Любое наказание является лишением прав, включая и право на жизнь. Например, лишение свободы сопрягается с некоторыми ограничениями служебных, профессиональных прав на время его отбывания. В этом случае лишение прав не имеет самостоятельного значения. Но независимо от таких случаев лишение прав выдвигается законодателем в уголовном праве и как особый род наказания[1].
У истоков уголовного права такое правовое последствие как лишение прав подразумевало полное бесправие лица, к которому это наказание применялось: не существовало покровительственных законов для преступников, его можно было даже безнаказанно убить. Также господствовало воззрение об отнятии у преступника всех не только общественных прав, но и прав естественных, человеческих.
Русская Правда 911 года отличалась относительной гуманностью наказаний: в ней, не считая кровной мести, было, по существу, одно наказание - штрафы (вира, продажа, головничество), в связи с чем в литературе Русскую Правду называли кодексом частного права. Но в дальнейшем развитие наказания шло по нарастающие-ужесточающей кривой[2].
В Соборном уложении 1649 года предусматривались новые виды уголовных наказаний: членовредительство («отсечь руку», «отрезать левое или правое ухо», «пороти ноздри и носы резати»), принудительные работы как прообраз каторги и ссылка - наказание, которое развиваясь, на несколько веков станет характерным для уголовной политики России. Наказание ссылкой предварительно сопровождалось телесными наказаниями (битьем кнутом, а в отдельных случаях, кроме того, вырыванием ноздрей и урезанием носа). Включение ссылки как меры наказания в нормативный акт свидетельствует о том, что она на практике применялась очень давно, хотя и нечасто[3].
Артикул воинский 1715 года содержит ряд норм, которые нельзя не отнести к прогрессивным: речь идет об альтернативности наказаний, присутствующей в большинстве артикулов, в том числе касающихся наказания в виде лишения свободы. Тюремное заключение сопрягается с церковным покаянием, а также членовредительным наказанием, в некоторых статьях в качестве наказания встречается ссылка на каторгу.
Во время правления Петра Iв первой четверти XVIII в., происходит соединение ссылки и принудительных (каторжных) работ, и начинается очередной этап дальнейшего развития института ссылки. В этот период еще не предусматривается обязательное содержание каторжников в специальных каторжных тюрьмах, и они работают и живут так же, как вольные рабочие. Разграничиваются ссылка на каторгу и ссылка в поселение, а с 1721 года каторга делится на вечную и временную (урочные годы стали назначаться по указам), при этом тяжесть работ еще не имела карательного значения.
В приказах Временного правительства по ГТУ № 1и2от8и17 марта 1917 года говорилось о том, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, имевшего несчастье совершить преступление, и для надлежащего осуществления этой задачи прежде всего необходимо проявлять гуманность к заключенным, а также указывалось на неприемлемость для тюремного переустройства атмосферы бесправия и неуважения к человеческой личности.
Постановлением ВЦИК и СНК от 1 августа 1933 года утвержден Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, где нашли отражение изменения в государственной пенитенциарной политике этого периода. Ст. 1 Кодекса закрепляла, что «задачей уголовной политики пролетариата на переходный от капитализма к коммунизму период является защита диктатуры пролетариата и осуществляемого им социалистического строительства от посягательств классово враждебных элементов и нарушений со стороны как деклассированных элементов, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся». В соответствии с этой задачей исправительно-трудовая политика преследовала такие цели:
ставить осужденных в такие условия, которые не давали бы им
возможности совершать действия, наносящие ущерб социалистическому строительству;
перевоспитывать и приспосабливать их к условиям трудового общежития, направляя их труд на социально полезные цели и организуя
его «на началах постоянного приближения труда принудительного к
труду добровольному на основе исправления и ударничества».
Впервые наказание в виде лишение права занимать определенную должность было закреплено в УК РСФСР 1960 года.
В соответствии со ст. 29 данного Кодекса наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могло назначаться в качестве основного или дополнительного на срок от 1 года до 5 лет.
До 1983 года порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права заниматься определенную должность или заниматься определенной деятельностью не были урегулированы. Данный вопрос был решен общесоюзным и республиканским положениями о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, принятые указами Президиумов Советов СССР и РСФСР соответственно 15 марта 1983 года и 16 июля 1984 года[4].
Приказом МВД СССР от 10 июня 1983 года утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля органами внутренних дел за исполнением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
При назначении данного вида наказания в качестве основного либо в качестве дополнительного наказания без лишения свободы, а также при условном осуждении и отсрочке, если исполнение дополнительного наказания также не было отсрочено, копии вступившего в законную силу приговора направлялись судом администрации по месту работы осужденного и органу внутренних дел и срок наказания в этом случае исчислялся с момента вступления приговора в законную силу[5].
При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью дополнительно к лишению свободы оно распространялось на все время нахождения осужденного в местах лишения свободы и затем на срок, который указан в приговоре. По отбытии лишения свободы или при досрочном освобождении по не реабилитирующим основаниям администрация ИТУ направляла копию приговора в инспекцию исправительных работ по месту жительства освобожденного и в справке об освобождении указывалось на наличие у лица дополнительного наказания. При освобождении срок данного наказания исчислялся с момента освобождения, это касалось не только условно-досрочного освобождения и замены лишения свободы более мягким наказанием, но и досрочного освобождения по болезни.
