Совершение ряда преступлений осужденными (дезорганизация нормальной деятельности учреждений, массовые беспорядки, захват заложников, побеги, убийства, причинение вреда здоровью и др.) связано с проникновением в места лишения свободы запрещенных к использованию осужденными вещей и предметов. часть 8, 9 ст.82 УИК РФ не дают общего понятия предметов, запрещенных к использованию в исправительных учреждениях, специально выделяя только деньги, ценные бумаги и иные ценности.
Обратим внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. № 378-О[1], согласно которому часть 8 статьи 82 УИК РФ не предполагает произвольное ограничение права осужденного иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать определенные вещи, предметы или продукты и не лишает его права обжаловать в судебном порядке как установление в подзаконных нормативных правовых актах запрета на приобретение или использование тех или иных вещей, предметов или продуктов, так и применение этого запрета в отношении него. Вместе с тем законодатель вправе избрать иной подход к регламентации соответствующего запрета, в том числе при установлении исходных положений, которыми определяются допустимые ограничения прав осужденных.
В соответствии с частью 9 статьи 82 УИК РФ обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания[2]. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством РФ.
Конкретный перечень вещей и предметов определяется Приказом Минюста России от 03.11.2005 г. № 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений"[3]. К данному перечню существуют примечания, согласно которым, например, при переводе в другое учреждение осужденным разрешается брать с собой только личные вещи, продукты питания и предметы, приобретенные ими в установленном порядке. Также установлено, что количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется начальником учреждения исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, включая находящиеся на складе, не может превышать 50 кг. Кроме того, перечень продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы.
Для примера рассмотрим несколько судебных решений по поводу изъятия запрещенных предметов. Так, согласно Апелляционному определению Пермского краевого суда от 30.06.2014 г. по делу № 33-5243[4], из руководства пользователя "***" следует, что это электронное устройство является приемником и передатчиком излучения в радиочастотном диапазоне и имеет функции записи и воспроизведения аудио - и видеофайлов, получения и передачи данных через сеть Интернет. Суд при рассмотрении заявления правильно исходил из того, что электронное устройство "***" с учетом его функций относится к видео-, аудиотехнике, которую осужденным запрещается иметь при себе и которая подлежит изъятию. При этом не имеет юридического значения, в каких целях данное электронное устройство используется заявителем, и изъятие указанного устройства не свидетельствует о нарушении прав заявителя.
Согласно Апелляционному определению Архангельского областного суда от 21.03.2013 г. по делу № 33-1504/2013[5] [6], по делу видно, что 5 апреля 2012 года при выдаче посылок, передач, бандеролей были изъяты запрещенные к хранению и использованию осужденными предметы и вещи, определенные приложением № 1 к приказу МЮ РФ от 03.11.2005, в том числе, у осужденного С. - 8 килограмм сала свиного домашнего производства, в последующем уничтоженные по акту. При таких обстоятельствах и руководствуясь указанными нормами права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действия администрации исправительной колонии по изъятию из посылки осужденного сала свиного домашнего производства как продукта, запрещенного к хранению, являются обоснованными.
Борьба с проникновением в места лишения свободы запрещенных предметов - одна из острых проблем деятельности исправительных учреждений. Ее актуальность определяется распространенностью и устойчивой тенденцией к росту правонарушений, связанных с незаконной доставкой на территорию исправительных учреждений, передачей осужденным и получением от них запрещенных предметов.
Количество граждан, задержанных за передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов, в пределах режимной территории исправительных учреждений ежегодно увеличивается. А способы передачи запрещенных предметов каждый раз возникают все новые и новые. Это связано с техническим прогрессом и ухищренностью лиц, осуществляющих перебросы. Все чаще и чаще перебросы на режимную территорию осуществляются при помощи новых технологий: так называемых квадрокоптеров, при помощи данного устройства без проблем осуществляются перебросы (доставление) запрещенных предметов осужденным, иногда прямо в руки. Квадрокоптер пересекает все ограждения и защитные барьеры и без труда доставляет запрещенный предмет на территорию исправительного учреждения.
