Как известно, все государства по своему политико-территориальному устройству делятся на федеративные, то есть сложные государства, состоящие из нескольких государств и (или) государственных образований, составные части которых имеют определенную степень экономической и политической самостоятельности, и унитарные, то есть разделенные на несамостоятельные административно - территориальные единицы, подчиненные единому центру.
Россия - федеративное государство, состоящее из 89 частей, имеющих статус субъектов государства и образованных как по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), так и по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального значения). Поэтому России, как и многим другим федеративным государствам, не удалось избежать проблем, касающихся соотношения суверенитета федерации с суверенностью субъектов федерации.
Так, например, термин «суверенитет субъектов Российской Федерации» длительное время использовался как в научной литературе, так и в нормативно-правовых документах. Основанием для этого послужило внутреннее противоречие ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации. И ведь действительно, в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ указано, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации», а уже в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республики названы государствами, имеющими свои конституции. Отсюда и возникло ошибочное положение, согласно которому республики, входящие в состав Российской Федерации, обладают собственным государственным суверенитетом, несмотря на то, что наличие суверенных республик внутри федеративного государства в корне противоречит принципам федерализма.
Конституционный суд РФ в Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П поставил точку по этой проблеме. В этом постановлении говорится, что Конституция РФ «не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации». И далее: «Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации», а само понятие «республика (государство) не означает признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера».
Серьезной проблемой для всех федеративных государств является также вопрос о праве свободного выхода из федерации. Такое право было закреплено в Конституциях СССР, но в современной Конституции РФ право сецессии не предусмотрено. Печальный опыт показывает, что такое право может нарушить целостность суверенного федеративного государства, что нередко ведет к внутригосударственному конфликту (иногда вооруженному). Такие конфликты - частое явление в многонациональном государстве, где возникает проблема регулирования отношений между различными народностями и нациями. Так, в развитии российской государственности национальный фактор всегда играл и играет важную роль. Поэтому во избежание распада государственной общности народов, которые проживают на территории страны, государство должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения национальной напряженности и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий.
Можно привести в пример еще одну проблему, которая касается правового и политического соотнесения права на территориальную целостность и права народа на самоопределение. Речь идет о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Как известно, Крым вошел в состав России по итогам референдума, прошедшего 16 марта 2014 года. Тогда большинство проголосовавших высказались за присоединение полуострова к России. На международной арене столкнулись два мнения: власти Украины и страны Запада назвали этот шаг «аннексией», нарушением территориальной целостности Украины, США и Евросоюз даже ввели против ряда россиян и российских компаний санкции, а некоторые страны все же уверены, что присоединение Крыма к РФ соответствует международному праву.
Украина до сих пор считает Автономную Республику Крым и Севастополь «временно оккупированными территориями», так как Конституция Украины не предусматривает права выхода из состава государства ее частей, в связи с этим провозглашение независимости Крыма объявлено недействительным и противоречащим как конституционным нормам Украины, так и Конституции Автономной Республики Крым, согласно которой АР Крым является неотъемлемой составной частью Украины, и любые изменения, вносимые в Конституцию АР Крым, должны утверждаться Верховной радой Украины.
Российское руководство же в этом вопросе ссылается на Декларацию 1970 года о принципах международного права, где закреплено право народов на самоопределение, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, которое и было реализовано в связи с невозможностью реализации права населением Крыма на самоопределение в рамках Украины, а также на уже существующий прецедент одностороннего провозглашения независимости Косова 17 февраля 2008 года. Помимо этого в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» указаны основания принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, которыми являются: «1) результаты общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации; 2) Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов; 3) предложения Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь»[1].
На сегодняшний день Россия твердо заявляет, что вопрос территориальной принадлежности Крыма закрыт, и правовых проблем для признания Западом воссоединения полуострова с Россией не существует. И так как он является неотъемлемой частью РФ, любое посягательство на территорию Крыма после принятия закона о воссоединении его и Севастополя с Россией — это покушение на суверенитет Российской Федерации.
Как видно, современные государства по сей день сталкиваются с проблемами суверенитета, которые затрагивают как иерархию властных структур внутри конкретного государства, так и место самого государства в ряду других государств мирового сообщества. Именно поэтому охрана суверенитета – одна из важнейших функций государства. Под охраной понимаются конституционные меры, связанные с защитой целостности и независимости государства.
Конституцией РФ в ст. 80 предусмотрено, что Президент России, как глава государства, «принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». В присяге при вступлении в должность он клянется защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства.
Будучи гарантом суверенитета страны, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики России, делая это в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, утверждает концепцию национальной безопасности и военную доктрину, руководит командованием Вооруженных Сил, другими войсками и воинскими формированиями, формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обеспечения суверенитета России, а в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение, а также имеет право вводить чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
«Защита Российской федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной – Вооруженными Силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической – Президентом и Правительством России, а также государственными органами, которые руководят различными отраслями управления. Важная роль в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы. Одно из существенных средств защиты государственного суверенитета Российской Федерации – законодательная и другая нормотворческая деятельность ее государственных органов»[2].
[1] Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 23.06.2016) « О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»// «Российская газета» от 24 марта 2014 г. N 66.
[2] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России, Издание 2-е, переработанное и дополненное. Москва: Юристъ. 2001 г., 197 с.
|