разных возрастах - в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Избирательное право в РФ является всеобщим, равным и прямым, осуществляется при тайном голосовании.

Высшим непосредственным выражением власти народа статья 3 Конституции РФ называет референдум и свободные выборы.

«Референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения»[4]. На референдумах решаются одни из самых важных вопросов жизни государства и общества, а также политически значимые, конституционные проблемы.

«Свободные выборы - важнейший институт непосредственной демократии, который обеспечивает фактическое и постоянное участие граждан в решении всех существенных вопросов социальной, экономической и политической жизни общества. Выборы есть один из наиболее демократических способов выявления суверенной политической воли народа и узаконения политических намерений и устремлений различных общественных групп. В реальной политической практике свободные выборы в России используются для формирования представительных, законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для организации, подготовки и проведения референдумов всех видов»[5].

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет, что под государственной гражданской службой понимается «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи)»[6]. Там же закреплено, что при поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается дискриминации по какому–либо признаку, а также устанавливается, что право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государственных служащих.

Пункт 5 статьи 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане также имеют право на участие в отправлении правосудия, что предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя.

Как отмечалось выше, понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета понимаемого как право каждой нации на самоопределение. Это право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Так, согласно Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г. (далее по тексту – Декларация 1970 года о принципах международного права), возможными формами самоопределения народов являются: создание суверенного независимого государства; свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним; установление любого другого политического статуса. Однако выбор одной из этих форм самоопределения не может вести к разрушению государственного единства и ущемлению прав человека. Там же подчеркивается недопустимость использования ссылок на самоопределение для подрыва государственного и национального единства, поскольку ничто в самоопределении народов «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий данной территории без различий расы, вероисповедания и цвета кожи. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны»[7].

В России право на самоопределение прописано в ст.5 Конституции РФ и выражается «в самых различных формах: от создания условий для свободного национально-культурного развития народов, их языка, традиций, религий и т.д. до образования новых субъектов Федерации. Однако при этом важно помнить, что субъекты Федерации не наделены правом выхода из ее состава. Это полностью соответствует принципам, установленным в нормах международного права, и является одной из важнейших гарантий государственной целостности России»[8].

Анализируя вышесказанное, можно сказать, что суверенитет РФ это свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.

 

[1] Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 19.06.2000, N 25, ст. 2728.

[2] Носов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. - М.: Статут, 2014 г., 42 с.

[3] Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.// "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР" от 14 июня 1990 г., N 2, ст. 22.

[4] Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) "О референдуме Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 05.07.2004, N 27, ст. 2710.

[5] Пархоменко А.Г., Софрина З.Ф. Государственная власть в Российской Федерации: Монография. - М.: "ЮРКОМПАНИ", 2014 г., 144 с.

[6] Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2016)// "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.

[7] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.// Сборник "ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии", Нью-Йорк., 1970 г., с. 151 - 155

[8] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). М.: "Эксмо", 2010, 66 с.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (25.07.2017)
Просмотров: 1324 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%