Статья 23 ЗК РФ устанавливает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Такой сервитут может устанавливаться для:
1)обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
2)строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка;
3) а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.[1]
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях если это необходимо для обеспечения публичных интересов, в том числе интересов государства, местного самоуправления либо интересов местного населения, проживающего на данной территории, без изъятия земельных участков.
Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень публичных сервитутов. Публичные сервитуты могут устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры;
3) размещения на участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка для охоты и рыболовства;
9) временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ.
Градостроительный кодекс Российской Федерации регулирует сервитутные отношения несколько иначе. Так, согласно ст. 64 в отношении объектов недвижимости в градостроительстве могут устанавливаться публичные и частные сервитуты. Публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании градостроительной документации и правил застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами. Частные сервитуты в области градостроительства могут устанавливаться в целях ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком, иными объектами недвижимости для обеспечения:
1)строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений;
2)строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
3)проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен;
4)прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
5)применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и сооружений;
6)эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки;
7)других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.[2]
Согласно Воздушному кодексу вокруг аэропортов не допускается строительство высоких зданий, которые могли бы создать опасность полетам воздушных судов. Если по сельскохозяйственным землям прокладывается воздушная линия электропередачи, то в определенной полосе вдоль этой линии запрещаются полив посевов дождеванием, земляные и некоторые другие работы и т.п.[3]
Подытожив вышесказанное можно выделить такие условия установления сервитута:
1)для возникновения вещного сервитута необходимо наличие двух смежных участков (либо соседнего со смежным), один из которых (служебный) должен служить нуждам другого участка (господствующего);
2)сервитут устанавливается на соседний земельный участок, который находиться на праве собственности у другого лица;
3)сервитут может быть установлен с целью восполнить недостающие свойства господствующего земельного участка, без его установления невозможно использование господствующего участка (объективная обусловленность);
4) сервитут не может состоять в обязании к активным действиям самого собственника служащей вещи, иначе такое требование квалифицируется как вещное обременение;
5)сервитуарий должен относиться к пользованию служащим земельным участком экономно (принцип экономии), наименее обременительным способом для собственника, а также на возмездной основе (принцип платности).[4]
[1] п.1, ст.274, «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ
[2] ст.64, Проект N 96002886-2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. согласительной комиссии, принятая ГД ФС РФ 08.04.1998)
[3] ст.47, "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
[4] стр. 139, Система ограниченных вещных прав на земельный участок / И.А. Емелькина. – 2-е изд. исп. и доп. – М.: Инфотропик Медиа, 2013
|