Наличие в законодательстве мер уголовно-правового воздействия, не связанных с изоляцией осужденных от общества, заставляет корректировать уголовно-исполнительную политику России, которая направлена на повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития[1].
В отечественном уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве имеется своя система уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, однако международным сообществом в нормативно-правовых актах предлагается более обширный перечень наказаний и мер, альтернативных лишению свободы.
Рассмотрим практику исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в некоторых зарубежных странах.
Изучение зарубежной практики применения мер, альтернативных лишению свободы, позволит почерпнуть положительное, что можно предложить для внесения изменений в национальное законодательство.
Рассмотрим опыт применения мер, альтернативных лишению свободы Англии и Уэльса[2].
В данных странах применяется разновидность условно-досрочного освобождения – «условное освобождение», которое определяет раннее освобождение заключенных из-под стражи и возвращение их обратно в общество на временной или постоянной основе. При этом освобождении заключенный состоит на контроле, он обязан отвечать ряду требований, установленным местными властями, для того, чтобы получить условное освобождение.
Заключенные должны соответствовать предъявляемым требованиям, чтобы иметь возможность условного освобождения и когда заключенные получают освобождение, они обычно находятся под наблюдением согласно «лицензии». Лицензия представляет собой свод правил, запретов, которые заключенный не может нарушать, когда находится на свободе (не нарушать закон, сообщать своему куратору или властям о любых изменениях места жительства или трудоустройства).
Нежелание следовать правилам лицензии может привести к повторному аресту или возвращению в тюрьму, а также освобожденные условно заключенные находятся под постоянным наблюдением того учреждения, которое выдало им лицензию.
Также в данных государствах применяется система электронного наблюдения при помощи электронных браслетов, которые применяются в двух случаях:
как мера общественного наказания;
как способ условного освобождения из тюрьмы.
Тюремная система Франции[3] представляет собой совокупность управлений, департаментов и служб, которые подотчетны Министерству юстиции.
В данной стране действует Тюремная служба социальной адаптации и пробации, созданная декретом от 13 апреля 1999 года № 99-276 с целью в условиях лишения свободы или исполнения наказания вне исправительного учреждения и согласно общеправовым нормам способствовать доступу к правам и структурам социальной адаптации для заключенных и лиц, находящихся под ее контролем по решению судебного органа.
Возглавляют данную службу директора, в подчинении которых находятся социальные работники, на вооружении имеются все средства, необходимые для выполнения поставленных задач. Они участвуют в предупреждении последствий заключения, постепенно исключающего заключенных из общества, помогают им готовиться к социальной реабилитации и способствуют сохранению социально-полезных и семейных связей. Сотрудники Тюремной службы участвуют в процессе подготовки отчетов для судов о личности лица, совершившего преступления для принятия судьей решения о применении к нему наказания в виде лишения свободы или не связанного с изоляцией осужденного от общества, а также обеспечивают контроль за лицами, попавшими в руки правосудия.
Доля лиц, которые находятся под контролем данной службы доходит до ¾ от общего числа осужденных, и их количество растет в связи с реализацией пенитенциарного закона, принятого в 2009 году, имеющий своей целью расширить применение альтернативных видов наказания[4].
В Польше[5] в 1919 году создан институт Общественных опекунов, целью которого было поддержание деятельности судов для несовершеннолетних, задачей их являлось осуществление надзора. В рамках данного Института кураторы, выполняя свои обязанности должны оказывать помощь своим подопечным в процессе правильной общественной интеграции и способствовать тому, чтобы они вели себя в соответствии с принятыми нормами. По истечении времени кураторы стали осуществлять надзор и за совершеннолетними и в настоящее время они представляют институт судебной поддержки и приписаны к судам.
Работа куратора включает в себя:
составление отчета о личности подростка и ситуации в семье по поручению судьи, для чего куратор посещает семью подростка и беседует с подростком и членами семьи. Обычно срок подготовки отчета составляет 14 дней, в экстренных случаях от 1 до 3 дней. Данный отчет содержит анализ ситуации и рекомендации относительно помощи или мер воспитательного характера. В 90 % случаев судья следует рекомендациям куратора.
осуществление контроля за поведением ребенка по решению суда. Куратор посещает семью, школу, место работы подростка и регулярно представляет отчеты судье, а иногда судья поручает куратору осуществлять такой контроль до суда, на этапе следствия. Куратор вправе вызывать подростка для беседы в суд, вести переговоры с родственниками, чтобы совместно найти пути решения проблем[6].
Решение о возможности избрания режима пробации принимается в случае применения инструментов уголовного законодательства:
условное прекращение, при котором суд может условно прекратить уголовное преследование, если вина и социальная важность действия не имеют значительного характера, обстоятельства его совершения не вызывают сомнений, а виновные своим отношением и предшествовавшей жизнью подтверждают предположение о том, что, несмотря на прекращение преследования, не совершат преступления вновь.
условное приостановление исполнения наказания, при котором суд может условно приостановить исполнение назначенного наказания в виде лишения свободы, если срок наказания не превышает 2 лет наказания в виде ограничения свободы или штрафа, если это окажется достаточным наказанием по отношению к виновному и предотвратит дальнейшее развитие криминального поведения.
наказание в виде ограничения свободы, при котором осужденный не может без согласия суда изменять место постоянного проживания, обязан выполнять назначенные судом неоплачиваемые общественно полезные работы в благотворительных организациях в размере от 20 до 40 часов в месяц, а также обязан предоставлять объяснения в отношении того, как осуществляется отбывание наказания[7].