В случае, если осужденный лишался права управления транспортным средством, права охоты и т.д., то заверенная выписка из приговора либо его копия направлялась инспекцией в органы ГАИ или в общественные объединения, которые осуществляли контроль за некоторыми видами деятельности (например, общества охотников и рыболовов и т.д.). Данные органы изымали у осужденного соответствующие документы, если они не были изъяты ранее и заносили сведения о лишении права в учетные данные[6].
Администрация по месту работы осужденного не позднее следующего дня после получения копии обязана была прекратить с ним трудовой договор в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 29 КЗоТ РСФСР. В трудовую книжку данного лица вносилась запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какой деятельностью не вправе заниматься. Подобная запись делалась и в том случае, если должность осужденного не подпадала под запрет.
Об исполнении предписаний приговора немедленно должны были извещаться суд и инспекция исправительных работ.
При согласии осужденного администрация могла предоставить ему иную должность или работу, если это не противоречило приговору. Например, водитель, лишенный права управления транспортным средством, переводился в авто-слесари, грузчики и т.д. и в подобном случае оформлялось не увольнение, а перевод с указанием срока и оснований.
В том случае, если на работу поступал осужденный, в трудовой книжке которого не было соответствующей записи, то независимо от предлагаемой ему должности администрация по представлению инспекции исправительных работ была обязана внести в трудовую книжку соответствующую запись.
Когда осужденный отбыл полностью данное наказание или был освобожден от него в установленном законом порядке, по его просьбе ему выдавался дубликат трудовой книжки без внесения в него записи о наказании.
Во время нахождения в ИТУ осужденных дополнительно к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, они не могли привлекаться к работам, выполнение которых им было запрещено приговором[7].
Ст. 8 Положения о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных закрепляла, что контроль за исполнением приговоров к данной мере наказания возлагался на инспекцию исправительных работ по месту жительства осужденного. На основании копии приговора инспекция ставила осужденного на учет и уведомляла об этом суд, который постановил приговор, а также проверялось наличие в трудовой книжке осужденного записи. Инспекция вправе была контролировать фактическое исполнение администрацией предписаний приговора, а выполнение осужденным возложенных на него ограничений контролировалось не реже 1 раза в 6 месяцев.
Если лицо, которое осуждено к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поступало на запрещенную ему работу, администрация была обязана прекратить с ним трудовой договор по п. 7 ст. 29 КЗоТ РСФСР. Инспекция также могла внести администрации представление о прекращении осужденным такой деятельности в трехдневный срок с предупреждением о возможной уголовной ответственности.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 года в УК РСФСР включена ст. 1882 «Неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Данная статья предусматривала уголовную ответственность осужденного за невыполнение приговора суда, а также устанавливалась ответственность должностных лиц, пользующихся правом приема на работу и увольнения. Уголовная ответственность осужденных за неисполнение приговора суда затем была исключена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 декабря 1989 года[8].
По сравнению с уголовным законом царской России, закон советского времени устанавливал более общее наименование рассматриваемого наказания. По Уложению о наказаниях 1845 года дополнительные и исключительные наказания назначались до 10 лет либо навсегда, их продолжительность зависела от характера совершенного преступления и от основного наказания, которое назначал суд.
В советском уголовном праве сроки наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не превышали, как правило, 5 лет и назначение данного наказания всегда связывалось с совершенным осужденным преступлением и необходимостью отстранения провинившегося от занимаемой должности либо деятельности. Осужденного признавали недостойным занимать определенную должность или деятельность в силу моральных соображений для предупреждения совершения им новых преступлений[9].
Важным нововведением в УК РФ 1996 года является определение сферы применения рассматриваемого наказания и ограничение круга лиц, к которым оно может быть применено. В диспозиции статьи закреплено, что запрещено занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
В отличие от УК РФ ст. 29 УК РСФСР 1960 года предусматривала наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но при этом не раскрывала какие должности и какой конкретно деятельностью запрещено заниматься[10].
Можно сделать вывод, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью претерпело достаточно большое количество изменений, начиная с гражданской войны и заканчивая принятием УК РФ 1996 года, в котором и определен данный вид наказания. Лишение прав в отечественном уголовном праве не было постоянным и носило признак изменчивости, выражающийся в изменении совокупности лишенных прав, некоторые из которых ликвидировались, а новые добавлялись. Наиболее приближенным к российской действительности данный вид наказания был закреплен в УК РСФСР 1960 года, где произошло разделение наказания на основное и дополнительное.
[1] Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства (по изд. 1879г.). – М.: ТК Велби, 2008 – С. 133.
[2] Карпец И.И. Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973. С. 21.
[3] Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1878. С. 201.
[4] Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.
[5] Кузьмин С.И. ИТУ: история и современность // Человек: преступление и наказание. 1996. № 1. С. 50.
[6]Стручков Н.А.Нужна новая концепция исполнения наказаний // Правовые и организационные основы исполнения уголовных наказаний. М., 1991. С. 22.
[7]Фефелов В.А. Социально-правовые основы цивилизации исправительных учреждений Российской Федерации. Рязань, 1992. С. 26.
[8] ВВС РСФСР. 1989. № 50. Ст. 1477.
[9] Крылова Е.С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата юрид. наук. – Саратов, 2002. – С. 7.
[10] Агильдин В.В. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания по УК РФ // Юридический мир. – 2001. № 2. – С. 37-40.
|