Сервитут должен осуществляться способом, наименее обременительным для служебного участка, в отношении которого он установлен. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.[1] После установления сервитута он считается неотъемлемой принадлежностью земельного участка и не может быть отчужден отдельно от участка.
Собственник служебного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральным законом. В случаях, когда установление публичного сервитута приводит к невозможности использования такого участка, собственник, землевладелец и землепользователь вправе требовать изъятия (выкупа) у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, далее «Уполномоченный орган», соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.[2]
После установления сервитута, производится расчёт стоимости содержания установленной части земли по следующим параметрам:
1)номинальная стоимость части земли, обременённой сервитутом;
2)размер ущерба, связанный с утратой пользования частью земли;
3)размер упущенной выгоды, связанной с утратой пользования частью земли. Эти данные рассчитываются по специальным методикам и суммируются.
Лица, права и интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.[3]
Сервитут не имеет самостоятельного правового значения – он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и т.д. Здесь действует особое «право следования». Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.[4]
[1] п.1, ст.274 «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ
[2] с.13, Ананьев А.Г. Договор об установлении сервитута // Юрист. – 2013. – № 18.
[3] п. 3 ст. 274 «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ
[4] Гражданское право: учебник / С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало, Д. В. Мурзин [и др.]; под общ. ред. чл.-корр. РАН С. С. Алексеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва :Проспект; Екатеринбург : Институт частного права, 2012
|