Условно-досрочное освобождение в Канаде представляет собой условное освобождение, которое дает возможность правонарушителям провести остаток срока назначенного наказания на свободе, вне тюремного учреждения, для чего необходимо, чтобы комиссия по условно-досрочному освобождению изучила материалы дела и решила, можно ли позволить правонарушителю вернуться в общество до окончания срока его заключения.
Исправительная служба Канады отвечает за осуществление надзора за правонарушителями, которые условно освобождены из тюрем и исправительных учреждений провинций или территорий, где нет собственных комиссий по условно-досрочному освобождению.
Общественный надзор включает в себя мониторинг и помощь правонарушителю при его реинтеграции в общество. Должностное лицо, которое осуществляет надзор, просматривает дело правонарушителя и составляет график встреч с правонарушителем, выдает инструкции, может обращаться в общину и в полицию, а также может посещать семью, друзей, работодателя правонарушителя и других лиц.
В Канаде имеются исправительные программы, оказывающие структурированное воздействие на факторы, непосредственно влияющие на криминальное поведение правонарушителей.
Рассмотрение практики исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы в США представляет для России интерес из-за большого влияния наших государств на мировую политику. В России уголовно-исполнительное законодательство существует в кодифицированном виде, а в США в каждом штате имеется свое законодательство и основывается на прецедентном праве.
В США существует деление на основные и дополнительные виды наказания. Первые представлены лишением свободы и штрафом. К основным наказаниям относится также смертная казнь, сохранившаяся в большинстве штатов, а к дополнительным наказаниям относятся:
лишение избирательных прав;
запрещение занимать некоторые должности или осуществлять определенную деятельность;
конфискация имущества;
запрещение пользования имуществом в течение установленного срока;
арест или принудительная распродажа имущества;
возложение обязанности загладить причиненный вред и др.
По федеральному законодательству за измену государству, покушение на свержение силой правительства США или использование с этой целью оружия в качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение американского гражданства. Некоторые штаты предусматривают назначение такого наказания, как кастрация для лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления против личности. Так, согласно УК штата Калифорния за совершение полового сношения с девочкой моложе 10 лет в качестве дополнительного наказания судом может быть предписана операция «с целью предупреждения производства этим лицом потомства».
УК Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Украины предусматривают применение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, как в качестве основного, так и дополнительного наказания. Данные наказания в соответствующих статьях УК располагаются на одном из первых мест в системе видов наказаний, то есть относятся к мягким наказаниям. Отмеченные Кодексы предусматривают возможность назначения рассматриваемых наказаний в качестве дополнительного наказания и в случаях, когда они не предусмотрены санкцией статьи Особенной части.
Действующий УК ФРГ содержит в раздел, который включает в себя уголовно-правовые предписания о правовых последствиях деяния. В главе первой «Наказание» предусмотрено два вида наказания, которые по своей правовой природе являются основными - лишение свободы и денежный штраф. Согласно Конституции ФРГ 1949 года смертная казнь в ФРГ не применяется. К дополнительным наказаниям отнесено одно - запрещение управлять транспортным средством, назначаемое наряду с лишением свободы или денежным штрафом в том случае, когда преступное деяние было совершено при использовании или в связи с управлением транспортным средством, на срок от одного года до трех лет.
В швейцарском УК содержится разнообразный перечень дополнительных наказаний:
увольнение от должности,
лишение родительской или опекунской власти,
запрет заниматься определенной профессией, ремеслом или осуществлять торговую деятельность,
изгнание (высылка) за пределы страны,
запрещение посещать конкретный ресторан лицам, склонным к алкоголизму.
Можно сделать вывод, что по УК большинства стран дальнего зарубежья максимальный срок наказания в виде лишения прав, применяемого в качестве дополнительного наказания, составляет - пять лет, а сроки лишения каких-либо прав, применяемых в качестве основного наказания, варьируют от шести месяцев до лишения прав навсегда.
В уголовном праве зарубежных государств система наказаний строится с учетом, в первую очередь, категорий преступных деяний.
В уголовном праве зарубежных государств система наказаний строится также с учетом их значения для реализации целей наказания (основные, дополнительные, вспомогательные, альтернативные), сущности и содержания этих мер (имущественные, телесные и пр.), субъектов уголовной ответственности (для физических, для юридических лиц), а также с учетом других критериев.
Система основных наказаний, как правило, не характеризуется большим разнообразием видов, а дополнительных наказаний, или наказаний вспомогательного характера, чрезвычайно много, и они связаны с ограничением самых разных прав и свобод осужденного, включая личные, политические и социально-экономические права.
[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консультант плюс».
[2] Краткий отчет, подготовленный Международным центром тюремных исследований. – Penal reform international, 2000.(пер. с англ. К.А. Кунаш).
[3] По материалам сборника «Тюремная администрация во Франции в 2001 году», изданного под эгидой Министерства юстиции Франции и переведенного на русский язык.
[4] ¾ приговоров исполняются вне стен тюрем: неизвестное лицо пенитенциарной службы. // Преступление и наказание. – 2011. - № 5. – С. 55-56.
[5] Павловски К. Система пробации в Польше. Актуальные проблемы зарубежной пенитенциарной науки и практики : материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики». – М.: НИИ УИС Минюста России, 2005. – С. 19-24.
[6] Разумовская М.Л. Ювенальная юстиция в Польше // http://kraevoy.krk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=122.
[7] Павловски К. Система пробации в Польше. Актуальные проблемы зарубежной пенитенциарной науки и практики : материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики». – М.: НИИ УИС Минюста России, 2005. – С. 19-24.
|