В настоящее время основным видом юридической ответственности, установленным законодателем за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях УИС или в местах содержания под стражей, является административная ответственность - статья 19.12 КоАП РФ.
Обратим внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 г. № 2096-О[6], согласно которому, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А. оспаривает конституционность статьи 19.12 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за передачу либо попытку передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом. Статья 19.12 КоАП РФ направлена на охрану правового режима содержания лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы, изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей в части, запрещающей хранение и использование указанными лицами предметов, веществ и продуктов питания, которые в том числе представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей. Данное регулирование осуществляется безотносительно того, какому конкретно лицу предназначались для передачи такие запрещенные предметы, вещества или продукты питания. Следовательно, само по себе оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
Приведем примеры административной ответственности за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания. Постановлением Верховного суда Республики Мордовия от 05.06.2015 г. по делу № 4-а-86[7] установлено, что как следует из материалов дела, 15 января 2015 г. в 14 час.30 мин. в комнате проведения краткосрочных свиданий ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия при досмотре сотрудниками исправительной колонии передачи Б. для осужденных А. и В. обнаружены 10 сотовых телефонов, 11 зарядных устройств и 4 гарнитуры. По данному факту 15 января 2015 г. оперуполномоченным оперативного отдела ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия в отношении Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.12 КоАП РФ. Попытка передачи Б. лицам, содержащимся в исправительной колонии, предметов, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении, и, соответственно, наличие в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.12 КоАП РФ, подтверждены достаточной совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Таким образом, действия Б. правильно квалифицированы по статье 19.12 КоАП РФ и в отношении него применена административная ответственность.
Необходимо отметить, что с момента декриминализации уголовно наказуемой передачи запрещенных предметов проблемы уголовно-правовой охраны общественных отношений, обеспечивающих нормальную деятельность исправительных учреждений, требуют дальнейшего решения.
В целях совершенствования уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, в действующее уголовное законодательство предлагается ввести единую норму, устанавливающую уголовно-правовой запрет всех видов обращения и передачи запрещенных для осужденных веществ, вещей и предметов. Установление уголовной ответственности за незаконную передачу запрещенных предметов лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы или содержащимся под стражей, обусловлено значительной общественной опасностью данного деяния и призвано обеспечить: укрепление законности и правопорядка в местах лишения свободы и местах содержания под стражей; осуществление принципа неотвратимости наказания; исправление осужденных в духе строгого соблюдения законов; создание условий для организации исполнения наказания в исправительных учреждениях и содержания подозреваемых, обвиняемых под стражей.
Таким образом, проникновение запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения, в том числе и производство запрещенных предметов на территории учреждения является достаточно глобальной проблемой. По моему мнению предупреждение проникновения запрещенных предметов на режимную территорию можно обеспечить двумя способами: во-первых, установить уголовную ответственность за незаконную передачу запрещенных предметов лицам, находящимся в местах лишения свободы или местах содержания под стражей, а также усилить режимные мероприятий, в том числе применение оборудования ИТСОН, которое может способствовать пресечению передачи запрещенных предметов с использованием квадрокопов.
[1] Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 12 июля 2006 г. № 378-О // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2007. - № 2.
[2] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08. 01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28. 11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 01.2016) // Собрание законодательства РФ, 13. 01.1997, № 2, ст. 198
[3] Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 3 нояб. 2005 г. № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 21. 11.2005. - № 47.
[4] Апелляционное определение Пермского краевого суда от 30 июня 2014 г. по делу № 33-5243. - Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
[5] Апелляционное определение Архангельского областного суда от 21 марта 2013 г. по делу № 33-1504/2013. - Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
[6] Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 25 сент. 2014 г. № 2096-О. - Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
[7] Постановление Верховного суда Республики Мордовия от 5 июня 2015 г. по делу № 4-а-86. - Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
|